Публикуется по изданию:
Восстание 1916 года в Казахстане. Сборник воспоминаний и материалов. — Алма-Ата: изд. КНИИМЛ. — 1937. — 316 с.
Настоящий сборник воспоминаний и материалов «Восстание 1916 года в Казахстане» (далее — «Сборник…») является первой публикацией такого рода в целой серии подобных изданий. Сборники воспоминаний участников и свидетелей протестных выступлений коренных жителей Семиреченской области Туркестана и областей Степного края, вызванных Высочайшим повелением от 25 июня 1916 года, выходили к нескольким «круглым» годовщинам тех событий. Последний из них — издание, подготовленное к 80-летию восстания 1916 года, — второй том двухтомника «Грозный 1916 год», размещен на нашем сайте одновременно с настоящим «Сборником…» В ближайшее время мы рассчитываем опубликовать электронные версии собраний, опубликованных в 1947 и 1986 годах.
ЧИТАТЬ ИЛИ СКАЧАТЬ ВОСПОМИНАНИЯ 1937
Настоящий «Сборник…» интересен тем, что он не только открывает новую эпоху в историографии восстания 1916 года, но и однозначно и безапелляционно закрывает первый наиболее интересный, яркий, достоверный и, одновременно, спорный этап научного описания и осмысления туркестанских событий вековой давности. Вот как ставили «точки над i» в недоброй памяти 1937 году:
Троцкистские, алашордынские фальсификаторы и великорусские шовинисты неоднократно пытались извратить историю восстания 1916 года. Но под руководством Крайкома ВКП(б), особенно в последние 3—4 года, исторический фронт в Казахстане начал быстро очищаться от троцкистского, алашордынского и всякого другого контрреволюционного хлама. Сейчас уже в основном развеяны в прах все и всяческие алашордынские и троцкистские „концепции о восстании 1916 года. Перед лицом конкретных исторических фактов и живого места не осталось, например, от пресловутой „теории» о якобы, объективно-революционной роли казахского байства и алашордынской интеллигенции.
Этот зубодробительный текст — малая часть раздела «От редакции», открывающего «Сборник…» Но это только присказка… Сразу за этим разделом, содержащим помимо прочего письмо товарищу Сталину от делегатов Чрезвычайного X Всеказахского съезда Советов (которое само по себе интереснейший документ эпохи), в «Сборнике..» напечатаны «Тезисы Казахского научно-исследовательского института марксизма-ленинизма при Крайкоме ВКП(б) «Национально-освободительное восстание казахских трудящихся против царизма в 1916 году».
Эти «Тезисы…» надолго стали «священной коровой» для всех исследователей, осмеливавшихся коснуться темы 1916 года. А поскольку большая часть историков, способных на подобную смелость не пережила 1937 год, то и тема эта перестала «быть актуальной». Причем касаться ее вплоть до 60-х годов опасались не только среднеазиатские историки, но исследователи «из центра». Как пишет лучший на сегодня по нашему мнению знаток этого периода истории народов Средней Азии к.и.н Т.В. Котюкова в «Предисловии» к сборнику «Восстание 1916 года в Туркестане: документальные свидетельства общей трагедии.»
…Для столичных историков (Москва и Ленинград) тема восстания считалась «периферийной», поэтому ее изучение всецело отдали на откуп коллегам из cоюзных республик.
Может быть причина и в этом, но мне почему-то кажется, что столичные историки тему восстания «отдали на откуп» среднеазиатским коллегам прежде всего из элементарных опасений сказать что-то не то: уж больно много людей, непосредственно коснувшихся этой темы, закончили свои дни трагически и до срока.
Несмотря на все эти невеселые рассуждения, данный «Сборник…» навсегда останется в фонде главных книг о «восстании 1916 года в Казахстане». Это обусловлено тем, что он содержит важные свидетельства современников, в нем звучат «живые голоса» участников тех событий. Кроме того, эта книга — единственное издание о событиях 1916 года, которое содержит без всяких натяжек замечательные иллюстрации: причем не только карикатуры Ивана Савельева, но и заставки Н.Д. Тимофеева и даже рисунки школьников.
А еще этот «Сборник…» интересен потому, что дает основания для дополнительных вопросов. Например, — такого: «Почему, несмотря на то, что Пишпекский и Пржевальский уезды, наравне с Тургайской областью, постоянно именуют «важнейшими центрами восстания», ни в этом «Сборнике…», ни в одном из последующих многочисленных собраний воспоминаний и мемуаров нет хотя бы одного рассказа участника «восстания» в этих населенных киргизами уездах?»
< ПЕРЕЙТИ КО 2-МУ ТОМУ СБОРНИКА «ГРОЗНЫЙ 1916…»