6 июня 1916 года, понедельник
6 июня 1916 года в понедельник канцелярия Военного министерства зарегистрировала под номером 1414/19с письмо с пометками «В[есьма]Спешное. Секретное».
В этом письме Военный министр генерал от инфантерии Дмитрий Савельевич Шуваев сообщал лично Министру внутренних дел гофмейстеру Борису Владимировичу Штюрмеру об одном крайне важном деле и обращался с просьбой:
…не отказать в сочувственном со своей стороны отношении к этому крайне важному для армии делу.
Депеша эта была отправлена лично Министру внутренних дел и подлинник ее, скорее всего, до сих пор хранится в архивном фонде этого министерства. А в дело № 3 «О привлечении инородцев на службу в рабочие дружины для обслуживания тыла действующей армии» офицеры Отдела Пенсионного и по службе нижних чинов (ПипСНЧ) аккуратно подшили «отпуск» этого письма — так в те времена официально называли машинописную копию, сделанную на тонкой «папиросной» бумаге «под копирку». Поскольку депеша была секретной, каждая копия имела номер: на публикуемом «отпуске» в правом верхнем углу стоит 4, значит еще два экземпляра отложились в фонде канцелярии министра и фонде специального секретного отдела.
Надо специально отметить, что делопроизводство в Отделе ПипСНЧ Главного Штаба было поставлено идеально. Недаром начальник этого Отдела генерал-лейтенант В.М. Баранов долгое время занимал должность правителя канцелярии Главного штаба и начальника Распорядительной части Главного штаба. Штабная культура в возглавляемом им подразделении была потрясающая. Для сравнения, в делах Азиатского отдела Главного штаба в одной папке могут находится переписка по совершенно несвязанным вопросам, постоянно встречаются копии одних и тех же документов, бумаги подшиты без соблюдения хронологической последовательности, часть документов, на которые имеются ссылки в деле, просто отсутствуют. Самый яркий пример — дело «Верблюды, индусы» (РГВИА. Ф. 1396, Оп. 2., Д. 2422), о котором мы писали на нашем сайте в обзоре событий 27-28 сентября 1916 года Хроники Туркестанской Смуты. В этой пухлой папке среди документов о событиях, связанных с Туркестанским восстанием, подшиты десятки бумаг о совершенно несвязанных между собой вопросах. Уже само название дела говорит само за себя! В ведомстве генерал-лейтенанта В.М. Баранова такое невозможно: любое дело можно читать как исторический роман, настолько там все четко, строго и полно представлено.
Благодаря этой «штабной культуре» можно с абсолютной уверенностью говорить, что проект публикуемого секретного письма от 6 июня 1916 г. № 1414/19 был составлен в том же Отделе ПипСНЧ и прилагался к Докладной записке по Главному штабу от 5 июня 1916 г. № 134, о котором мы рассказывали в предыдущем обзоре Хроники. Поскольку в письме министру внутренних дел и, по совместительству Председателю Совета министров Б.В. Штюрмеру излагаются те же идеи и предложения, которые приведены в вышеназванной Докладной записке, совершенно ясно, что Военный Министр генерал от инфантерии Д.С. Шуваев согласился с мнением своих подчиненных о том, как следует организовать набор инородцев в рабочие дружины.
Суть этих предложений в письме № 1414/19 изложена предельно ясно и лаконично
…Что же касается недочетов регистрации инородцев и неимения в настоящее время нужных для их призыва органов, то я полагаю, что в этом случае можно было бы несколько отступить от правил Устава о воинской повинности и выработать самый упрощенный и скорый порядок как регистрации инородческого населения, так и приема его на службу особыми подвижными воинским присутствиями упрощенного типа.
В виду того, что проведение и осуществление настоящей меры невозможно без содействия органов вверенного Вашему Высокопревосходительству ведомства, я прошу Вас не отказать в сочувственном со своей стороны отношение к этому крайне важному для армии делу.
Для разработки же соответственного законопроекта я полагал бы целесообразным образовать без замедления при Главном Штабе особое совещание из представителей Министерств Военного и Внутренних Дел, в каковое coвещание прошу не отказать назначить в возможно непродолжительном времени представителей от вверенного Вам министерства.
По сути военные предлагали МВД срочно создать новый тип «воинской повинности присутствий» и совместно с военными организовать набор рабочих, одновременно проведя соответствующий законопроект через Государственную думу. Совершенно ясно, что при таком подходе основные тяготы «по удовлетворению потребности действующей армии в рабочей силе» возлагались на МВД. Но в Российской Империи так и было установлено, что за набор по воинской повинности отвечало именно это ведомство. Так что военные ничего экстраординарного не предлагали.
Только вот были ли с этим согласны руководители МВД — вот в чем вопрос! Именно для оперативного разрешения этого вопроса Военный министр и предлагал созвать «особое совещание». Как на это предложение откликнулся «милостивый государь Борис Владимирович», мы сообщим в следующих обзорах нашей Хроники Кровавого Повеления.
< ЧИТАТЬ: ЗА 20 ДНЕЙ ДО… ЧИТАТЬ: ЗА 18 ДНЕЙ ДО… >