Делюсь с вами рассказом о культурно-познавательном путешествии школьников из села Казарман Жалал-Абадской области и села Ак-Дөбө Таласской области в Бишкек 20-22 мая 2022 года. Каждый год ученики трех победителей нашего конкурса “ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ” приезжают всем классом на выходные дни в столицу из разных уголков нашей горной страны.
Ну а в 2022 году мне предстояло организовать путешествие учеников целых 9 (девяти) классов победителей 8-го, 9-го и 10-го конкурсов! Из-за ограничений, связанных с пандемией, я не смогла в обещанное время привезти в это путешествие учеников победителей 8-го и 9-го конкурса. Но ведь дети этого так ждали!
Два класса уже совершили путешествие, о котором рассказ ниже. И посмотрите фоторепортаж об этой экскурсии: ДОЛГОЖДАННОЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ СОСТОЯЛОСЬ! ФОТОРЕПОРТАЖ О МАЙСКОЙ ЭКСКУРСИИ 2022 ГОДА. Еще через две недели приедут в путешествие еще три класса, а остальные посетят культурные места столицы примерно в сентябре.
ОБ УЧАСТНИКАХ ПУТЕШЕСТВИЯ
Вместе с учителем школы им Акчал уулу Дуйшена из с. Ак-Дөбө Бакай-Атинского района Таласской области, нашим лауреатом, Суранчиевой Фаридой Кенжеалиевной приехали 35 учеников 6 “В” класса. За время пандемии дети выросли из учеников начальной школы и превратились в подростков. Кроме того, по установившимся правилам нашего путешествия, учителя и школьники приезжают с двумя или тремя членами родительского комитета.
Сразу поделюсь с вами интересным фактом. Фарида Кенжеалиевна приехала в путешествие не только со своими учениками, но и с маленьким ребенком, которому еще нет и года. Это пятый (!) ребенок в семье учительницы, старшему уже 17 лет. Малыш вел себя хорошо, ни разу не заплакал, видимо он прирожденный путешественник! Хотелось бы пожелать ему, чтобы у него в жизни было много возможностей путешествовать вместе с близкими!
При этом Фарида Кенжеалиевна успевала опекать своих учеников, наблюдать за тем, чтобы все было в порядке, дети были на месте, ничего не забыли, и им было комфортно. Надо сказать, что Суранчиева Фарида Кенжеалиевна завоевала путешествие для своих учеников целых три раза — в 2018, 2019 и 2020 годах! Это удивительный факт и для меня как организатора, и для членов жюри, ведь сочинения участников в первом туре проверяются в закодированном виде, никто не знает имен и места жительства авторов сочинений, все проверяется вслепую! Читайте о процессе оценки сочинений 1-го тура конкурса в публикации: ПЕРЕД ОБЪЯВЛЕНИЕМ РЕЗУЛЬТАТОВ 1-ГО ТУРА КОНКУРСА «ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ» — О СПРАВЕДЛИВОСТИ В ОЦЕНИВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Одновременно в путешествие приехали Бекташова Жанара Бекташовна, учитель школы Макмал №1 им. Т. Мойдунова, из с. Казарман Тогуз-Тороуского района Жалал-Абадской области, 32 ее ученика 4 “В” класса, а также два представителя родительского комитета.
У Жанары Бекташовны уже после того, как она стала лауреатом нашего конкурса, есть еще одно важное достижение – она была избрана депутатом местного совета. И она тоже – любящая мама трех детей.
________________________________________________________________________
|
______________________________________________________________________
О ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОМОЩНИКАХ
Прежде, чем перейти к отчету о самом путешествии и программе, я поделюсь с вами именами добровольцев, которые откликнулись на мое объявление и вызвались мне помочь в качестве гидов. Всего приняли участие в экскурсиях 6 человек, 5 из которых оказались сами учителями, в том числе кыргызского языка и литературы, и начальных классов. Это Нарынбеков Кубанычбек, учитель бишкекской школы-лицея № 74 и студент 4 курса БГУ им К. Карасаева, Эдилбек кызы Адина, учитель бишкекской школы-лицея № 74, и Камчыбекова Жанар, учитель школы-лицея № 74 и студентка КНУ имени Ж. Баласагына, Абдырахманова Нуркыз, учитель бишкекской школы-гимназии № 64, Талипова Гүлбара, учитель бишкекской школы № 11, а также Калыбек кызы Толгонай, выпускница КНУ им Ишенаалы Арабаева.
Меня очень обрадовало, что на мое объявление быстро откликнулись молодые люди, которые с радостью помогли мне провести экскурсию, потратили на это все свои выходные, охотно вели с детьми познавательные дискуссии. Они уверенно и в то же время с большим пониманием общались со школьниками. Волонтеры оказались очень ответственными людьми, очень помогли мне и учителям следить за порядком, ведь группа у нас была большая – 70 детей. Я постараюсь написать об этом отдельную заметку.
О СОПРОВОЖДЕНИИ ГУОБДД
Рассказом об этой составной части нашего путешествия особенно хочу поделиться с вами. Самым трудным в организации приезда детей из региона в Бишкек для меня было найти подходящий транспорт. Как вы знаете, в нашей замечательной горной стране, к сожалению, во многих местах практически нет регулярного рейсового транспорта. Жители добираются в столицу из регионов на такси, нанимая одну машину на четверых или пятерых человек. А вот просто пойти и купить билет на рейсовый автобус практически невозможно.
Таласцам приходится переваливать через перевал Төө-Ашуу с туннелем, но с этим у меня уже был некоторый опыт, кроме того, в Таласской области можно найти и подобрать минибусы. А вот в Казармане в связи со сложной дорогой, минибусы найти и нанять трудно, если не сказать невозможно! Их просто там нет! Приходится нанимать транспорт из Бишкека, а это означает, что нужно потратиться дважды на дорогу туда и обратно, оплатив пустые машины, причем за оба минибусика. А дети ведь ждут путешествия! И им тем более важно получить возможность путешествовать. Нашелся вариант, который немного облегчил задачу, а именно машины были арендованы не в Бишкеке, а на Иссык-Куле в Боконбаево. Хотя бы не из Бишкека отправлять порожнюю машину!
И вот, найдя транспорт, – по два минибуса в Казарман и Ак-Дөбө, я отправилась в ГУОБДД с письмом-просьбой о разрешении проезда детей и об организации сопровождения транспорта с детьми. Руководствуясь прошлым опытом общения с бюрократическими структурами министерств, приготовилась к сложным объяснениям, но здесь меня ждал приятный сюрприз! Прежде всего, все сотрудники со мной были исключительно вежливы, внимательны и главное, все они быстро и четко решали вопросы! Мне сразу ответили согласием организовать милицейское сопровождение, причем бесплатно. Автомашин не так много в их арсенале, поэтому они организуют эстафету, передавая сопровождение службам той области, которую пересекают. Так, детей из Казармана сопровождали сначала авто из Жалал-Абадской области, затем из Нарынской, затем из сменили сотрудники Чуйской области. А во время путешествия в Бишкеке, наши большие автобусы все время сопровождались представителями бишкекских служб. Это принесло нам такое облегчение и явилось огромной поддержкой в организации путешествия наших замечательных детей!
Выражаю мою искреннюю благодарность ответственному сотруднику ГУОБДД Шергазиеву Узакбеку Жаныбековичу и всем его коллегам из службы ГУОБДД в областях.
О ПРОГРАММЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
В этом году, после пандемии, как уже я писала выше, образовалось сразу 9 классов вместо трех, которые ожидали путешествия. Вы наверное, догадываетесь, как нелегко их организовать, ведь у нас туристическая инфраструктура пока еще далека от совершенства. Это и вопрос транспорта из регионов в Бишкек и обратно, и передвижение внутри Бишкека. и наши дороги, и места для ночлега большого числа детей, и питания детей, и нужда в чистых туалетах. Это и договоренность обо всех экскурсиях. Иногда невольно приходит в голову мысль, нужно ли продолжать?
Но когда приезжают дети, такие открытые, веселые, полные ожиданий, подобные мысли улетают прочь. А когда наши маленькие путешественники, эти искренние девочки и мальчики на прощание хотели обнять меня и поцеловать, все сентиментальные струны моей души дали о себе знать…
Теперь расскажу о самом путешествии. Каждый год программа путешествия детей несколько отличается от предыдущих, ведь в театрах меняются репертуар и афиша, в музеях проводятся разные мероприятия, меняется погода, да и приезжающие дети бывают разного возраста. В то же время всегда в программе есть общие элементы, ведь у нас время ограничено выходными днями.
В соответствии с Программой нашего культурно-познавательного путешествия дети приехали из Казармана и Ак-Дөбө на бусиках в пятницу к ужину, потому что они должны были выехать из родных мест после уроков. Дети ночуют не в Бишкеке, а в г. Канте, поскольку школа-интернат Билимкана-Кант уже много лет поддерживает наш проект, предоставляя ночлег в своем здании, а также ужин вечером в пятницу по приезде и два завтрака – в субботу и в воскресенье. Мы очень благодарны руководству Фонда Билимкана, а также сотрудникам школы-интерната, в особенности Токтобюбю Талиповне Эсенкуловой.
Отдохнув с дороги, в субботу дети весь день посвятили экскурсиям. Для этого им был заказаны два 50-местных комфортабельных автобуса в компании «Кыргыз концепт». Мы с волонтерами едем в Кант, чтобы забрать их и по дороге Кант-Бишкек обсудить со школьниками предстоящее путешествие, подготовить их к экскурсиям. Наши волонтеры обсуждают с детьми во время передвижения в автобусе заранее продуманные нами темы, как то: что такое город и чем он отличается от села, что такое столица, чего дети ждут от путешествия. Мы говорим с ними о театре, видах театров, изобразительном искусстве и на другие познавательные темы, связанные с искусством. А еще просто поем в дороге.
Программа началась с посещения театрального спектакля. Обычно это спектакль Кукольного театра им. Мусы Жангазиева. На сей раз дети посмотрели спектакль, поставленный режиссером Нурланом Асанбековым “Атадан калган туяк” по известному рассказу Чынгыза Айтматова, в русском варианте – “Солдатенок”. Сразу скажу, что дети и учителя остались очень довольны увиденным. А меня лично порадовало, что дети внимательно смотрели на сцену на протяжении спектакля. В прошлом я сталкивалась с тем, что часть детей не привыкла сосредоточиваться на просмотре, им довольно трудно концентрировать внимание на том, что происходит на сцене, они бывают рассеянны. Но в этот раз все дети на едином дыхании просмотрели спектакль, что я отношу как к достоинствам постановки, так и к хорошей подготовленности детей.
По окончании спектакля артисты и кукольные мастера, художники продемонстрировали путешественникам, какие бывают куклы и как они создаются!
Следующим обязательным этапом нашего путешествия явилось посещение площади Ала-Тоо, осмотр памятников на площади и, конечно, наблюдение за церемонией смены караула. Эта недолгая церемония всегда производит сильное положительное впечатление на детей! Как правило, после увиденного и мальчики, и девочки повторяют шаги караула Национальной гвардии! Так было и на этот раз.
Разделившись на две группы, дети посетили Исторический музей. Экскурсию для нас провели Омурбек Самудинов и Жанона Шамшиева. Дети с большим интересом слушали экскурсоводов в нашем обновленном музее. Мы успели познакомиться с экспонатами древних времен и этнографической частью. Нам не удалось уделить время экспозиции, рассказывающей о 20-м веке, дети устали, а время, отведенное на экскурсию было полностью использовано. Полагаю, это хорошо. Надеюсь, кто-то из детей, в будущем приезжая в Бишкек, будет снова и снова приходить в музей.
Мы погуляли с детьми в Дубовом парке, обсудили что такое Музей под Открытым небом, отдохнули на сочной зеленой траве, поели мороженое и попели песни! Было непросто найти тележку с мороженым на 80 человек, но находчивые волонтеры с эти справились.
А затем нас ждала еще одна экскурсия – в Театр оперы и балета им Абдыласа Малдыбаева. Экскурсию для нас провел Талантбек Толобеков, который показал детям репетиционные помещения, зал для хореографических занятий, комнаты артистов, а затем дети вошли в зал. Нам не удалось рассмотреть расположение рядов при ярком свете, объемные росписи на потолке, оркестровую яму, вид с балкона, в связи с тем, что шла репетиция приехавшего на гастроли гитариста и исполнительницы фламенко. Однако на детей произвел сильное впечатление “Малахитовый зал”, в прошлом “Малахитовое фойе”. Дети раньше не бывали в здании классической архитектуры, поэтому просторные коридоры, лестницы и зеркала вкупе с малахитовыми колоннами заинтересовали детей.
Как понимают наши читатели, не так-то просто найти место в городе, поблизости от наших экскурсий, где детям была бы обеспечена сытная, вкусная и недорогая еда на 80 человек. Особенно сложно решить вопрос с мытьем рук, в большинстве заведений установлены 2-3 раковины. Мы пообедали в недавно открывшимся кафе ФИНИКИ, рядом с площадью Ала-Тоо, а поужинали в кафе БУФЕТ на Чүй – Уметалиева. Дня нас заранее были накрыты столики, а персонал кафе Буфет заранее подготовил у входа бумажные полотенца, салфетки, кумганы и тазики, чтобы полить детям теплую воду на руки. Предложенная еда и на обед, и на ужин понравился детям.
Утром следующего дня в воскресенье неожиданно испортилась погода, но это не помешало нашим путешественникам радоваться экскурсиям. Мы осмотрели памятник Каба уулу Кожомкулу, установленному у Дворца спорта его имени. Рассказ о нем всегда впечатляет детей, образ памятникам небанальный. А еще все дети без исключения очень любят измерять размер своей ладошки прикладывая ее большущему следу ладони Кожомкула ата.
Следующей нашей целью был Музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, где два экскурсовода провели для них краткую экскурсию по этнографической экспозиции, а затем провели в залы советского и русского искусства. Почти для всех это было первое знакомство с галереями.
Наконец, наше путешествие увенчалось посещением школы БИЛИМКАНА АМЕРИКАН СКУЛ на проспекте Ч. Айтматова, где для нас провела краткую экскурсию Канышай Маматбековой, а затем дети пообедали. Должна сказать, школа произвела сильнейшее впечатление на учителей, да и на учеников своим просторным спортивным залом и свободным пространством, стильным общим видом, большими прозрачными окнами из классов в коридор, большим количеством света и картинами. “Мы бы тоже хотели пойти работать в такую школу” – сказали учителя, а в ответ мой комментарий был “Я бы хотела, чтобы ваши государственные школы стали такими. А вашим детям повезло, что у них такие замечательные учителя”.
ВЫРАЖАЮ БЛАГОДАРНОСТЬ
— Всем ВОЛОНТЕРАМ за помощь в проведении экскурсии
— Сотрудникам ГУОБДД за организованное сопровождение на дорогах
— Фонду БИЛИМКАНА в лице учредителя ТОЛОНА ТОЙЧУБАЕВА, который предоставляет нам возможность, начиная с 2017 года поселить детей на 2 ночи в интернате БИЛИМКАНА-КАНТ в прекрасных условиях – в тишине и зеленой зоне! Нам было предоставлено бесплатное проживание, ужин в день приезда и два завтрака, а также внимание со стороны персонала! Куратор общежития Билимкана-Кант ТОКТОБҮБҮ ТАЛИПОВНА ЭСЕНКУЛОВА прекрасно организовала прием детей и распределение по комнатам, ужин в день приезда и завтраки.
— Администратору Кукольного театра им М. Жангазиева КУБАТАЛИЕВОЙ ЗАМИРЕ ТОКТОГУЛОВНЕ за за помощь в организации спектакля для детей
— Сотрудникам Исторического музея – заведующему организационно-образовательным отделом ОМУРБЕКУ САМУДИНОВУ и экскурсоводу ЖАНОНЕ ШАМШИЕВОЙ и исп. обязанности директора АБДЫКАЛЫКОВОЙ ГУЛЬБАРЕ КАДЫРБЕКОВНЕ. Экскурсия была предоставлена бесплатно!
— Сотруднику Театра Оперы и балета ТАЛАНТБЕКУ ТОЛОБЕКОВУ за проведение экскурсии
— Организатору туров по Кыргызстану ДМИТРИЮ АХМЕТОВУ за помощь в поиске транспорта
— Руководителю кафе “БУФЕТ” на пересечении Чүй пр и ул Уметалиева КУМАРЖАН КОНУШБАЕВОЙ и остальным сотрудникам за внимание, хорошее обслуживание, а также кафе ФИНИКИ – НАГИМЕ ДАВЛЕТАЛИЕВОЙ, а также заведующей столовой в Билимкана Американ Скул Канджебаевой Асель Асыпбековне
Еще на тему:
“СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЕ” – ТЕМА ГОДА. О 2 ТУРЕ 10-ГО КОНКУРСА «ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ» И ЦЕРЕМОНИИ НАГРАЖДЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ — о 10-м конкурсе
НУЖЕН ЛИ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ СЕЛУ – ЧТО ДУМАЮТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ — о 9-м конкурсе
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИНТЕРЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ УЧЕНИКОВ – ЧТО ДУМАЮТ УЧИТЕЛЯ? О ФИНАЛЕ КОНКУРСА “ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ” -2019 — о 8-м конкурсе
Я поражена проделанной работой, не в первый раз. Асель эжеке вы супер!
Спасибо, дорогая Айка, за теплые слова! Все это действительно не просто организовать, но мне приятно, что, оказывается, такие культурно-познавательные путешествия очень востребованы. А еще бывают приятные сюрпризы, вроде отсутствия бюрократии в дорожной инспекции!