1916: SELECTED DOCUMENTS

ДОКУМЕНТ №31. ПИСЬМО ВОЕННОГО МИНИСТРА МИНИСТРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО ПОРЯДКУ ПРИЗЫВА ИНОРОДЦЕВ

РГВИА Ф. 400. Оп. 19 Д. 154. Л. 17-19. Заверенная копия

Письмо Военного министра Д.С. Шуваева от 12 июня 1916 г. № 2119 Министру внутренних дел Б.В. Штюрмеру о предложениях Военного министерства по порядку призыва инородцев в рабочие дружины и соответствующем законопроекте



ЧИТАТЬ ИЛИ СКАЧАТЬ ПИСЬМО

Копия

 

 

 

Военный министр
По Главному Управлению
Генерального Штаба
12 июля 1916

№ 2119
Петроград

На № 16896

Спешно
Секретно

 

Министру внутренних дел.

Текущие события настоящей великой войны повелительно требуют обеспечения действующей армии не только могучей боевой силой, но и значительным количеством рабочих для обслуживания ближайшего тыла армии.

Как известно Вашему Высокопревосходительству, общее число нужных для этой цели рабочих исчисляется начальником* Штаба Верховного Главнокомандующего в один миллион человек, причем в первую очередь надлежит срочно предоставить армии 400 000 рабочих и 40 000 подвод.

При обсуждении порядка удовлетворения этой неотложной потребности армии, Совет Министров отметил, что средствами для этого могли бы быть: либо призывы соответствующих категорий военнообязанных, либо привлечение к работам той части населения, которая ныне освобождена от воинской повинности.

Призывы военнообязанных», как меру более быстро осуществимую, Военное Министерство считает нужным применить для срочного обеспечения армии теми 400 000 рабочих, без которых армия совершенно не может обходиться в настоящее время. Что же касается привлечения к работам невоеннообязанного населения, то эта мера для своего осуществления, конечно требует более или менее продолжительного времени; в виду чего к ней необходимо будет прибегнуть для доведения требуемого армией числа рабочих до одного миллиона, после того, как ближайшая потребность в 400 тысяч рабочих будет удовлетворена. Остается лишь решить вопрос, каким образом привлечь к работам эту освобожденную ныне от воинской повинности часть населения: путем ли распространения на нее действующих правил о реквизиции народного труда, или же путем привлечения этого инородческого населения на время войны к воинской повинности на основаниях, несколько отличающихся от правил Общего Устава о сей повинности.

Предварительно ответа на этот, вопрос, необходимо отметить, что действующая армия предъявляет к означенным рабочим совершенно определенное требование: это должна быть организованная, дисциплинированная и проникнутая воинским духом рабочая сила, так как в задачи её входит работа не только в ближайшем тылу армии, но и в войсковых районах и даже на позициях, в непосредственной близости к противнику. Кроме того, успешное использование этой рабочей силы требует правильной организации её и расчленения на отдельные, вполне самостоятельные части /особые дружины, батальоны, команды/, совершенно подобные войсковым и способные быстро перемещаться с одного участка работ на другой и даже с одного фронта театра войны на другой фронт его.

Все эти требования могут быть выполнены лишь при условии, что рабочей силе будет придано чисто военное устройство, а это осуществимо лишь в том случае, если рабочие будут привлекаться в армию по воинской повинности.

Что касается предлагаемого Вашим Высокопревосходительством способа получения необходимой для армии рабочей силы путем реквизиции, то должен отметить, что этот способ, во-первых, совершенно не удовлетворял бы означенным выше требованиям, так как несомненно, что реквизированным рабочим нельзя придать воинской организации. Во-вторых, и с формальной стороны эта мера встретила бы затруднения, так как действующие правила /прик. по воен. вед. 1914 г. № 499/ не предусматривают возможности передвигать реквизированное население для работ вне ближайшего района жительства этого населения. Изменение же этого правила, в смысле возможности передвижения населения в более отдаленные районы, вряд ли встретит сочувственное отношение в общих законодательных учреждениях, неоднократно высказывавшихся о необходимости прекратить принудительный наряд жителей для окопных работ на фронте. Той же точки зрения восемь месяцев тому назад держалось и Министерство внутренних дел, что видно из письма бывшего Управляющего сим Министерством от 8 октября 1915 года за № 33102.

Ввиду приведенных соображений, я полагаю, что единственно правильным способом привлечения инородцев к работам для действующей армии является установление для них с этой целью воинской повинности.

Переходя к вопросу о порядке привлечения к сей повинности инородческого населения, считаю долгом остановиться на тех возражениях против данной меры, которые Ваше Высокопревосходительство приводите в сношении своем за № 16896.

Прежде всего я полагаю, что в виду близости окончания сессии общих законодательных учреждений, необходимый законопроект придется проводить в порядке статьи 87 Основных законов. Если бы утверждение в этом порядке соответственного закона последовало в начале июля сего года, к чему всемерно надлежало бы стремиться, то в течение последующих затем 2-3 месяцев призыв инородцев к воинской повинности упрощенным порядком мог бы быть закончен и армия могла бы получить этих рабочих примерно в октябре месяце, что представляется допустимым, если ближайшая потребность её в размере 400.000 рабочих будет, согласно сказанному выше, безотлагательно удовлетворена из других источников.

Что касается быстрого производства самого призыва, то этой цели действующие правила Устава о воинской повинности не отвечают и необходимо выработать более упрощенные правила, как для призыва, так и для регистрации инородцев. Главнейшие основания этого упрощенного порядка уже намечены военным ведомством и их предположено было обсудить при совещании при Главном штабе 10 сего июня, каковое совещание, однако не состоялось, вследствие возражения Вашего Высокопревосходительства по самому существу настоящего вопроса.

Составленную по этому вопросу Главным Штабом записку имею честь препроводить при сём Вашему Высокопревосходительству для сведения. В ней, конечно, приведены только главные общие предположения, которые, по обсуждению с представителями вверенного Вам ведомства подлежали бы затем включению в законопроект.

Военное Министерство предвидит, что осуществление данного мероприятия сопряжено с крупными техническими затруднениями и со своей стороны готово помочь в этом деле вверенному Вам ведомству, как в смысле, рабочих сил, так в отношении ассигнования из военного фонда необходимых средств.

Кроме того, несомненно, что намечаемый упрощенный и ускоренный порядок призыва будет значительно отличаться от норм действующего ныне Устава о воинской повинности, в смысле равномерности в справедливости распределения тяжести повинности между частями инородческого населения.

Однако перед этими трудностями нельзя останавливаться, так как потребность армии в организованной рабочей силе должна быть удовлетворена во что бы то ни стало и не теряя напрасно ни одного дня.

Считаю при этом необходимым отметить, что досрочный призыв молодых людей, родившихся в 1896 году, представлял собою такие крупное изъятие из правил Устава о воинской повинности, но обеспечивавшее в надлежащей мере равномерности и справедливости распределения этой повинности. Тем не менее государственная необходимое потребовала ускоренная призыва этих молодым людей мобилизационным порядком; в дальнейшем же оказалось, что означенный порядок явился в военное время вполне применимым и для последующих призывов.

Этот опыт дает основание не останавливаться перед коренными изъятиями из действующего закона и кажущимися затруднениями при осуществлении призыва инородцев по воинской повинности для службы в рабочих дружинах.

Наконец, по поводу высказанных Вами опасений, что киргизы и буряты будут массами уклоняться от вновь вводимой повинности, я считаю необходимым высказать, что такое отношение к ней названных инородцев вряд ли будет иметь место, если киргизам и бурятам будет местными властями достаточно выяснена определенная цель предстоящего призыва и, если эта цель будет вполне ясно запечатлена и в самом ВЫСОЧАЙШЕМ указе.

Кроме того, и угроза уголовного преследования для уклоняющихся будет иметь в этом случае не малое значение.

Следует также иметь в виду, что реквизиционный способ привлечения инородцев к работам для армии не избавлен от массовых уклонений, так как за них не установлено личной ответственности.

В виду изложенных соображений прошу Ваше Высокопревосходительство не отказать в назначении представителей от вверенного Вам ведомства в совещание при Главном Штабе, по вопросу привлечения инородцев к воинской повинности для формирования специальных рабочих дружин, и преподать назначенные чинам соответствующие по сему делу указания.

О последующем прошу поставить меня в известность. 
Приложение: Записка

Подписал: Генерал от инфантерии Шуваев

Скрепил: Вр.и.д. Начальника генерального штаба, генерал-лейтенант Аверьянов

 


Ссылки на этот документ приведены в публикации:

1916 ГОД. ХРОНИКА КРОВАВОГО ПОВЕЛЕНИЯ. 13 ДНЕЙ ДО ВЫСОЧАЙШЕГО СОИЗВОЛЕНИЯ


Author
Д.С.Шуваев

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *