ДЕНЬ ЗА ДНЕМ — события ровно 100 лет тому назад. Наступил день 13-й нашей летописи. 27 июля 1916 года по новому стилю. 14 июля по старому стилю.
ЛЕТОПИСЬ Туркестанской Смуты
Дата:14 июля 1916 года, четверг
Место действия: Вся территория Туркестанского генерал-губернаторства
В Джизаке и его окрестностях начинается “установление новой власти”. Лица, возглавившие первые нападения на русских, спешно назначают себя беками и объявляют газават. Собираемые ими толпы уже не удовлетворяются уничтожением списков и переписчиков из туземной администрации.
Увидев, что у “русская кровь ничем не отличается от сартовской” толпа начинает настоящие “русские погромы”, когда людей убивают независимо от должности, от пола и возраста, – единственно за то, что они – иной веры, иной расы.
Эти ненависть и жестокость, безусловно, являются вспышкой шовинизма и религиозного фанатизма. По своей природе “русские погромы в Джизаке” почти не отличаются от “еврейских погромов в Кишиневе или Одессе”. Разница только в том, что во втором случае власть смотрела на избиение невинных сквозь пальцы, а в первом – ответила погромщикам всею мощью государственного террора.
Фактически все карательные акции и последовавшие меры “наказания” туземного населения, в частности: разрушение жилищ, изгнание с мест проживания, осуществлялись с упоминанием “полковника Рукина”, иногда с добавлением “штабс-капитана Зотоглова”, при этом имени и отчества их никогда не называли. Они стали символом, который был нужен военной власти Туркестана для оправдания государственной мести. Под знаком этих имен были без суда и следствия убиты сотни людей, даже и не бывавших никогда в Джизаке, были уничтожены десятки селений, оставлены без крова и средств для существования тысячи людей.
Дата: 14 июля 1916 года, четверг
Место действия: Джизакский уезд Самаркандской области
Об общей ситуации в Самаркандской области можно судить по тексту радиограммы, направленной 15 июля начальником Первой Туркестанской
казачьей дивизии В.Н.Майделем вр.и.д. командующему войсками
Туркестанского военного округа М.Р.Ерофееву (документ № 62 Сборника 1960 г.)
Из Самарканда в Ташкент.
13 июля убиты: начальник уезда, пристав, переводчик; испорчена железная дорога [в] сторону Черняева, ст. Ломакино сожжена.
На поддержку войск [в] Джизак выслал 13 июля [из] Самарканда одну роту дружины, 90 чел. команды воинского начальника. Доехали беспрепятственно. Охраняют станцию [для] сообщения [с] русским городом; свободный путь до Ломакино восстановлен, людей [в] Ломакино не оказалось, по проверенным сведениям, служащие перебиты, женщины тоже.
14 июля прошла через Самарканд сотня оренбуржцев, направлены [в] Джизак. Железнодорожные служащие доносят: большие банды туземцев идут от Джизака, направление [на] Самарканд; они же сообщают: русские жители [в] Яныкургане перебиты; туземцы скопляются близ Джума и Нагорной — эти сведения не проверены.
В Самарканде пока наружно спокойно, … Губернатор из поездки [в] Ходжент не вернулся, телеграф работает до Джизака. Сведений [из] Ура-Тюбе не имею, [в] гарнизоне 70 чел. 12743.
Бар[он]. Майдель
Наиболее страшные события, выразившиеся в жестоких убийствах женщин и детей, произошли в Санзарском участке Джизакского уезда, где толпы мятежников возглавили братья Турадбековы. В обвинительном акте по делу о событиях этого дня (документ № 88 Сборника 1960 г.) о действиях толп, возглавляемых братьями:
В Санзарском участке Джизакского уезда самыми влиятельными лицами являлись: санзарский народный судья Туракул Турадбеков и брат его Ишанкул. Дядя братьев Турадбековых до завоевания края был санзарским беком, отец же их состоял при брате в должности караул-бека. Пользуясь таким родовитым происхождением, братья Турадбековы приобрели громадное влияние и почет в своей среде….
…В Санзарском участке в селении Усмат лично уездный начальник [подполковник Рукин] разъяснял вызванным туда же почетным туземцам и народу порядок, причины и цели набора рабочих. Несмотря на вызов, санзарский народный судья в селении Усмат к уездному начальнику не явился, вследствие чего был вызван для объяснений в г. Джизак.
Как раз в то время 13 июля с. г. явился в Джизак санзарский народный судья Туракул Турадбеков для объяснений уездному начальнику о причинах неявки в селение Усмат. С Туракулом приехал брат его Ишанкул.
В русской части города Джизака настроение было тревожное, мятежники двигались на город, все ожидали дальнейших событий, вооружившись чем кто мог, собрались в церкви, где решили защищаться от нападения мятежников.
Туракул и Ишанкул Турадбековы, увидев тревогу среди русского населения г. Джизака, и так как никому до них и не было никакого дела, а все думали лишь о личной защите, уехали на станцию Джизак ожидать дальнейших событий. Туракул и Ишанкул Турадбековы, узнав от мятежников, разрушавших железнодорожный путь, что в г. Джизаке бунт, что объявлен «газават », уездный начальник, пристав и другие должностные лица убиты, и, наглядно убедившись в наступлении «мусульманских времен», кратчайшим путем через горы вернулись к себе в Санзар вечером 13 июля.
Тогда же вечером 13 июля в Санзаре созвали народ с почетными лицами во главе. Туракул Турадбеков объявил о бунте туземцев в Джизаке и наступлении «мусульманских времен». Тогда же Туракулом Турадбековым [и] всеми собравшимися в память прежнего величия предков объявлен был «газават», священная война против русских. По взглядам туземцев, мусульманин, погибший в священной войне (шахиб), заслуживает себе рай, а убивший «неверного» получает звание «газы» (победитель). Утром 14 июля, собрав толпу мятежников,
Туракул Турадбеков двинулся с ними убивать русских. Неподалеку, в Наушкент-Базаре, работали 14 статистиков, частью русских, частью мусульман и один еврей, при них находились санзарский волостной управитель и стражник Бегучий. Полчища Туракула Турадбекова во главе с братом его Ишанкулом Турадбековым, влиятельными лицами: Аликулом Джурабаевым, Мухамед Муратовым и Курбанбаем, братьями Хусаиновыми и другими перебили всех 14 невооруженных статистиков. Трупы их, разбросанные на протяжении 1/ 2 версты, найдены были впоследствии войсками.
Санзарскому волостному управителю удалось тогда скрыться от мятежников, а за стражником Бегучим часть мятежников долго гналась, пока не настигла его в селении Калтай, где его и убили.
После убийства статистиков те же главари двинули толпы мятежников в селение Кок-Джар (в расстоянии 25 верст от Нушкент-Базара), где в караулке жил объездчик Ососков с женой и четырьмя сыновьями. Около полудня 14 июля все [NB – члены семьи Ососкова]тогда же были перебиты, караулка их разграблена. Трупы их обнаружены были сожженными.
Вблизи Кок-Джара, в расстоянии четырех верст, находилась в урочище Терекли караулка объездчика Петряева. В то время в караулке этой находились: 1) сам Петряев с двумя[NB – ошибка, правильно: четырьмя] детьми, 6) свояченица Елена Корнилова с 7) ребенком; у них жили «на даче» лесничий Зааминского лесничества 8) Запорин с 9) женою, 10) падчерицею и 11) тестем. В ночь с 13 на 14 июля туда же приехали с казенными деньгами объездчики: 12) Андрущенко и 13) Койнов.
Толпы Туракула Турадбекова во главе с указанными лицами 14 июля подошли осторожно к караулке. Один из главарей Мухамед Мурат Хусаинов, подъехав к караулке, затребовал выдачи оружия, обещая пощадить жизнь обитателей. Ввиду того, что патронов было не много, оружие было выдано мятежникам.
Обезоружив жителей караулки, Мухамед Мурат Хусаинов затребовал выдачи казенных денег, тогда ему выдали 600 руб. личных денег Запорина и Петряева, но казенных денег отказались выдавать. Мятежники бросились всех убивать, сначала мужчин, а потом женщин и детей. Елена Корнилова, захватив своего ребенка и девятилетнего Михаила Петряева, убежала от мятежников, трое других детей Петряева скрылись в камышах.
Валентину Запорину (жену лесничего) взял к себе на лошадь Мухамед Мурат Хусаинов и увез ее. Все остальные лица в караулке были убиты и караулка разграблена. Трупы убитых найдены были сваленными в большую яму, кругом ямы видны были следы поджога…*
Из всех обитателей караулки в Терекли одной лишь Запориной посчастливилось сохранить жизнь. Все, которым удалось 14 июля сбежать от мятежников, потом были убиты туземцами в разных местах…
Все сведения, приведенные в этом обвинительном заключении были установлены в ходе следствия и подтверждаются независимыми источниками, в частности, обнаруженными в одном из чешских архивов и опубликованными в 2016 году воспоминаниями одного из участников карательной операции [Документ № 81 Сборника 2016 г.].
Дата: 14 июля 1916 года, четверг
Место действия: Андижанский уезд Ферганской области
Согласно сводному реестру инцидентов, произошедших в Ферганской области с 8 по 18 июля (документ № 148 Сборника 1960 г.) в Андижанском уезде протестные акции выразились в следующем:
22) 14 июля в сел. Ходжа-Абад Балыкчинской волости Андижанского уезда взбунтовавшейся толпой туземцев разгромлен дом пятидесятника ,Ир Али Ходжамкулова, избит джигит Таджибай Абдурахманов, и толпа локушалась на жизнь ходжа-абадского сельского старшины Туйчибаева. Главари задержаны.
31) 14 июля в сел. Урманбек Балыкчинской волости Андижанского уезда толпа покушалась на жизнь пятидесятника этого селения Дауткула Ярчибаева. Последний бежал. Главари задержаны.
Дата: 14 июля 1916 года, четверг
Место действия: Наманганский уезд Ферганской области
В Наманганском уезде в этот день отмечено только одно происшествие (документ № 148 Сборника 1960 г.)
37) 14 июля в сел. Чиндаул Тергаучинской волости Наманганского уезда тысячная толпа туземцев ворвалась во двор волостного управителя с целью устроить беспорядки на почве составления посемейных списков мужского населения. При подавлении этого беспорядка убиты два туземца и, две туземки и ранено, 15 чел., в том числе одна женщина. Главари задержаны.
Дата: 14 июля 1916 года, четверг
Место действия: Ошский уезд Ферганской области
В сводном реестре (документ № 148 Сборника 1960 г.) сообщается, что начавшиеся днем ранее в Чакарском участке Ошского уезда беспорядки продолжались и в четверг
52) В ночь с 14 на 15 июля толпа жителей Чакарского общества Ошского уезда до 200 чел. во главе с Юлдашем Сулеймановым и др. напала на дом пятидесятника Урумбая Артукбаева и, угрожая убить его, требовала от него списки мужского населения. Артукбаев ускакал в г. Ош. После его отъезда толпа ворвалась в его дом, и, разграбив сундуки, похитила 150 руб. деньгами и два куска шелковой материи стоимостью в 25 рублей.
Успокоение не наступало нигде. Скорее наоборот, если поначалу Высочайшее повеление приняли как неизбежное зло, то через 10 дней, получая сведения из других районов Туркестана о сопротивлении этому злу, смирившиеся было люди начинали активные протестные действия.
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ДЕНЬ СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ