ЦГА КР. Ф. И-75. Оп. 1. Д. 49. Л. 22-26
Историк Л.В.Лесная является составителем Сборника документов, который вышел в 1937 г. под редакцией и с предисловием Турара Рыскулова. Публикуемые записи сделаны ею при подготовке сборника. Они основаны на показаниях из уголовных дел, хранящихся в ЦГА Казахстана, которыми в настоящее время мы не располагаем, но считаем ценными. При получении сканированных копий первичных документов они будут нами опубликованы (Будем благодарны, тем, кто окажет помощь в их получении!)
Эти записи дают представление о том, как представили следствию эпизод захвата оружия комендант Пишпека и староста почтовой станции Муховиков. Рассказ последнего существенно противоречит версиям других участников происшествия — Ыбрайыма Толо ажи уулу, Жунуша Карачороева, Нургазы Кыдыралиева и возчика Г. Шаймарданова и техника И.А.Поцелуева.
Ссылки на эти сведения даны в конце данной публикации.
Эти противоречия рассмотрены в части 5-ой статьи «Винтовки для повстанцев» (в процессе публикации). Если у вас, наши читатели, есть другая версия, объясняющая противоречия, напишите в комментариях.
Часть показаний приведены Л.В.Лесной в сборнике «Восстание…» в ПРИМЕЧАНИЯХ, которые не менее интересны, чем вошедшие в сборник «Восстание…» документы
Архивные выписки Л.В. Лесной из фондов Жандармского управления в г. Верный ЦАУ Казахской АССР «История национально-освободительного движения киргиз 1926 года»
Раздел «Ограбления киргизами транспорта с оружием: 172 винтовки и 34000 патронов»»
В первых числах [августа] в Пишпек прибыл транспорт оружия: 172 винтовки и 34 000 патронов к ним, следующий из г. Верного в Пржевальск. Транспорт шел без всякой охраны в сопровождении одного лишь солдата, причем ни участковый пристав, ни уездный воинский начальник – Пишпекские – ничего о движении транспорта не знали.
Пишпекский уездный воинский начальник Писаржевский[1] узнал о прохождении транспорта оружия лишь по прибытии его в Пишпек от сопровождающего солдата. Считая передвижение оружия без охраны ненормальным явлением, Писаржевский назна(чи)л для сопровождения транспорта конвой в числе двух дружинников, кроме того, прикомандировал к ним еще одного солдата, ехавшего в отпуск в Пржевальск.
Опасений вспышки мятежа со стороны киргиз не было, наоборот, по сведениям администрации наблюдалось полное успокоение киргиз, которые, якобы, охотно собирались идти на работы по мобилизации.
5-го августа транспорт вышел из Пишпека и 8-го числа в 4 (часа) дня прибыл на станцию Кок-Майнак, где и остановился ночевать на караван-сарае.
В этот же вечер киргизы стали угонять скот со станции, ямщики почтовой станции — киргизы — оставались верными своему хозяину и охраняли лошадей.
Это первое нападение киргиз поставило всех на ноги. Транспорт оружия до утра окарауливали находившиеся на караване: один солдат конного запаса, ехавший в Пржевальск на побывку, караванщик, содержатель почтовой станции и старик из Пржевальска. Все были вооружены охотничьими ружьями.
Часов в 7-8 утра транспорт оружия на семи подводах, три почтовых повозки и две частных подводы двинулись на Рыбачье. На почтовых и частных подводах ехали староста почт[овой] станции Муховиков, содержательница караван-сарая Попова, каравансарайщик Василенко — с семьями, и какой-то проезжающий с дочерью, снохой и внуком.
По дороге, идущей по ущелью обоз проехал без приключений. В 10-12 верстах от Кок-Майнака обоз стали преследовать толпы конных киргиз. При приближении к Куты-Молдым[2], два киргиза, объехав далеко обоз, помчались к караван-сараю Кутявина.
Предвидя нападение, обоз стал готовиться к отражению его. Был разбит ящик патронов и тюк ружей, и четыре человека, находившиеся в обозе без оружия, были вооружены.
Когда обоз поравнялся с кар[аван]-сараем, киргизы из окон и из-за дувалов открыли стрельбу по обозу, причем целили в конвоиров, и совершенно не обращали внимания на женщин.
Конвоиры, до сего времени избегавшие столкновения, открыли стрельбу по киргизам и выбили их из кар[аван]-сарая, но тут подъехали ещё киргизы и усиленно стали обстреливать конвоиров из кустов, из-за углов иперебили трех вольных, защищавших транспорт, и четырёх солдат. Остались живыми старший конвоя и Муховиков. Киргизы перешли в атаку: вперед выехал их командир, [которого] можно было принять за армянина или грека, но не киргиза, с серебряной шашкой. Муховиков его убил, киргизы бросились его поднимать, и в это время оставшиеся в живых два защитника транспорта, много их побили. Бросившись лавой с криком «Ура!», киргизы убили старшего конвоя и завладели транспортом оружия. Воспользовавшись суматохой, киргиз, поднявших облако пыли, Муховиков, солдат конного запаса и Василенко, севши на трашпанку, быстро помчались к Рыбачьему, которое находилось отсюда в пяти верстах. За ними последовали и другие подводы.
Киргизы, обрадованные захватом транспорта оружия, сразу не обратили внимания, а может быть, и не заметили их бегства.
Возчик татарин, ехавший с транспортом, был убит.[3]
В Рыбачье приехали Муховиков, солдат, Василенко, проезжающий в Пржевальск и один конвоир, раненный в грудь, бок и левую руку, а также все женщины и дети. В Рыбачьем одни из них бросились в воду и были подобраны в лодки отъезжающими крестьянами, другие захватили брошенную лодку, сели в нее и поплыли в Пржевальск, куда и прибыли через пять дней.
Не попали в лодки за неимением места Василенко и проезжающий, а также и раненый конвоир. Кроме того, в Рыбачьем на станции осталось 8 солдат «конного запаса», не пожелавших ехать. С лодок было видно, как они отстреливались, от стрелявших в них киргиз.
Киргизы по берегу жгли и грабили русские сёла.
Отстреливаясь от киргиз, защитники транспорта оружия расстреляли не менее 1000 патронов. Из нападавших на транспорт Муховиков узнал: братьев Кыдралы и Касымалы Аблаевых и Нургазы Кыдыралиева[5] — Сарыбагышевской волости.
Сноски в тексте (наши):
[1] Писаржевский В.М. занимал должность коменданта г. Пишпека; должность уездного воинского начальника с 28 августа 1916 г. Временно исполнял подполковник Ф.Г. Рымшевич, а в период отсутствия последнего (с 8 по 12 августа) — не имеющий чина Перепеленко, после 12 августа — по — подполковник Г.Ф. Путинцев
[2] Куты-Молдым, Кутемалды, Котмалды, Котемалды – использовалось разное написание топонима местности, где располагался поселок Рыбачье (Балыкчы)
[3] Показания возчика Г.Шаймарданова, оставшегося в живых, но попавшего в плен и освободившегося см. на сайте
[5] Воспоминания Нургазы Кыдыралиева, записанные в 1953 году, см. на нашем сайте.
Ссылка на этот документ приводится в публикации:
Еще по теме:
ДОКУМЕНТ №73. ПОКАЗАНИЯ ВОЗЧИКА ОБОЗА С ОРУЖИЕМ, ДАННЫЕ ИМ В НОЯБРЕ 1916 Г. В КАШГАРЕ
ДОКУМЕНТ №61. ВОСПОМИНАНИЯ ЫБРАЙЫМА СЫНА ТОЛО-АЖЫ О ЗАХВАТЕ ОБОЗА С ОРУЖИЕМ В 1916 Г.
ДОКУМЕНТ №62. РАССКАЗ ИНЖЕНЕРА К.Л.БОНДЫРЕВА О СОБЫТИЯХ 8 АВГУСТА, ЗАПИСАННЫЙ ИМ 02.11.1916
ДОКУМЕНТ №63. 1916 ГОД В ВОСПОМИНАНИЯХ КАРАЧОРОЕВА ЖУНУША, КЫРГЫЗА САРЫБАГЫШЕВСКОЙ ВОЛОСТИ
ДОКУМЕНТ №72. ПИСЬМО РОТМИСТРА В.Ф. ЖЕЛЕЗНЯКОВА В ГОСДУМУ С ВЕРНЕНСКОЙ ГАУПТВАХТЫ В 1917 Г.
1916 ГОД. ТУРКЕСТАН. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР. ДЕНЬ 39
ВИНТОВКИ ДЛЯ ПОВСТАНЦЕВ. ВВЕДЕНИЕ.
ВИНТОВКИ ДЛЯ ПОВСТАНЦЕВ. ЧАСТЬ 1. ГУБЕРНАТОРСКАЯ ВЕРСИЯ
ВИНТОВКИ ДЛЯ ПОВСТАНЦЕВ ЧАСТЬ 2 КОСВЕННЫЕ УЛИКИ
ВИНТОВКИ ДЛЯ ПОВСТАНЦЕВ ЧАСТЬ 3. ВЕРСИЯ ДЛЯ ГОСДУМЫ
ВИНТОВКИ ДЛЯ ПОВСТАНЦЕВ ЧАСТЬ 4. ВЕРСИЯ ДЛЯ ИМПЕРАТОРА
ВИНТОВКИ ДЛЯ ПОВСТАНЦЕВ ЧАСТЬ 5.
СБОРНИК 1937 ГОДА. ВОССТАНИЕ 1916 Г. В КИРГИЗСТАНЕ. СОСТ. Л.В.Лесная