С коллекцией Государственного Музея Изобразительных искусств имени Гапара Айтиева и творчестом известного художника и культового кыргызского актера Суйменкула Чокморова нас ПРОДОЛЖАЕТ ЗНАКОМИТЬ искусствовед ГАМАЛ БОКОНБАЕВ.
Автор обзора по образованию архитектор, дизайнер и художник. Его библиография включает 12 печатных книг, кроме того за его плечами организация нескольких десятков художественных выставок
Мастерская. Левая часть триптиха* «Уста». Холст, масло, 80х59, 1984
Интерьер ремесленной мастерской уходит в перспективу, к дальнему окну комнаты. Вид сознательно загроможден хаосом, в котором только хозяин видит порядок. Художник видит порядок форм. Рамы лучковой пилы перекликается с рамами окон. С прямоугольниками спорит колесо. Ему помогают: овалы деки, точильный камень, круглая пила на подоконнике. Они отвечают за геометрию композиции. Деревянный буфет, стремена, пилы, образуют необходимый шум. А вот внизу на столе творится нечто бесформенное и властвует здесь ветошь. Одиноко смотрятся: топор и тесло, нечто похожее на рашпиль**, подкову и рукавицы. Самое загадочное – непонятно зеленое. В чемодане спряталась мелочь. Теплую атмосферу создает дерево, а стены и окна добавляют голубой прохлады.
Можно здесь увидеть находки кубизма*** и «Бубнового валета»****. Но трактованы они по-советски: острые углы сглажены, нет абстрактных линий развития; форма не довлеет и эксперименты давно стали Школой ремесла. Но художник наблюдателен – есть национальные особенности! Особенности времени! Стремена – это кыргызский символ! К подковам кыргызы относятся равнодушно. Вот встать в стремена – это значит стать человеком! Домбра – это казахский национальный музыкальный инструмент. Откуда он здесь? Почему? Потому что тогда мы жили в большой единой стране. Особое содержание требует особую форму и появляется особенная живопись.
*Три́птих (от др.-греч. τρί-πτυχος «состоящий из трёх дощечек» ← τριάς «три» + πτῠχή «табличка, дощечка») — произведение искусства, состоящее из трёх частей: барельефов, картин (складень), статуй и других, объединённых общей идеей. Работа разделяется на три секции или три резные панели, которые висят рядом.
**Рашпиль — один из видов напильника
***Кубизм — модернистское течение в искусстве. Художники изображали предметный мир с помощью простых геометрических форм. Главные отличия — дробление форм на геометрические элементы, сочетание прямых ломаных линий и нарушение перспективы. Родоначальниками этого направления были Пабло Пикассо и Жорж Брак.
**** «Бубновый валет» — см примечания в 1 части Обзора
Уста. Центральная часть триптиха «Уста». Холст, масло, 80х72,5, 1984
Это центральная часть триптиха. В его левой части изображен интерьер ремесленной мастерской, а в правой – натюрморт из инструментов.
Чокмор был уста, мастер на все руки, мастерил, и конскую утварь, и музыкальные инструменты. Старший сын Султан – наследник дела отца – дожил до 1995 года, до восьмидесяти семи лет. Сохранилась фотография, на которой Суйменкул пишет с натуры именно эту работу, и позирует ему его старший брат – Султан Чокморов.
В 80-е годы в творчестве художника наблюдается возврат к реалистичной манере письма, к традиционным «ремесленным» методам работы. Старый Уста в своей мастерской, держит перед собой деревянную заготовку для седла. Детально прописаны: лицо, седые усы, глаза, и особенно руки. Одет в повседневную рабочую одежду. Позади на стене развешаны топоры, тесла*, ножовки, щипцы, молотки, напильники, конская сбруя. Всевозможные инструменты, складки одежды, глубокие морщины, набухшие вены – все это причудливые узоры старины, народных ремесел, неприхотливого крестьянского быта. Даже калпак** своим простецким видом будто «заявляет»: у нас здесь все просто, работаем мы.
Раньше немало было таких людей, которые внешне ничем не выделялись, но зато на них и держалась советская власть вплоть до самого своего конца. Это они, своим каждодневным трудом, сглаживали все недоделки и просчеты партии. И делали не просто вещи, а вещи высокохудожественные. Помогали людям жить по законам красоты. Народные мастера! Народные художники!
*Тесло – род топора с лезвием перпендикулярным топорищу
**Калпак — – кыргызский национальный головной убор из войлока
Фото Александра Федорова
Натюрморт. Правая часть триптиха «Уста». Холст, масло, 79,5х60, 1984
Доминируют вертикали. Играют, вибрируют, чуть заметно наклоняются в разные стороны, по-супрематистски, изощрено, не дают взгляду остановится. Чуть-чуть овалов и кругов. Прямо посередине нечто непонятное треугольной формы. Это приспособление? Заготовка? Непонятно! Четко видны: вилы, два комуза (они корректно уравновешивают казахские домбры в левой части триптиха); заготовка для седла, сбруи и бак. А в центре композиции царствует хаос, это уже не вещи – это элементы композиции. Для художника – это уходящая натура. Он уже не углубляется в смыслы. Это общая болезнь кыргызской Школы живописи поздне-советского периода: художники вынуждено шли по логике безопасных формальных экспериментов, не углублялись в опасные смыслы. Этой болезнью полу-эстетизма* кыргызское искусство страдает до сих пор. А на натюрморте мы еще узнаем предметы, но отдалено, отчуждено. И нас не охватывает радость от понимания. Мы никогда не ощутим их запаха, не исцарапаемся об их фактуру, не обнимемся телами-объемами, не обмажемся пылью-опилкам с ног до головы. Ремесло – уходящая натура. Но желание что-нибудь смастерить своими руками останется с нами навсегда!
*Эстетизм в искусстве – это преобладание прекрасной формы над содержанием.
Старый уста. Холст, масло, 81,5х72, 1980-1981
Темнеет. На фоне однотонного бардового задника, туш киийза, сидит старый мастер, нянчит младшего внука и одновременно наигрывает мелодию на комузе. Внук постарше сидит рядом. Каждый думает о своем: глаза малыша удивлено раскрыты в мир красочных видений; тот, кто постарше, уже умеет мечтать; у аксакала во взгляде печаль.
Нетрудно заметить, что эта работа буквально повторяет работу «Старший брат Султан с сыном». Повторяются: сюжет, композиция, колорит. Добавился еще один персонаж, появилась философская обобщенность. Фуртичев Вилитарий Иванович в книге «Суйменкул Чокморов: Двенадцать этюдов жизни и творчества» пишет, что в 1971 году художник начал работать над полотном «Старший брат Султан с сыном» и проработал над ним почти десять лет. Ему хотелось передать определенное впечатление. «… Когда-то в детстве Суйменкула поразило розоватое свечение пространства комнаты, источником которого был туш-кийиз, своеобразный настенный ковер, сшитый из кусков бархата и плюша …». Свечение, как образ из детства. Таинственное свечение, которое раздвигает темноту и завораживает своей магией, заставляет возвращаться и вновь искать источник народных традиций, силы и мудрости, счастья и благоденствия. Через решение чисто колористической задачи художнику удалось раскрыть замечательную идею: самое дорогое для кыргызов – дети, их будущее. Старый Уста должен передать им мелодию! Ремесло! Дух! Память! … Но почему Старый Уста задумался, и в глазах его печаль? В памяти удержалось много печального, темного?
Мой сын. Холст, масло, 59х54,5, 1972
Жена художника, Шабазова Салима, с годовалым сыном Бактыгулом, названным так в честь дебютной роли отца, в кинофильме «Выстрел на перевале Караш». Малыш удивленно смотрит на зрителя, настороженно изучает, новый для него, окружающий мир. Все помыслы матери о ребенке: она надежно держит его в непропорционально огромных руках, ласкает вытянутыми губами, лелеет любящим взглядом. Основа колорита – оттенки охры и еще три бледных оттенка: белая рубашонка, голубое платье, розовый фон. Границы бледных тонов очерчивают прихотливые черные контуры, кое-где они исчезают, отступая перед беззащитностью формы, позволяя ей нежно сливаться с фоном. Перекликаются темные волосы матери и блестящие глаза ребенка.
Бактыгул родился в 1972 году и в тот же год была написана эта картина. Была сделана быстро: художник ясно понимал, чего он хочет. Долгожданный сын, как обновление. И картина уникальна. Отец пишет ее мелкими фактурными мазками, характерными для кыргызского модернизма. Удерживается на грани пуантилизма*. И поразительно: брутальная поверхность чудесным образом порождает пространство уюта и любви, вечная суть торжествует над модной формой.
*Пуантилизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).
Обо всех новостях Фонда в телеграм-канале:
Фонд Санжарбека Даниярова.
Если интересно, подпишитесь