Публикуется по изданию: Восстание 1916 года в Туркмении (документы и материалы). Ашхабад: Туркменское Государственное издательство, 1938. — 317 с.
Институт истории Туркменской ССР.
Представляемый сборник документов «Восстание 1916 года в Туркмении (документы и материалы)» (далее — «Сборник…») нельзя назвать «недоступным раритетом» по той причине, что его отсканированная копия уже несколько лет имеется в Интернете.
ЧИТАТЬ ИЛИ СКАЧАТЬ ТУРКМЕНСКИЙ СБОРНИК 1938 Г
Однако ссылок на документы, включенные в это собрание, практически нет в научных работах и публицистических статьях. У этого огорчительного явления есть несколько причин.
Во-первых, по названию «Сборника…» можно сделать заключение, что в нем представлены документы, касающиеся исключительно событий, происходивших на территории Туркмении, то есть — в реалиях 1916 года — в Закаспийской области Туркестанского края. Между тем это совершенно неверно, так как в издании много распорядительных документов, изданных властями Туркестанского края, то есть касающихся всех 5 туркестанских областей.
Вторая причина, — отсутствие ссылок на это издание в работах советских историков, занимавшихся «восстанием 1916 года» в 50-х и 60-х годах. Именно тогда «Сборник…» выпал из поля зрения исследователей протестных выступлений в Средней Азии, а в последующие годы историки в основном шли по «проторенной колее» и не замечали издание 1938 года, оставшееся в стороне генеральной линии.
Третья причина, на наш взгляд, заключается в том, что это издание уникально — у него… нет авторов. Ни одного — ни составителей, ни редакторов, ни авторов комментариев. Даже весьма профессиональный и познавательный текст «Введения» подписан так: «Институт истории» — и ни одного имени. Достоверно объяснить столь необычное явление мы не можем, но полагаем, что разгадка кроется в дате издания — тот самый не доброй памяти 1937 год: издание сдано в производство 22 ноября 1937 года и подписано к печати 5 марта 1938 г.). В эти месяцы в СССР был самый пик Большого Террора, который в среднеазиатских республиках коснулся прежде всего людей творческих, в том числе представителей филологических и исторических наук. Так что вполне вероятно, что имена историков, проделавших этот труд, были удалены из гранок «Сборника…» в самый последний момент. Примером может служить киргизский аналог «Восстание 1916 года в Киргизии», вышедший под редакцией Т.Рыскулова, но известный как «сборник Н.Лесной». Кстати, эта загадка сама по себе является интересным объектом для исторического исследования.
Четвертая причина, на наш взгляд, кроется в недостатках самого издания. Оно производит впечатление недоделанного, так как не отвечает базовым требованиям археографии, предъявляемым к подобным сборникам: документы не снабжены порядковыми номерами; заголовки документов не имеют унифицированной формы; не все документы датированы; именной указатель и указатель географических наименований составлены, но не снабжены ссылками на номера страниц. Все эти недоработки косвенно подтверждают высказанное выше мнение, что авторы «Сборника…» были репрессированы непосредственно во время его подготовки к изданию, так как, например, ссылки на номера страниц в указателях можно было указать только после того, как сделаны гранки и отпечатаны сигнальные экземпляры основного текста книги.
Ну и, наконец, пятая причина в очень низком полиграфическом качестве этого издания. Несмотря на вполне солидный (по нынешним временам) 3-тысячный тираж «Сборника…» напечатанный «типо-литографией Наркомместпрома» в Ашхабаде, сами книги, скорее всего, очень быстро истрепались и рассыпались. Поэтому и электронная версия «Сборника…», скачанная нами из Интернета, получилась плохо читаемой.
В общем с «формой» дело обстоит очень плохо. Но зато содержание заслуживает самой высшей похвалы и глубокого изучения не только современными жителями Туркмении, но и каждым, кто интересуется историей Туркестанского края, в частности периода его колонизации Российской империей. Поэтому Фонд Санжарбека Даниярова принял решение разместить его на своем сайте.
Для улучшения визуального восприятия текста мы провели специальную обработку и «чистку» сканов, что позволило осуществить электронное распознавание текста. Поэтому предлагаемый нами электронный вариант — не просто «картинки», а настоящий электронный документ, пригодный для использования поисковиков и быстрого копирования необходимых цитат. Надеемся, публикация будет содействовать введению или возвращению в научный оборот материалов сборника.
Поэтому переходим к краткой характеристике содержания.
В аннотации к «Сборнику…» указано:
В сборнике собраны документы о восстании местного населения против насильственной мобилизации на тыловые работы в годы Первой мировой войны: приказы и распоряжения, докладные записки о численности мобилизованных, реакции властей на протесты населения, процесс развертывания восстания и его подавления. Предисловие – краткий очерк колониальных притеснений туркмен царскими чиновниками и местной знатью.
Прежде всего отметим, что в «Сборнике…» представлены 166 исторических документов. Таким образом по этому показателю он — второй после академического издания «Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане» под редакцией А.В. Пясковского. Заметим, что в последний включены 55 документов из представляемого «Сборника…», то есть каждый третий документ. При этом для 15 из этих 55 документов не указаны иные архивные реквизиты, кроме ссылок на сборник «Восстание 1916 года в Туркмении».
Что касается тех 111 документов, которые имеются только в «Сборнике…», то безусловно исследователю истории туркменского народа интересен каждый из них без исключения. Поэтому мы обратим внимание на те документы, которые интересны не только с точки зрения описания событий в Закаспийской области, но и касаются других туркестанских областей. Приведем два примера.
Прежде всего обратим внимание на «Телеграмму из Петрограда Туркестанского генерал-губернатора Ф.В.Мартсона № 31 генералу от инфантерии М.Р. Ерофееву о порядке призыва и общей численности призываемых туземцев» от 30 июня 1916 г. (стр. 28-29). В ней имеется фраза, являющаяся, по нашему мнению, «ключом» к тем гонениям и истреблению, которым летом 1916 года были подвергнуты только киргизы восточного Семиречья, практически не коснувшись других этносов, проживавших в Туркестане. Смертельно больной генерал от инфантерии Ф.М. Мартсон, в официальной телеграмме «от себя» добавил:
Лично полагаю, первое, выкочевавшие [из] пределов края киргизы не подлежат принудительному возвращению…
Это «полагание» генерал-губернатора Ф.В. Мартсона, на первый взгляд звучащее как льгота и призыв не применять насилие, на самом деле было воспринято в Туркестане как «сигнал сверху» к безвозвратному изгнанию киргизов с родных земель (и только киргизов, но не туркмен, дунган или сартов).
В связи с этим также интересна телеграмма вр.и.д. Туркестанского генерал-губернатора М.Р. Ерофеева от 18 июля 1916 г. (стр. 39) о мерах по пресечению откочевок туркмен в сопредельные государства, которая была разослана не «циркулярно» всем пяти туркестанским губернаторам, а только начальнику Закаспийской области, то есть касалась исключительно начавшегося бегства туркмен, но не распространялась на киргизов. Как того и следовало ожидать, учитывая мнение генерал-губернатора Ф.В. Мартсона. Как известно, мнение начальства – вежливая или неофициальная форма приказа.
Изучая этот «Сборник…», не будем забывать, что один из главных принципов научного познания — «Все познается в сравнении», а задача науки — выявление частного и общего в каждом явлении. В данном случае крайне важно, что в Закаспийской области, как и в Семиречье, коренное население вело кочевой образ жизни, и потому первая реакция на набор в рабочие команды в обеих областях была во много схожа. Но позже события стали развиваться с существенными различиями. Данное собрание документов предоставляет уникальную возможность проследить все действия областного и уездного начальства Закаспийской области во второй половине 1916 года и сравнить их с действиями Семиреченского руководства в тот же период. В высшей степени красноречиво сравнение докладов начальников карательных отрядов, действовавших в Тедженском и Мервском уездах Закаспийской области, где местное население оказало реальное вооруженное сопротивление набору, с аналогичными докладами руководителей карательных акций на территории Пишпекского, Пржевальского или Джаркентского уездов Семиреченской области, коренное население которых массово бежало с родной земли.
Данный подход к использованию сведений, приведенных в «Сборнике…» представляется нам в высшей степени продуктивным и многообещающим с точки зрения осмысления произошедшего в 1916 году как в Закаспийской, так и в Семиреченской областях.
Помимо основного археографического материала в «Сборнике…» имеются дополнения:
Сборник включает указатель литературы по восстанию 1916 года в Средней Азии (книги, альбомы, библиографические указатели, журнальные статьи). Кроме того, прилагается алфавитный список лиц, упоминаемых в документах, и алфавитный перечень географических названий и населенных пунктов с пояснениями. Составлена хронология событий в Закаспийской области и на Гюргене (Иран) с июля 1916 по март 1917 гг.
Этот блок материалов по указанной выше причине — отсутствию в алфавитных указателях ссылок на конкретные страницы «Сборника…» — был слабым подспорьем в работе с данным изданием, однако возможности применения электронного поиска полностью восстанавливают все функции «алфавитных указателей» и делают их крайне полезным инструментом при работе с текстом «Сборника…». Но должны предупредить: качество распознавания весьма низкое — к сожалению, с имеющимся оригиналом лучше сделать невозможно.