ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАШЕЙ ЖИЗНИ

ГАМАЛ БОКОНБАЕВ. СУЙМЕНКУЛ ЧОКМОРОВ. ЧАСТЬ 3. ОБЗОР КОЛЛЕКЦИИ ГМИИ ИМ. Г. АЙТИЕВА. ВЫПУСК 3

С коллекцией Государственного Музея Изобразительных искусств имени Гапара Айтиева и творчестом известного художника и культового кыргызского актера Суйменкула Чокморова нас ПРОДОЛЖАЕТ ЗНАКОМИТЬ искусствовед ГАМАЛ БОКОНБАЕВ.

 Автор обзора по образованию архитектор, дизайнер и художник. Его библиография включает 12 печатных книг, кроме того за его плечами организация нескольких десятков художественных выставок

 


 

Мастерская. Левая часть триптиха* «Уста». Холст, масло, 80х59, 1984

Интерьер ремесленной мастерской уходит в перспективу, к дальнему окну комнаты. Вид сознательно загроможден хаосом, в котором только хозяин видит порядок. Художник видит порядок форм. Рамы лучковой пилы перекликается с рамами окон. С прямоугольниками спорит колесо. Ему помогают: овалы деки, точильный камень, круглая пила на подоконнике. Они отвечают за геометрию композиции. Деревянный буфет, стремена, пилы, образуют необходимый шум. А вот внизу на столе творится нечто бесформенное и властвует здесь ветошь. Одиноко смотрятся: топор и тесло, нечто похожее на рашпиль**, подкову и рукавицы. Самое загадочное – непонятно зеленое. В чемодане спряталась мелочь. Теплую атмосферу создает дерево, а стены и окна добавляют голубой прохлады.

Можно здесь увидеть находки кубизма*** и «Бубнового валета»****. Но трактованы они по-советски: острые углы сглажены, нет абстрактных линий развития; форма не довлеет и эксперименты давно стали Школой ремесла. Но художник наблюдателен – есть национальные особенности! Особенности времени! Стремена – это кыргызский символ! К подковам кыргызы относятся равнодушно. Вот встать в стремена – это значит стать человеком! Домбра – это казахский национальный музыкальный инструмент. Откуда он здесь? Почему? Потому что тогда мы жили в большой единой стране. Особое содержание требует особую форму и появляется особенная живопись.

*Три́птих (от др.-греч. τρί-πτυχος «состоящий из трёх дощечек» ← τριάς «три» + πτῠχή «табличка, дощечка») — произведение искусства, состоящее из трёх частей: барельефов, картин (складень), статуй и других, объединённых общей идеей. Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят рядом.
**Рашпиль — один из видов напильника
***Кубизм — модернистское течение в искусстве. Художники изображали предметный мир с помощью простых геометрических форм. Главные отличия — дробление форм на геометрические элементы, сочетание прямых ломаных линий и нарушение перспективы. Родоначальниками этого направления были Пабло Пикассо и Жорж Брак.

**** «Бубновый валет» — см примечания в 1 части Обзора 


Уста. Центральная часть триптиха «Уста». Холст, масло, 80х72,5, 1984

Это центральная часть триптиха. В его левой части изображен интерьер ремесленной мастерской, а в правой – натюрморт из инструментов.

Чокмор был уста, мастер на все руки, мастерил, и конскую утварь, и музыкальные инструменты. Старший сын Султан – наследник дела отца – дожил до 1995 года, до восьмидесяти семи лет. Сохранилась фотография, на которой Суйменкул пишет с натуры именно эту работу, и позирует ему его старший брат – Султан Чокморов.

В 80-е годы в творчестве художника наблюдается возврат к реалистичной манере письма, к традиционным «ремесленным» методам работы. Старый Уста в своей мастерской, держит перед собой деревянную заготовку для седла. Детально прописаны: лицо, седые усы, глаза, и особенно руки. Одет в повседневную рабочую одежду. Позади на стене развешаны топоры, тесла*, ножовки, щипцы, молотки, напильники, конская сбруя. Всевозможные инструменты, складки одежды, глубокие морщины, набухшие вены – все это причудливые узоры старины, народных ремесел, неприхотливого крестьянского быта. Даже калпак** своим простецким видом будто «заявляет»: у нас здесь все просто, работаем мы.

Раньше немало было таких людей, которые внешне ничем не выделялись, но зато на них и держалась советская власть вплоть до самого своего конца. Это они, своим каждодневным трудом, сглаживали все недоделки и просчеты партии. И делали не просто вещи, а вещи высокохудожественные. Помогали людям жить по законам красоты. Народные мастера! Народные художники!

*Тесло – род топора с лезвием перпендикулярным топорищу
**Калпак — – кыргызский национальный головной убор из войлока

Фото Александра Федорова


 

Натюрморт. Правая часть триптиха «Уста». Холст, масло, 79,5х60, 1984

Доминируют вертикали. Играют, вибрируют, чуть заметно наклоняются в разные стороны, по-супрематистски, изощрено, не дают взгляду остановится. Чуть-чуть овалов и кругов. Прямо посередине нечто непонятное треугольной формы. Это приспособление? Заготовка? Непонятно! Четко видны: вилы, два комуза (они корректно уравновешивают казахские домбры в левой части триптиха); заготовка для седла, сбруи и бак. А в центре композиции царствует хаос, это уже не вещи – это элементы композиции. Для художника – это уходящая натура. Он уже не углубляется в смыслы. Это общая болезнь кыргызской Школы живописи поздне-советского периода: художники вынуждено шли по логике безопасных формальных экспериментов, не углублялись в опасные смыслы. Этой болезнью полу-эстетизма* кыргызское искусство страдает до сих пор. А на натюрморте мы еще узнаем предметы, но отдалено, отчуждено. И нас не охватывает радость от понимания. Мы никогда не ощутим их запаха, не исцарапаемся об их фактуру, не обнимемся телами-объемами, не обмажемся пылью-опилкам с ног до головы. Ремесло – уходящая натура. Но желание что-нибудь смастерить своими руками останется с нами навсегда!

*Эстетизм в искусстве – это преобладание прекрасной формы над содержанием.


Старый уста. Холст, масло, 81,5х72, 1980-1981

Темнеет. На фоне однотонного бардового задника, туш киийза, сидит старый мастер, нянчит младшего внука и одновременно наигрывает мелодию на комузе. Внук постарше сидит рядом. Каждый думает о своем: глаза малыша удивлено раскрыты в мир красочных видений; тот, кто постарше, уже умеет мечтать; у аксакала во взгляде печаль.

Нетрудно заметить, что эта работа буквально повторяет работу «Старший брат Султан с сыном». Повторяются: сюжет, композиция, колорит. Добавился еще один персонаж, появилась философская обобщенность. Фуртичев Вилитарий Иванович в книге «Суйменкул Чокморов: Двенадцать этюдов жизни и творчества» пишет, что в 1971 году художник начал работать над полотном «Старший брат Султан с сыном» и проработал над ним почти десять лет. Ему хотелось передать определенное впечатление. «… Когда-то в детстве Суйменкула поразило розоватое свечение пространства комнаты, источником которого был туш-кийиз, своеобразный настенный ковер, сшитый из кусков бархата и плюша …». Свечение, как образ из детства. Таинственное свечение, которое раздвигает темноту и завораживает своей магией, заставляет возвращаться и вновь искать источник народных традиций, силы и мудрости, счастья и благоденствия. Через решение чисто колористической задачи художнику удалось раскрыть замечательную идею: самое дорогое для кыргызов – дети, их будущее. Старый Уста должен передать им мелодию! Ремесло! Дух! Память! … Но почему Старый Уста задумался, и в глазах его печаль? В памяти удержалось много печального, темного?


Мой сын. Холст, масло, 59х54,5, 1972

Жена художника, Шабазова Салима, с годовалым сыном Бактыгулом, названным так в честь дебютной роли отца, в кинофильме «Выстрел на перевале Караш». Малыш удивленно смотрит на зрителя, настороженно изучает, новый для него, окружающий мир. Все помыслы матери о ребенке: она надежно держит его в непропорционально огромных руках, ласкает вытянутыми губами, лелеет любящим взглядом. Основа колорита – оттенки охры и еще три бледных оттенка: белая рубашонка, голубое платье, розовый фон. Границы бледных тонов очерчивают прихотливые черные контуры, кое-где они исчезают, отступая перед беззащитностью формы, позволяя ей нежно сливаться с фоном. Перекликаются темные волосы матери и блестящие глаза ребенка.

Бактыгул родился в 1972 году и в тот же год была написана эта картина. Была сделана быстро: художник ясно понимал, чего он хочет. Долгожданный сын, как обновление. И картина уникальна. Отец пишет ее мелкими фактурными мазками, характерными для кыргызского модернизма. Удерживается на грани пуантилизма*. И поразительно: брутальная поверхность чудесным образом порождает пространство уюта и любви, вечная суть торжествует над модной формой.

*Пуантилизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).


<= ВЫПУСК 2                                                                                                                  ВЫПУСК 4 =>


Обо всех новостях Фонда в телеграм-канале:
Фонд Санжарбека Даниярова.
Если интересно, подпишитесь


Автор
Гамал Боконбаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *