This interview with Lily Turusbekova was published in the magazine” SCREEN ” No. 3 of 1980 under the heading “MASTERS of KYRGYZ CINEMA”.
In our opinion, this interview accurately reflects the creative credo of the Film Director/ The article in the process of translation
«Острота восприятия материала и факта; острота зрения и остроумие в сочетании увиденного; внедрение в действительность и в жизнь; и еще многое, многое внес документальный фильм в стиль советской кинематографии».
С. ЭЙЗЕНШТЕЙН
Недавно Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР за долголетнюю плодотворную деятельность в области кинематографии режиссеру-документалисту киргизской киностудии Лиле Джусуповне Турусбековой было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР.
За время своей творческой деятельности Лиля Турусбекова создала много интересных документальных и научно-популярных фильмов, которые успешно демонстрировались не только на экранах нашей страны, но и за рубежом.
Отец Лили Джусуповны — Jusup Turusbekov — был известным киргизским поэтом и драматургом, павшим в дни войны в боях за Родину. Она с детства росла в атмосфере любви и преклонения перед искусством и литературой. И, по-видимому, не случайно необыкновенный и столь привлекательный мир киноискусства покорил девушку.
Лиля Турусбекова поступает на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, учится у больших мастеров советского кино — заслуженного деятеля искусств Л.В.Кулешова, а с IV курса — под руководством А.А.Ованесовой специализируется в области хроникально-документальной кинематографии.
Здесь она знакомится с теорией и историей советского и зарубежного киноискусства, с мастерством ведущих деятелей мирового кино, овладевает знаниями сценарного и режиссерского дела, постигает сложную технику съемок.
Девушка избирает беспокойную, но очень увлекательную профессию кинорежиссера-документалиста, и еще будучи студенткой, на производственной практике ставит специальный выпуск журнала «Советская Киргизия»», посвященный дню 8 марта. Тепло, задушевно, увлекательно она попыталась рассказать о нескольких моментах жизни женщин разных профессий.
Прошли годы сложной, необыкновенно насыщенной и волнующей учебы, и в 1956 году после окончания института Лиля Турусбекова начала работать на Киргизской киностудии, где и сняла свой первый киноочерк «Серебряная вода». В этом фильме, рассказывающем о киргизских металлургах, она поэтически поведала о сложной и самоотверженной работе бурильщиков Хайдарканского рудника. Уже здесь стало выявляться своеобразное отношение молодого режиссера к жизни, ее пристальное внимание к людям, которых она снимает, к их судьбам.
Затем Лиля Турусбекова создает такие ленты, как «Они родились на Тянь-Шане», (в 1958 году фильм демонстрировался на первом в истории кинофестивале стран Азии и Африки в Ташкенте), «Декада киргизского искусства в Москве» (о большом празднике киргизской культуры в столице), «Твои подруги», две полнометражные ленты о родной республике – «Вслед за весной» и «Советский Киргизстан», «В большой семье», «Великий эпос» и многие другие.
Будучи совсем молодым режиссером, Лиля Турусбекова сказала однажды о своей работе: «Пусть кадры этих фильмов сберегут поколениям величие и героизм наших счастливых и светлых дней».
Это творческое кредо художника достаточно полно и глубоко отражает цели и задачи всей ее деятельности режиссера-документалиста.
Мы публикуем беседу Лили Джусуповны Турусбековой с нашим корреспондентом. Материал дополняется впечатлениями о ее творчестве, которыми поделился заместитель Председателя Государственного комитета Кирг. ССР по кинематографии Шершен Усубалиевич Усубалиев.
Корр.: Лиля Джусуповна, что привлекло Вас в профессии режиссера-документалиста, почему Вы обратились именно к этому жанру киноискусства?
Л Турусбекова: Поступив во ВГИК, с III курса я училась в мастерской необычайно интересного, талантливого человека -Льва Владимировича Кулешова. Мы проходили общие с актерским факультетом дисциплины – выполняли этюды, по мастерству актера готовили отрывки из классических произведений и т. д. Одной из форм творческой работы было задание: описать два наиболее запомнившихся, наиболее ярких эпизода из своей жизни, причем сделать это с документальной точностью. Я написала такой отрывок о случае, пережитом в детстве, стараясь ничего не забыть, и, по-видимому, он удался, потому что мастер меня похвалил.
Возможно тогда во мне и зародился интерес к судьбам реальных людей, к их жизни, которую можно исследовать, проследить, ничего не придумывая и не домысливая.
Корр.: Как Вы считаете, существуют какие-либо наиболее важные, наиболее характерные черты, присущие документальному кинематографу?
Л. Турусбекова: Да, конечно. Я очень люблю свою профессию и никогда не жалею, что стала документалистом. Ведь это так увлекательно —постоянно «сталкиваешься» с разными людьми, с их судьбами, каждый раз неожиданными, неповторимыми. Новый материал, новая судьба, а значит ищешь необыкновенный, своеобразный подход к ней. И, конечно, непременно узнаешь массу ранее неизвестных тебе фактов, а, следовательно, обогащаешься, как личность.
Делая работу об ученом, я, безусловно, не могу стать специалистом в области биологии, например, но мне обязательно надо как можно больше знать о его работе, о нем самом, о его открытиях.
Кроме того, у документального кино есть одно удивительное свойство — чем старше фильм, тем он интереснее. Подчас смотришь свою раннюю работу, видишь: многое ушло в прошлое, техника съемок уже другая, взгляд на отснятый материал — иной, а возникает необыкновенно теплое отношение к этим кадрам.
Случается, что в своих нынешних работах я использую фрагменты из лент, снятых мною много лет назад.
Так, снимая недавно фильм о народной артистке СССР Бакен Кыдыкеевой, я вспомнила, что в 1958 году работала над сюжетом для журнала о Бакен Кыдыкеевой, вернувшейся после участия в фестивале советских фильмов в Индии. И, конечно же, не могла не обратиться к этим кадрам. В тот период Центральная студия сделала очерк об этом фестивале в «Новостях дня». Это было очень волнующее событие в жизни актрисы, и теперь данные эпизоды заиграли новыми красками.
В том же году я сделала фильм о Декаде киргизского искусства в Москве. Двадцать лет спустя мы использовали отрывок из него, запечатлевший двух корифеев киргизского театра— народных артистов СССР Муратбека Рыскулова и Бакен Кыдыкееву в спектакле «Курманбек». Он также стал прекрасным дополнением к фильму, давняя работа наполнилась новым смыслом, выступила в новом качестве.
И еще одна очень важная, с моей точки зрения, сторона документального кино—познавательная. Например, когда я создавала фильм «Большевики Пишпека», посвященный 100-летию нашего города, мне пришлось углубленно работать с архивными материалами, пересмотреть десятки книг, документов о людях, которые строили Советскую власть в Киргизии. Надо было проанализировать этот материал, выработать свое собственное представление о том времени, подчеркнуть историзм фильма. Кроме того, что я сама узнала чрезвычайно много о событиях тех дней, думается, что и зрителям тоже сумела рассказать об исторических моментах в жизни нашей республики, о том, какие необыкновенные люди были нашими земляками.
Безусловно, профессия режиссера-документалиста очень активна – он не должен дать себе успокоиться, остановиться, а должен стремиться непременно понять, узнать, попытаться осмыслить и объяснить то или иное событие, явление, ту или иную человеческую судьбу.
Вспоминает Ш. У. Усубалиев: В 1957 году, когда я стал директором Киргизской киностудии, сразу заметил Лилю Турусбекову — девушку-режиссера, которая с первых дней своей работы хотела снимать хорошие фильмы, хотела сказать свое, новое слово о республике. Она начала изучать республику, очень много ездила, и один из ее первых фильмов «Они родились на Тянь-Шане» был замечен московскими кинематографистами, обратившими внимание на свежесть в подаче материала, на профессиональную подготовку режиссера, сумевшего передать чувство огромной любви к своей земле.
Вспоминается такой случай—мы были вместе на II Всесоюзном кинофестивале в Киеве, где показывали ее фильм «Они родились на Тянь-Шане». Вечером, когда Лиля куда-то ушла, пришел к нам в гостиницу белобородый старик-украинец и со слезами на глазах стал спрашивать: «Где девушка, которая сделала этот фильм?» Он рассказал, что родился и вырос в Киргизии, потом его сын уехал учиться в Киев и забрал старика к себе. И вот, посмотрев фильм Лили Турусбековой, старик словно побывал в Киргизии, увидел свою родную землю. И каким чувством благодарности были проникнуты его слова, обращенные к режиссеру!
Корр.: Лиля Джусуповна, обычно творчество режиссера как бы пронизывает одна основная тема, которую он последовательно разрабатывает… Как Вы думаете, что является главным в Ваших фильма? О чем Вы хотите рассказать в них?
Л. Турусбекова: Хочется еще раз подчеркнуть, что, хотя документалисту, действительно, приходится разрабатывать самые разнообразные темы, осваивать довольно широкий диапазон явлений действительности, главным объектом исследования и познания для меня была и остается человеческая личность!
Это с одной стороны, с другой — все картины, снимаемые документалистом, в совокупности отражают дух времени, составляют летопись времени, в которое он творит, как бы создают образ, своеобразную «модель» эпохи. Это проявляется и в подходе к материалу, и в манере съемки, и во многом другом. Мне кажется, что это также главное направление документального кино и моей работы в частности.
Думаю, не ошибусь, сказав, что основная тема моего творчества — наша республика и судьбы ее людей.
Удивительное ощущение: когда делаешь фильм о республике, все вокруг себя любишь больше, чем в обычное время, острее сознаешь свою сопричастность к делам и свершениям своего народа.
Мною были сделаны и небольшие произведения о Киргизии в форме отдельных сюжетов для журнала, и две полнометражные ленты «Вслед за весной» и «Советский Киргизстан». О людях республики рассказывали такие фильмы, как «Они родились на Тянь-Шане» (6 новелл), «Твои подруги» (3 новеллы), ленты о мастерах искусств Киргизии — А. Малдыбаеве, М. Рыскулове, Б. Кыдыкеевой. Не могла я пройти мимо дорогой каждому киргизскому человеку темы — темы «Манаса». Так была создана картина «Великий эпос».
Рассказывает Ш. У. Усубалиев: Важная, яркая черта творчества Лили Турусбековой – то, что она всегда стремится поведать зрителям о своей республике, о ее росте, богатствах и, главным образом, о людях.
Она безгранично любит свой народ, свой город, родную Киргизию. И эта любовь пронизывает и одухотворяет фильмы, созданные режиссером. Они смотрятся с большим интересом. Так, фильм о нашей республике «Они родились на Тянь-Шане», показанный в Каире, с удовольствием смотрели египетские документалисты…
Работы Лили Турусбековой пользуются большим успехом при демонстрации их официальным делегациям и работникам кинематографии зарубежных стран.
Мне лично пришлось показывать ее картины женской делегации Индии, послу Японии, официальным партийным делегациям Гвинеи, Сирии, Румынии, Венгрии, и эти ленты были очень тепло ими приняты. Делясь своими впечатлениями после просмотра, члены делегации отмечали, что они словно совершили экскурсию по нашей республике, что фильмы сняты очень тонко, неназойливо, с чувством меры, с большим вкусом.
Здесь надо подчеркнуть, что из года в год в фильмах режиссера чувствуется все более крепнущая, точная рука зрелого мастера-документалиста — в монтаже, в верном подборе и расстановке кадров, умелом выборе музыки и т. д.
Корр.: Как Вы считаете, Лиля Джусуповна, от чего зависит успех документального фильма?
Л. Турусбекова: Безусловно, от многих компонентов — от сценария и сюжета, от музыки, от искусства режиссера и оператора… Но, думается, главный залог успеха—когда режиссер находит своего героя, открывает интересную, в чем-то неординарную личность, исследуя которую он может раскрыть редкое, необычное явление, событие, поступок.
Корр.: В последнее время Вы занимаетесь созданием выпусков журнала «Советская Киргизия». Чем интересен для Вас этот жанр?
Л. Турусбекова: Кинопериодика, а именно к этому виду киноискусства относится журнал «Советская Киргизия», жанр очень своеобразный, позволяющий быстро, оперативно запечатлеть приметы сегодняшнего дня. Боевой, откликающийся на все события экономической, политической и культурной жизни республики. Вот этой своей активной позицией он мне и интересен.
Говорит Ш. У. Усубалиев: Лиля Турусбекова очень любит свою работу. Отдавая ей силы и знания, она стала известным документалистом республики.
Меня, знавшего ее отца, Джусупа Турусбекова, прошедшего, как и я дорогами войны, очень радует, что она выросла достойной его памяти. Мы, фронтовики, гордимся ее профессиональным мастерством.
Надо сказать, что она необыкновенно скромный, простой человек, который никогда и нигде не демонстрирует свои успехи. Она очень добра, и может быть поэтому киргизские кинематографисты разных поколений относятся к ней с большим уважением, прислушиваются к ее советам, тянутся к этому человеку.
Нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что Лиля Турусбекова была одной из первых женщин, участвовавших в I кинофестивале стран Азии и Африки, членом официальной делегации, одним из зачинателей этого прекрасного дела, участвовала в создании Союза кинематографистов Киргизии.
Мы, старейшие работники кинематографии республики, гордимся, радуемся, что Лиле Турусбековой по праву присвоено звание заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР, поздравляем ее с этим знаменательным событием в творческой биографии и выражаем уверенность, что еще не раз встретимся на наших экранах с новыми, замечательными работами этого режиссера!
Беседу вела Н. ЗАРИФЬЯН
Редакция присоединяется к теплым словам Ш. У. Усубалиева и желает Лиле Джусуповне Турусбековой дальнейших творческих удач!
ФИЛЬМОГРАФИЯ ЛИЛИ ТУРУСБЕКОВОЙ