ЦГИА Каз. ССР. Фонд Семиреченского областного правления. Отд. I, ст. 2, д. 16928, 1916 г., л. 10-11. Подлинник. 5 июня 1916 г.
Запрос товарища Министра внутренних дел кн. В.М. Волконского генерал-губернатору Туркестанского края Ф.В. Мартсону о возможности привлечения казахов. киргиз, узбеков и других национальностей туркестанского края к воинской повинности
Текст запроса:
Вопрос о привлечении к исполнению воинской повинности инородцев края, этой повинности еще не отбывших, в 1910 г. был подвергнут обсуждению местными военными губернаторами и результаты сих суждений были представлены предместником(*) Вашего Высокопревосходительства в МВД, как материал для разработки общего вопроса о привлечении к воинской повинности частей населения, таковой не несущей. В заключении этом было высказано, что [из] инородцев, населяющих край – сарты, киргизы, узбеки, каракалпаки и таджики – не могут быть, ввиду их значительной неразвитости, а также [по] физическим качествам, с пользой для дела привлечены ныне на военную службу, и только дунгане, таранчи и татары были признаны уже достаточно подготовленным материалом для обращения в русские войска.
Данные эти были своевременно сообщены военному министру, коим разрабатывался законопроект по указанному выше общему вопросу.
Законопроект этот был в конце минувшего года внесен военным министром в Совет Министров, причем Военное министерство предложило, между прочим, привлечь к воинской повинности и те, перечисленные выше группы инородцев вверенного Вам края, привлечение коих признавалось пока недопустимым. Военное министерство исходило при проектировании этой меры из того соображения, что исполнение воинской повинности следует [считать] могучим фактором в деле просвещения инородцев вообще, и в частности, киргиз, и должно ускорять слияние их с коренным населением империи.
Совет Министров, рассмотрев упомянутый законопроект по существу одобрив его, признал, тем не менее, необходимым предварительно, до разрешения вопроса о внесении сего законопроекта на утверждение законодательных учреждений, иметь, ввиду происходящей войны, в своем распоряжении при обсуждении указанного вопроса некоторые дополнительные данные — сведения, которые и собрать на местах, по возможности, однако, без всякой огласки, дабы не возбудить тревожных ожиданий и различных нежелательных слухов в среде инородцев. Вследствие такого постановления Совета Министров, удостоенного высочайшего одобрения, прошу Ваше Высокопревосходительство выяснить, с соблюдением указанных Советом Министров условий полной осторожности при собирании сведений, следующее:
Представляется ли возможным за призывом в войска многих близко стоящих к инородческому населению чинов местной администрации, найти ныне без особых затруднений достаточное число лиц, необходимых для руководства производством сложной работы по составлению вновь или пересмотру и исправлению посемейных списков, каковая работа должна быть произведена в первую же очередь, т.к. самый призыв населения к исполнению воинской повинности не может состояться ранее ее завершения.
Не следует ли опасаться каких-либо затруднении при призыве инородцев в отношении возможных при этом проявлений отрицательного или даже враждебного этой мере настроения их, именно в настоящее время, по религиозным или политическим основаниям (война с Турцией) и можно ли считать, по состоянию полицейской и военной силы во вверенном вам крае, подавление могущих возникнуть в таком случае беспорядков или волнений, сколько-нибудь обеспеченным.
Представляется ли, за всем изложенном выше, достаточные основания рассчитывать на возможность обращения инородческой молодежи, поставленной в ряды русской армии уже в период настоящей войны, в русских солдат, учитывая их неразвитость и незнание русского языка.
Вместе с тем подлежит с тою же целью в частности выяснить, сохранили ли и ныне полное свое значение соображения, послужившие в 1910 г. основанием к заключению о недопустимости привлечения к воинской повинности сартов, киргиз, узбеков, каракалпаков и таджиков, особливо в течение еще настоящей войны.
По обследованию этих вопросов с полной тщательностью к надлежащей их оценке, прошу Ваше Высокопревосходительство сообщить МВД результат таковых вместе с вашим заключением.
Подлинный подписал за Министра внутренних дел, товарищ министра кн. Волконский.
Начальник управления Куколь-Яснопольский.
В настоящее время фонд Семиреченского областного правления находится в ЦГА РК Ф. И-44. Печатается по заверенной машинописной копии, сделанной в 1947 г. группой к.и.н. Дж.Меджитова и представленной в рукописи, сохраненной к.и.н. Сувакуном Бегалиевым и любезно предоставленной Фонду Санжарбека Даниярова его дочерью д.и.н Асель Бегалиевой.
Документ опубликован в издании Восстание 1916 года. Документы и материалы. / Редактор К. Мамбеталиев. – Бишкек.: 2015. – с.48-50