ПУТЕШЕСТВИЯ ДЕТЕЙ

2019. ЗДРАВСТВУЙ, БИШКЕК! НАШУ СТОЛИЦУ ПРИВЕТСТВУЮТ ПЕРВОКЛАССНИКИ! ГОСТИ ИЗ БАТКЕНСКОГО СЕЛА ЧЕЧМЕ, ИССЫК-КУЛЬСКОГО СЕЛА ЧЕЛПЕК И ТАЛАССКОГО СЕЛА АК-ДӨБӨ

Это рассказ о путешествии, состоявшемся в апреле 2019 года по результатам конкурса ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ 2018. Если вы, дорогой посетитель сайта, открыли эту заметку, то прошу вас дочитать до конца, потому что мне не только хочется поделиться впечатлениями от экскурсии малышей, но я рада поделиться с вами позитивными примерами содействия нашему делу со стороны самых разных людей, что вдохновляет меня и, возможно, вдохновит вас!

И посмотрите фоторепортаж об этой экскурсии: ЗДРАВСТВУЙ, БИШКЕК! НАШУ СТОЛИЦУ ПРИВЕТСТВУЮТ ПЕРВОКЛАССНИКИ КЫРГЫЗСТАНА! ФОТООТЧЕТ ОБ ЭКСКУРСИИ 2019 ГОДА

Каждый год по результатам конкурса ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ Фонд присуждает победителю, занявшему 1-е место, ПРЕМИЮ ФОНДА — 10-дневную культурно-познавательную поездку в Москву, а ещё — трем учителям, занявшим 1-е, 2-е и 3-е места — СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ФОНДА – путешествие всех учеников класса этих трех призеров в Бишкек. Каждый класс приезжает в сопровождении своей учительницы-победительницы и 3-4 членов родительского комитета.

Курманбек Жаанбаев, Арзыгуль Оморова
Кашыбаева Айнагуль, Нурболот Жаныбек уулу
Готовимся

Трудно сказать, какая премия из этих двух более популярна среди участников! Всякий раз, учителя, приезжая на второй тур конкурса, делятся с нами наказом детей – выиграть это путешествие в Бишкек!

Обычно, путешествие детей мы организуем не сразу после 2 тура конкурса, который проводится в сентябре, а весной — в апреле, когда тепло и солнечно. В нашей горной республике это важно — ведь обычно детям надо преодолеть горные перевалы, чтобы добраться в столицу.

Дети очень ждали путешествия! Мы знали об этом заранее, ведь со времени объявления победителей и до приезда детей мы были на связи с победительницами. Нам нужно было подготовиться – составить списки детей, получить доверенность от родителей и организовать жилье и питание, а не только программу экскурсий.

На сей раз учителя-победители привезли самых младших школьников. Раньше победители приезжали с третьеклассниками и четвероклассниками. В этом году приехали первоклассники из села Чечме Кадамжайского района Баткенской области с учителем Камбаровой Динарой Дарманбековной, первоклассники из села Челпек Аксуйского района  Иссык-Кульской области с учителем Ашымовой Назирой Асанбековной и  третьеклассники из села Ак-Дөбө Бакай-Атинского района Таласской области с учителем Суранчиевой Фаридой Кенжеалиевной. Всего прибыло 64 ученика, 3 учительницы и 10 членов родительского комитета.

В этом году погода раскапризничалась, было пасмурно, но это нисколько не смутило наших очаровательных гостей!  Они радовались жизни и новым впечатлениям! Да и центр столицы, утопающий в свежей зелени и тюльпанах, наполненный ароматом сирени, помогал нам создать настроение праздника.

А теперь по порядку расскажу о том, как прошли эти чудесные три дня 19-21 апреля 2019 года.

Дети приехали в столицу в пятницу 19-го апреля к ужину, полные впечатлений от дороги. Из Баткенского села Чечме они прибыли самолетом Ош-Бишкек. Из села Челпек и Ак-Дөбө они прибыли на микроавтобусах в школу интернат Билимкана-Кант, которая любезно предоставила нам общежитие, а также обеспечила детям завтраки и ужин.

Познакомившись и освоившись на новом месте, дети отправились спать. Конечно, сама дорога уже вызвала бурю эмоций. Баткенцы впервые летели на самолете, и это радовало детей! Ну, а Таласцы и Иссык-Кульцы имели возможность насладиться видами природы.

Утром следующего дня сразу после завтрака за путешественниками приехали два 50-местных комфортабельных автобуса, а по дороге, которая занимает около 40-50 минут из Канта в Бишкек, гиды-волонтеры обсуждали с ними такие темы, как, чем город отличается от села, что такое столица, что такое скульптура, музей, театр, опера и балет, драма. И далее в течение всего дня, когда дети садились в автобусы, с ними обсуждались интересные и познавательные темы или они играли в логические игры, загадывали загадки. Наши дети знают много пословиц, загадок, логических вопросов, умеют их задавать, с удовольствием участвуют в отгадывании и любят петь и танцевать!

ТЕАТР КУКОЛ ИМЕНИ МУСЫ ЖАНГАЗИЕВА показал нашим детям замечательный спектакль “ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ” по мотивам сказки Редьярда Киплинга “СЛОНЕНОК”. Не только дети были впервые в профессиональном театре, но и члены родительского комитета, как оказалось, впервые посетили представление. Впрочем, и в прошлом году родители радовались тому, что впервые в жизни им удалось посетить кукольный театр. По отзывам и реакции зрителей мы поняли, что им понравилось! По окончании детей повели за кулисы и дали рассмотреть куклы.

У памятника Манасу вспомнили «МАНАС»

ПЛОЩАДЬ АЛА-ТОО. Памятник МАНАСУ и ЧЫНГЫЗУ АЙТМАТОВУ. Об этих памятниках и героях гиды рассказали детям. Но главное впечатление на площади дети получили от ЦЕРЕМОНИИ СМЕНЫ КАРАУЛА воинами Национальной гвардии у флагштока. Мы, разумеется, специально спланировали программу по времени так, чтобы детям удалось ее увидеть, и мы не прогадали! Сразу после смены караула, дети принялись петь ГИМН КЫРГЫЗСТАНА, чем расстрогали прохожих и туристов, которые зачарованно их фотографировали и снимали на видео. А у памятника МАНАСУ ВЕЛИКОДУШНОМУ дети решили исполнить фрагменты эпоса, и им это удалось!

Пообедали мы все вместе в кафе БУРГЕР ХАУЗ рядом с площадью Ала-Тоо, где нас прекрасно обслужили.

Затем мы отправились на экскурсию в ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. АБДЫЛАСА МАЛДЫБАЕВА. Перед тем, как войти в храм искусства дети с удовольствием фотографировались у памятника великой и прекрасной Бюбюсаре Бейшеналиевой, о которой наши гиды рассказали детям. Между прочим, в ходе представления образа балерины, наши гиды спросили детей, видели ли они на банкноте ее портрет и вдруг осознали, что эта банкнота исчезла еще до рождения наших гостей. А жаль! Надо бы перенести ее образ на новую банкноту!

Ну, а затем дети побегали вокруг памятника акыну Токтогулу Сатылганову, здесь же им было предложено мороженое. И они впервые узнали о существовании урн для мусора (!).

Акын Маркабай Ааматов

Экскурсию В ТЕАТРЕ детям провел не кто-нибудь, а заслуженный акын МАРКАБАЙ ААМАТОВ агай, который сейчас является сотрудником Театрального Музея. Здание нашего театра, сцена и росписи на потолке, люстры поразили воображение не только наших детей, но и родительский комитет. К сожалению, нашим гостям никогда не доводилось бывать на опере или балете. Надеемся, они теперь сделают шаг к тому, чтобы посетить музыкальный спектакль.

Концерт

После посещения театра началось самое интересное для нас, взрослых. Дети получили возможность прямо на площадке перед зданием Театра исполнить ДОЛГОЖДАННЫЙ КОНЦЕРТ. Долгожданный – потому что наши дети очень любят танцевать и петь, исполнять концертные номера. Мы уже писали об этом раньше, и сейчас только укрепились во мнении, что наши сельские дети активно участвуют в представлении все без исключения и не стесняются, как это часто бывает с городскими детьми. Некоторые дети захватили с утра с собой танцевальные костюмы, а кто-то танцевал, в чем был. При этом все получали одинаковое удовольствие, что зафиксировала наша камера. Прохожие, в том числе туристы, опять завороженно смотрели на наших детей, спрашивали, кто это, улыбались.

Из театра дети отправились к НУЛЕВОМУ КИЛОМЕТРУ рядом с кинотеатром Ала-Тоо, что вызвало у них живой интерес. Дети обсуждали, как далеко, и в каком направлении находится их дом. Надо сказать, что многие малыши были знакомы с компасом, но еще многие не могли считать до чисел более ста, и, значит, оценить расстояние в 900 км.

Разумеется, мы не могли пропустить памятник КУРМАНЖАН-ДАТКА, МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ, а затем мы с детьми позволили себе немного отдохнуть в любимом горожанами ДУБОВОМ ПАРКЕ.

Программа продолжилась у памятника КАБА УУЛУ КОЖОМКУЛУ, нашему знаменитому богатырю. Многие дети уже знали и слышали о нем, и им было интересно, с азартом они мерили свои ладошки в глубине отпечатка огромной руки Кожомкула.

Здесь детей снова “подхватили” автобусы, и мы отправились на ужин в “БУФЕТ” на Чуй проспекте рядом с улицей Турусбекова. И здесь к нам было проявлено исключительное внимание, предложен отличный сервис.

На следующий день, после завтрака и выезда из интерната БИЛИМКАНА-КАНТ дети провели два с половиной часа в ДЕТСКОМ МУЗЕЕ ДНК, который находится в торговом центре ГУМ. Здесь детей ждала интереснейшая экскурсия с осмотром познавательных экспонатов, помогающих разобраться в законах физики и шоу с “фокусами”, демонстрирующими законы химии. Как и в прошлом году, Музей произвел неизгладимое впечатление на детей. Порадовало умение кыргызскоязычных экскурсоводов музея общаться с детьми и представлять им познавательный материал.

Гид собирает детей
гид рассказывает, как пройдет экскурсия

А еще дети посетили мини-зоопарк “ЖИВАЯ ЭКЗОТИКА” в том же центре, где и Музей ДНК.

Надо отметить, что одним из ярких впечатлений этого дня была езда на эскалаторе! Дети так радовались каждой возможности проехаться по нему, а такая необходимость предоставлялась неоднократно, поскольку Музей ДНК расположен на 4-м этаже, а ЖИВАЯ ЭКЗОТИКА и вовсе на 5-м.

Во время экскурсии в Музее ДНК, нас посетила директор школы села Челпек, приехавшая в эти дни в город Бишкек, она порадовалась за учеников своей школы.

Приехали Акиева Айганыш, внучка Магрифы Рахимовой, и правнучка Аиша, чтобы поздравить нашего призера Назиру Асанбековну из села Челпек, которая работает в школе им. М. Рахимовой. Они вручили нашей гостье книги о своей бабушке в качестве поздравления с призовым местом в конкурсе.

Путешествие завершилось обедом в кафе ЧЕМПИОН в ГУМе, где для наших гостей накрыли стол, детям очень понравилось меню.

На протяжении всего путешествия с детьми вместе были экскурсоводы-волонтеры, которые порадовали меня не меньше, чем дети-участники! Наши волонтеры уже получили опыт проведения нашей экскурсии в прошлом году, и сейчас они снова изъявили желание участвовать в этом мероприятии! Как и тогда, они проявили умение общаться с детьми, высокое чувство ответственности, надежность, находчивость, жизнерадостный нрав. Повторю прошлогодние слова: добровольцы так слаженно работали вместе, как будто играли в командную Олимпийскую игру! КУРМАНБЕК ЖААНБАЕВ, сотрудник компании БИЛАЙН, АРЗЫГУЛЬ ОМОРОВА, НУРБОЛОТ ЖАНЫБЕК УУЛУ, студенты КЭУ, – всех вас благодарю и с удовольствием вместе с вами пойду в разведку, если потребуется! Я благодарю преподавателя кафедры туризма КЭУ АЙНУРУ ЖЕКШЕНБЕКОВНУ БЕЙШЕЕВУ, которая привлекла к волонтерству своих студентов, а также КАШЫБАЕВУ АЙНАГУЛЬ СУПАТАЕВНУ за прекрасный совет обратиться на эту кафедру за помощью в поиске волонтеров.

Токтобүбү Талиповна жана Кундуз Талгатовна

Вот уже в третий раз (2017, 2018, 2019гг) с проживанием нас здорово выручило руководство Фонда БИЛИМКАНА: ТӨЛӨНДҮ ТОЙЧУБАЕВ и ЭЛЬНУРА ОСМОНАЛИЕВА предоставили нам возможность поселить детей на 2 ночи в интернате БИЛИМКАНА-КАНТ в прекрасных условиях – в тишине и зеленой зоне! Нам было предоставлено бесплатное проживание, ужин, а также внимание со стороны персонала! Сотрудники — куратор общежития Японской школы Билимкана-Кант ТОКТОБҮБҮ ТАЛИПОВНА ЭСЕНКУЛОВА и учитель английского языка КУНДУЗ ТАЛГАТОВНА ДУМАНАЕВА прекрасно организовали прием детей и распределение по комнатам, завтраки и ужин детей.  Спасибо руководителям – директору школы Билимкана-Люксембург-Кант ТУРГАНБАЕВОЙ АЙЗАДЕ ТУРДАКУНОВНЕ и директору сети школ БИЛИМКАНА ЖАНЫБЕКУ ЭРАЛИЕВУ. Тем самым, школа БИЛИМКАНА создала прецедент серьезной материальной поддержки проекту нашего Фонда и продолжает нам помогать! Возможно, это вдохновит и других людей участвовать в развитии образования в целом, наших школ и начальной школы, в частности.

Хочется поблагодарить учредителя музея ДНКГУЛЬНАЗ ТУРБАТОВУ за создание отличного музея для детей, а также за кыргызскоязычных гидов, которые профессионально поработали с нашими гостями. Обаятельные, уверенные, с красивыми голосами, они сразу завладели вниманием малышей! В дополнение нас вдохновил тот факт, что экскурсия нам была предоставлена в этом году БЕСПЛАТНО  в знак поддержки этого проекта и наших учителей.

Предприниматель СВЕТЛАНА ТЫНЫБЕКОВА помогла нам организовать транспорт по доступной цене, что было непросто, потому что, к сожалению, в нашей стране туристическая инфраструктура пока далека от совершенства. Пожалуй, для меня, как учредителя всего этого проекта, вопрос проезда детей в столицу является самым трудным, даже напряженным.

ГУОБДД МВД КР

И в этой связи хочу поделиться впечатлением, которое разрушает сложившиеся стереотипы: для проезда детей из Таласской области нужно было заручится разрешением со стороны ГУОБДД МИД КР (вот такое труднопроизносимое название этой организации). Вопреки распространенному представлению о работе милиции и дорожного надзора, меня встретили в чистом, аккуратном помещении очень приятные, приветливые сотрудники, владеющие как государственным, так и официальным языками. Вопрос решали четко, быстро, конкретно и профессионально. Они запросили данные водителей, их документы, пригласили водителей на инструктаж, сделали запрос в службу прогноза погоды, после чего выдали официальное разрешение на проезд через перевалы ТӨӨ-АШУУ и ӨТМӨК. Благодарю вас, инспекторы дорожного надзора САИДОВ ТЫНЫЧ МАДЕМИНОВИЧ и ЖУМАБАЕВ НУРГАЗЫ КАЛИЛОВИЧ! Я лично не видела начальника, подисавшего документ, но благодарю подполковника милиции ИСРАИЛОВА АЗАМАТА БАКИРОВИЧА  и помощника ЭЛЬМИРУ за отличную работу сотрудников! Хотелось бы отметить, что в Министерстве образования ответа на письмо приходится ждать несколько месяцев (хотя по правилам – 14 дней!), а здесь вопрос решился за пару дней!

Айсулуу

Конечно, при организации детской экскурсии чрезвычайно важно, чтобы дети ели то, что им нравится, в достаточной мере пополнили свои запасы энергии, и ели только качественную еду. Выражаю благодарность руководителю сети “БУФЕТ” АЙСУЛУУ МЫРЗАКОЖОЕВОЙ за исключительное внимание, хорошее обслуживание и предоставленную скидку, соучредителю БУРГЕР ХАУЗАЖАР БЕЙШЕМБАЕВОЙ, менеджеру БАКЫТУ АЛИЕВУ,  и администратору кафе ЧЕМПИОНУЛАНУ ДЕМИСИНОВИЧУ ОЗУКЕЕВУ за вкусную еду, внимание и предоставленную скидку.

Наши милые гости уехали слегка уставшими, но веселыми! Дружно и тепло попрощались с нами!

Приглашаем вас, читатель на второй тур конкурса 2019 года в сентябре, а если захотите, к участию в качестве добровольца в апреле 2020 года!

Посмотрите здесь:

ФОТОАЛЬБОМ ЭКСКУРСИИ 2019 ГОДА

Фотоальбом 2018 года

Репортаж об экскурсии прошлого года