О ТВОРЧЕСТВЕ И ЛИЧНОСТИ

ГУЛЬБАРА ТОЛОМУШЕВА: ЛИЛЯ ТУРУСБЕКОВА. ИЗ АЛЬБОМА О КИНО «СИЛА ХРУПКОСТИ И ЖЕСТКОСТЬ ИСКУССТВА»

Фрагмент киноальбома «Сила хрупкости и жесткость искусства. Женщины в кино Кыргызстана» Гульбары Толомушевой издан Международным общественным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой» в рамках проекта Посольства Швейцарии «Женщины в современном искусстве – детям» в 2017 году. Благодарим фонд «Инициатива Розы Отунбаевой» и автора Гульбару Толомушову за разрешение на публикацию статьи.

Публикуется по книге: Толомушева Г. Сила хрупкости и жесткость искусства. Женщины в кино Кыргызстана. — Б.: Аркус, 2017. — 108 с.: ил., стр. 6-8


ЛИЛЯ ТУРУСБЕКОВА
(8 мая 1933 года – 7 января 2001 года)

Лиля Турусбекова родилась в столице Кыргызстана, в семье известного писателя Джусупа Турусбекова. В 1956 году окончила режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве и начала работать на киностудии «Кыргызфильм». Заслуженный деятель искусств Кыргызской Республики.

Режиссер-документалист Турусбекова сняла множество киножурналов «Советская Киргизия», документальных фильмов, среди которых навсегда вошли в сокровищницу отечественного кино – «Серебряная вода» (1956г.), «Они родились на Тянь-Шане» (1957г.), «Великий эпос» (1962г.), «Вслед за весной» (1967г.), «Советский Киргизстан» (1974г.), «Бакен Кыдыкеева» (1977г.), «Большевики Пишпека» (1977г.), «Кошой-Таш» (1982г.), «Судьба» (1984г.), «Мыскал», «Воскресшие из праха» и многие другие. В своих фильмах она создает образ современника-созидателя, труженика земли, повествует о культурном расцвете Социалистической Киргизии.

Фильм «Серебряная вода» посвящает дружбе и товарищеской взаимопомощи рабочих Хайдарканского рудника, добывающих редкий металл – ртуть.

Картина «Они родились на Тянь-Шане» была посвящена 40-летию Советской власти и рассказывала об огромных переменах, происшедших в жизни кыргызского народа. Лента построена из отдельных новелл. Каждая новелла – это портрет нашего современника. Через портреты отдельных людей: знатной колхозницы К. Шопоковой, учителя О. Кыштобаева, балерины Б. Бейшеналиевой, чабана У. Джаркимбаева, ученого-академика А. Мамытова, композитора Т. Эрматова – режиссеру удалось создать образ нашего современника – созидателя, хозяина своей страны. «Их человеческие судьбы представлены образно, точно и конкретно. Фильм «Они родились на Тянь-Шане» побывал на экранах многих стран мира».[1]

Следующий фильм Турусбековой «Я и мои друзья» покорял зрителей яркостью, экспрессией. Пролог его был необычен. Мальчик-кыргыз рассказывал о своей новой жизни в школе-интернате, куда он приехал из далекого аула. Это придало картине динамику, теплоту, лиризм.

Турусбекова часто работала с талантливым кинооператором Кадыржаном Кыдыралиевым. Так его блистательная работа помогла режиссеру очень поэтично решит ряд эпизодов в ленте «Твои подруги», которая была посвящена мастеру Фрунзенской швейной фабрике имени ВЛКСМ Джумагуль Уркунчиевой и начинающему педагогу Анаре Исаевой.

Фильм «Мастера кыргызского искусства» раскрывает образы выдающихся мастеров сцены – Муратбека Рыскулова, Абдыласа Малдыбаева, картина «Бакен Кыдыкеева» посвящена народной артистке СССР – любимой актрисе Киргизии, лента «Мыскал» — знаменитой певице Мыскал Омуркановой. Вообще, Турусбекову тянуло к сильным, выдающимся личностям, внесшим большой вклад в развитие Кыргызстане, так, лента «Судьба» рассказывает о непростых буднях и праздниках виднейшего ученого-этнографа Клавдии Ивановны Антипиной.

Картина «Большевики Пишпека» была посвящена истории возникновения большевистской организации в Пишпеке (Бишкеке), ее участию в борьбе за власть рабочих и крестьян. Турусбекова использовала много редких архивных фотодокументов, старой кинохроники, чтобы полно раскрыть во многом неожиданную для кыргызской документалистики тему.

Лиля Турусбекова сняла две цветные полнометражные документальные картины «Советский Киргизстан» (1974) и «Кошой-Таш» (1980) со своими верными соратниками – писателем Леонидом Дядюченко и оператором Нуртаем Борбиевым (кроме названных двух Лиля Турусбекова сняла еще две полнометражные картины — “Вслед за весной” в 1967 году, а также в соавторстве с Ю.Герштейном — “Рождение песни” в 1961 г. Примечание администратора сайта).

«Советский Кыргызстан» посвящен 50-летию Киргизской ССР, широко отмечавшийся в 1974 году. Турусбекова попыталась создать обобщающую картину достижений трудящихся республики за годы Советской власти. «Все это решено в образной форме, близких и понятных зрителям. С заоблачной высоты открывается многоплановая красочная панорама горных хребтов и озер, цветущих долин и привольных пастбищ, современных городов и поселков. В фильме много кадров, снятых с движущейся позиции – из кабины строительного крана и вертолета, морского катера, самолета и хлопкоуборочного машины. Они передают динамизм жизни республики».

В центре полнометражного фильма «Кошой-Таш» — образ Корчубека Акназарова, первого секретаря райкома партии, под руководством которого земледельцы преобразили Кочкорскую долину. Турусбекова в своем фильме пристально вгляделась в крестьян, которые денно и нощно трудились на своей земле. Шутка ли – освободить огромную территорию от огромных камней и валунов. И название фильма происходит от гигантского камня-валуна батыра Кошоя.

«Мы видим на экране тех, кто буквально отвоевывает у камней каждый метр земли, чтобы преобразить свою долину. Среди них знатные животноводы, земледельцы, поливальщики, сельские механизаторы, руководители хозяйств. В результате их усилий поднимается урожайность полей. И мы узнаем, что там, где раньше получали по шесть центнеров ячменя с гектара, теперь собирают сорок и сорок два, а в отдельных местах и пятьдесят пять. Раньше не бывало таких урожаев в Кочкорской долине. Таких успехов труженики района достигли благодаря своей самоотверженности в освоении целинных земель. Фильм, воспевая труд, рождает гордость за человека. Строгий и эмоциональный, он подкупает и убеждает», — писал Ашимов. Сама Лиля Турусбекова была очень признательна оператору Нуртаю Борбиеву, которого очень хвалила: «Он всегда был наготове, чтобы запечатлеть красоту суровый гор Кочкора».

Автором сценария этого фильма был Леонид Дядюченко, который в своей статье памяти Турусбековой написал о картине: «…замысел лучшего ее фильма «Кошой-Таш» возник у нее как повод вглядеться в неповторимый облик родной земли, в лица и судьбы живущих на ней простых людей. Она увидела в этом фильме возможность соприкоснуться с великой преобразующей силой труда, единственной на свете панацеей от всех горестей и бед. Она увидела и показала другим, как сельский люд от мала до велика не по указке сверху, не ради галочки в официальных отчетах о проведенных мероприятиях, но по велению своей крестьянской души высвобождает от вековечного камня ничейный пустырь, чтобы разбить на нем яблоневый сад. Как сугатчи-поливальщик в предрассветной тиши вслушивается в только ему понятный шепот, с каким изнуренным июльским зноем земля пьет воду».

В той же статье Дядюченко сказал о последней картине режиссера о трагедии 1937 года «Воскресшие из праха», прозвучавшей на уровне эпического плача – кошока: «В этой хроникальной картине возобладало ее стремление уйти от официального протокола, от актов эксгумации и истлевших вещдоков, от фотографий простреленных черепов и газетных изобличений, а напрямую обратиться к вдовам и детям погибших, близко знакомых по общему двору, по Дзержинке, по общей судьбе. Ведь это была судьба и ее отца, его сверстников, судьба родителей мужа и многих других близких людей, и потому все это она знала не с чужих слов, а так или иначе пережила сама».

Многие коллеги Турусбековой отмечают особый такт, воспитание Лили Джусуповны, об этом в документальном фильме «Первая ласточка» (реж. Р.Шершенова, 2014), который посвящен памяти режиссера, говорят известные кинооператоры Манасбек Мусаев и Валерий Виленский. Мужем Лили Джусуповны был академик НАН КР, профессор, доктор медицинских наук, физиолог Санжарбек Бакирович Данияров. Вместе они воспитали замечательных дочерей – двойняшек Гюзель и Асель и сына Бектура.

Вся сознательная жизнь Лили Джусуповны прошла среди творческих людей, где процветают великие амбиции, и где невоздержанность подчас считается обычным проявлением незаурядных натур. Неподдельная естественность манер, доброжелательность, благородство в словах и действиях, которые неизменно проявляла Лиля Турусбекова, магическим образом воздействовала на среду: будь то съёмочная площадка или заседание художественного совета. Все невольно подтягивались и стараясь поддержать тон, который она задавала, становились интереснее и значительнее. Турусбекова всегда облагораживала окружение, в котором находилась.

Целая эпоха отразилась в фильмах Лили Джусуповны Турусбековой, не придуманная, не сочиненная в угоду политической конъюнктуре, а увиденная глазами честного и умного документалиста и может быть это самая достоверная история.

_____________

[1] — Ашимов К. – Кыргызское кино. – Бишкек. – 1999. – с. 13


Избранная фильмография: 

«Серебряная вода», 1956
«Они родились на Тянь-Шане», 1957
«Великий эпос», 1962
«Вслед за весной», 1967
«Советский Киргизстан», 1974
«Коротко лето в горах», 1975
«Большевики Пишпека», 1977
«Бакен Кыдыкеева», 1977
«Большевики Пишпека», 1977
«Кошой-Таш», 1981
«Твой день, Республика», 1984
«Судьба», 1984
«Мыскал», 1986
«Чебер», 1990
«Кыргызы», 1992
«Воскресшие из праха», 1992

ПОЛНАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ НА САЙТЕ


Фильм о Лиле Турусбековой на сайте:

«ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА» 


Автор
Гульбара Толомушова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *