ИЯиЛ НАН КР. Рукописный фонд. Оп. Тарих. Д. 1519 (2). Л. 67-73.
Историки могут изучать события 1916 года в Семиречье по разным материалам. Это рапорты чиновников царской администрации, которые составляют основную массу документов и представляют картину событий в том виде, в котором ее подавали представители власти, это публикации газет того времени, которых, к сожалению, издавалось не так много, это рассказы очевидцев, оказавшихся волею судьбы в этой части Туркестана, таких, как например, работавшие здесь гидротехники. К счастью, есть и документы, в которых отражены сведения, исходящие от непосредственных участников событий.
В 1953 году группа студентов 4 курса исторического факультета университета была направлена в регионы республики, чтобы записать свидетельства представителей местного населения, участников событий 1916 года, которые к тому времени были живы. Документы хранились в Рукописном Фонде Института языка и литературы Академии Наук Киргизской ССР, и доступ к ним был ограничен. После распада СССР эти материалы находятся в свободном доступе. Они представляют собой 17 тетрадей (еще одна тетрадь является переписанной копией другой тетради) с записями от руки рассказов участников и очевидцев, записанных на кыргызском и русском языке.
Мы начинаем публикацию всех рассказов с переводом на кыргызский или русский язык в зависимости от оригинала.
Представляем рассказ Жунуша Карачороева из Кеминского района, который принимал непосредственное участие в захвате обоза с оружием. Этот же важный эпизод описан Ыбрайымом Төлө ажы уулу, который опубликован на нашем сайте, рассказе инженера Бондырева, дневнике его жены Нины Полторацкой-Бондыревой, рапортах Рымшевича, других военных. Документы написаны разными людьми, в разное время и игравшими разные роли в тех событиях, во многом они не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Ссылки даны в конце данной публикации
Полный рассказ об этом событии на основе всех известных на сегодня документов в статье В.И.Шварца (готовится к публикации в ближайшие дни).
ПОСМОТРЕТЬ ИЛИ СКАЧАТЬ ЗАПИСЬ РАССКАЗА КАРАЧОРОЕВА ЖУНУША
Тетрадь № 2. Запись № 11
Рассказ Карачороева Жунуша, 72 лет, колхозника колхоза имени Ленина Кеминского района
Я с 18 лет был охотником. Сам я сирота. В то время, когда заговорили о том, что русские набирают людей в солдаты, и что лучше мы погибнем, чем детей отдадим, Молтой уулу из манапов со своими людьми у русских казаков угнали лошадей, вооружившись, окружили Ново-Российку, осаждали ее три дня, а русские казаки построили укрепления для защиты от проникновения внутрь поселка. Три дня мы перестреливались. После этого отправились в Кичи-Кемин. Приходим, а в Самсоновку из Токмака, из Алма-Аты пришли солдаты, и стали отстреливать кыргызов. Кыргызы, не выдержав, побежали. Русские, разделившись на три части, стали преследовать нас (Жол-Булак, Кара-Кыя, Кашка-Жол). Когда мы переходили через перевал Кашка-Жол, Ыбрайым, сын Толо, пришел к нам с 8-9 берданками. Берданки манапы разделили между собой. Ыбрайым мне дал одну берданку, мол, идем, солдат будем встречать. Мы засели в засаде. Тут появились около 20 солдат, один из них, одетый в белое на серо-белом коне, приблизился на расстояние полета стрелы, Ажимудин, сын Ыбрайыма, выстрелил, и тот самый, бывший впереди свалился. Солдаты, приближавшиеся к нам позади него, слезли с лошадей, и, спрятавшись в злаках, начали стрелять. А поскольку мы находились выше, нам сверху все отчетливо было видно, мы стали стрелять. Один всадник и четыре пеших побежали в сторону Чон-Кемина, мы их встретили спереди и всех перестреляли. И вернулись к тому, который упал. Пуля ему в лоб справа попала. Мы карман его открыли, а там оказалось письмо. В этом письме был написан приказ уничтожить в течение 7 часов Атаке-Сарбагышей. Этот командир участвовал в войне с немцами и у него даже были трофеи. Русские, вытащив замки из ружей, разбросали их в разные стороны и патроны тоже разбросали.
Тех, кто был в Жолбулаке, тоже преследовали, они, убегая, в одном доме спрятались, их снаружи подстерегали, не выпуская, но ночью им удалось убежать. Весь народ, убегая, остановился на ночевку у трех берез. На всех путях мы дозор выставляли, через 2-3 дня дозорные уснули, и пропустили 40 солдат. А те прибыли с пушкой и на рассвете начали обстреливать айыл. Как только народ это увидел, то начал убегать. Под покровом ночи удалось убежать (үркүп) к озеру.
До этого за 5-6 дней кыргызы разрушили средний мост. Говорили, что русский богач по имени Хохлов из Кара Коя сбежал. В тот момент, когда его скотина не могла перебраться через мост, Кыдыраалы (сам он вор), думая ее захватить, подошел к мосту, который тогда еще не сломался, а в это время через него переезжают 5 телег. Кыдыраалы увидел, как они приближаются. В каждой телеге по 2 солдата, он встал, посмотрел с двух сторон, увидел, что они приближаются, и подстегивая коня, отправился к Ыбрайыму (верховья Чолок-Сары-Булака и Рыбачьего). Ыбрайым за ночь оповещает Чон-Кемин. Мы под покровом ночи отправились к Ыбрайыму (около 10 человек). К рассвету у Ыбрайыма было 25 человек, для дозора мы отправились на конях. Когда мы отправились, Сергей из Котмалды еще не привел телеги к станции. Среди нас было 5 человек охотников. Мы с двух сторон от дороги спрятались в домах и стали наблюдать. Тем временем подоспели телеги. Два охотника с одной стороны (от дороги) первыми начали стрелять, один солдат упал, остальные побежали за обозом.
Мы продырявили стены, но не смогли оттуда стрелять, и мы с Ыбрайымом вдвоем вскочили на коней, спрятавшись в зарослях чия, прошли вперед и стали поджидать их. Телеги приблизились к нам. С каждой стороны по одному человеку – один ведет лошадь под уздцы, а другой ружье в руке держит и следит по сторонам. Ыбрайым говорит мне: “Жунуш, стреляй в лошадь”. Я выстрелил в лошадь, она упала. Из-за того, что дорога была узкой, когда передняя телега остановилась, люди со следующих телег соскочили, побежали в сторону озера, мы стали сзади в них стрелять, побежали вслед за ними, а на берегу озера была лодка, они впрыгнули в лодку и уплыли. Когда мы обратно вернулись, около ста человек из саяков (род арык) захватили телеги. Нам вдвоем с Ыбрайымом еле удалось две телеги взять. В одной было 70 ружей, а во второй — одни боеприпасы. Взяв все с собой, под покровом ночи мы пришли в Чон-Кемин. Ружья манапы поделили между собой.
Вот после этого те самые события и произошли. Народ, убегая (үркүп), спустился к озеру. А когда отправились в Улахол, манап из саяков по имени Исмаил говорит, Атаке-Сарбагышей убивать не будем, но ссору вы затеяли, и не пропустил нас. Моя лошадь еле остановилась, на 5-6 дней нам пришлось задержаться. Саяки и сарбагыши в числе около 500 человек вышли и затаились в Ак-Олоне. Посмотрели мы в подзорную трубу и увидели, что из ущелья в сторону озера движется около 500 телег. А в каждой телеге около 8-10 солдат. Как раз в это время мы услышали, что из Андижана в Нарын прибыли солдаты. Тогда мы отправились в бега (үркүп). Около 300 человек (саяков и сарбагышей) думали отправиться вслед позже, не спеша. И я был среди этих людей. Вот этих оставшихся страшно уничтожали. Те, кто не погиб, тоже постепенно ушли в Китай, а в 1917 году вернулись на [родную] землю.
Воспоминания записал Данияров С.С., студент 4 курса КГУ в январе 1953 г.
Ссылки на этот документ есть в следующей статье:
В.ШВАРЦ. ВИНТОВКИ ДЛЯ ПОВСТАНЦЕВ. ИЗ 5 ЧАСТЕЙ С ВВЕДЕНИЕМ И ЗАКЛЮЧЕНИЕМ. ЧАСТЬ 5-Я. ВЕРСИЯ УЧАСТНИКОВ
Еще документы и публикации ПО ТЕМЕ:
ДОКУМЕНТ №61. ВОСПОМИНАНИЯ ЫБРАЙЫМА СЫНА ТОЛО-АЖЫ О ЗАХВАТЕ ОБОЗА С ОРУЖИЕМ В 1916 Г.
ДОКУМЕНТ №62. РАССКАЗ ИНЖЕНЕРА К.Л.БОНДЫРЕВА О СОБЫТИЯХ 8 АВГУСТА, ЗАПИСАННЫЙ ИМ 02.11.1916
ДОКУМЕНТ №64. 1916 ГОД В ВОСПОМИНАНИЯХ КЫДЫРАЛИЕВА НУРГАЗЫ ИЗ БАЛЫКЧЫ. ТЕТРАДИ №1 И №12
ДОКУМЕНТ №65. 1916 ГОД В ВОСПОМИНАНИЯХ СУЛЕЙМАНОВА ЭЛЕБЕСА ИЗ БАЛЫКЧЫ. ТЕТРАДЬ №12
ДОКУМЕНТ №66. ДНЕВНИК Н.А.ПОЛТОРАЦКОЙ С ЗАПИСЯМИ О СОБЫТИЯХ 1916 ГОДА В СЕМИРЕЧЬЕ
ДОКУМЕНТ №73. ПОКАЗАНИЯ ВОЗЧИКА ОБОЗА С ОРУЖИЕМ, ДАННЫЕ ИМ В НОЯБРЕ 1916 Г. В КАШГАРЕ
ДОКУМЕНТ №72. ПИСЬМО РОТМИСТРА В.Ф. ЖЕЛЕЗНЯКОВА В ГОСДУМУ С ВЕРНЕНСКОЙ ГАУПТВАХТЫ В 1917 Г.
1916 ГОД. ТУРКЕСТАН. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР. ДЕНЬ 39