О ТВОРЧЕСТВЕ И ЛИЧНОСТИ

ЛИЛЯ ТУРУСБЕКОВА: БЕСЕДА О ФИЛЬМЕ «МЫСКАЛ» С ВЛАДИМИРОМ МИХАЙЛОВЫМ

Интервью с Лилей Турусбековой 1989 г. взятое Владимиром Михайловым. Опубликовано в книге: Михайлов В.И.  Кинолента памяти. Люди и судьбы кыргызского кино. – Б. Издательский дом “Салам”, 2007 -524 с.


ДРАМАТИЧЕСКАЯ СУДЬБА

На киностудии “Кыргызфильм” закончена работа над документальной лентой “Мыскал”, посвящённой народной певице Мыскал Омуркановой. Мы беседуем с режиссёром этой ленты Лилей Турусбековой.

-Лиля Джусуповна, что заинтересовало вас в этой теме, почему вы считали для себя возможным и необходимым обратиться к ней?

Вы знаете, Мыскал Омурканова всегда была для меня крупной личностью. Она ещё при жизни познала большую славу — народ её очень любил. Если вспомнить подобных ей по масштабу певиц — так только Русланова могла с ней сравниться. У неё был уникальный голос, и я, как всякий любитель и поклонник ее таланта, могу сказать о ней только самые восторженные слова. Она занимает особое место в кыргызском искусстве и стоит в нём, я бы сказала, особняком. Вот по всем этим причинам она и интересовала меня так сильно. Очень давно я хотела снять о ней фильм, но всё как-то руки не доходили. И вот недавно, к моей радости, известный музыковед Балбай Алагушев принёс сценарий о Мыскал. Я сразу взялась за него. Знала, конечно, что будет немало трудностей, но… если уж взялась…

Я знаю, что документальных материалов о Мыскал Омуркановой сохранилось очень немного. Как вы выходили в данном случае из трудного положения?

К счастью, кое-что сохранилось во время Декады кыргызского искусства в Москве. Операторы ЦСДФ снимали концерты.

Вы имеете в виду вторую декаду 1958 года?

Мыскал Өмүрканова

Да, 58-го. А в 59-м вышел фильм о декаде. Но Мыскал там не было. Дело в том, что весь её номер оказался в техническом браке. Но умные кинематографисты не выбросили его, а, наоборот, привели в порядок, подогнали синхрон и оставили в архиве. Я вообще не знала, что этот материал существует. Это для меня было как дар с неба, когда я послушала в её исполнении “Алымкан” и “Кыз-Жибек”, у меня мурашки по телу побежали. Это чудо какое-то. Я поставила в фильм эти два номера полностью. Зритель их никогда не видел. Её песни надо слушать в оригинале, на кыргызском языке. Они уникальны, и манера её исполнения уникальна. Там есть эпизод, где она две минуты тянет одну ноту.

Не могли бы вы рассказать о том, что осталось за кадром, в частности, о трагическом финале жизненного пути Мыскал?

Знаете, я не стала бы воспринимать судьбу Мыскал так уж трагически — всё-таки она успела познать славу при жизни. Между прочим, когда она пришла из самодеятельности, её хотели приобщить к музыкальному театру, пытались сделать из неё оперную певицу. У нас почему-то такое представление — если есть музыкальные способности, значит, обязательно надо в оперный театр. Но, к её чести, она сама нашла свою дорогу. Кстати, первый человек, обративший внимание на её уникальный дар, — богатырь Кожомкул. Он ведь, кроме всего прочего, был ещё и незаурядным общественным деятелем, работал председателем сельсовета. И это именно он направил её заниматься в самодеятельность. Сначала она показала себя в родном селе, потом в области, потом в столице и так пошла, пошла по восходящей. Это было в середине 30-х годов. Так что Кожомкул сыграл в её судьбе немалую роль. И еще два слова о её жизни, потому что это все-таки осталось за кадром. Её муж — он был комузистом — погиб на фронте.

Она сама поначалу не играла, только пела, он ее потом научил. У них был счастливый брак, но короткий. Её биография складывалась вообще очень удачно поначалу.

Но потом появились кое-какие драматические моменты. Может, это оттого было, что репертуар у неё был ограничен. Это, конечно, не официальное мнение, а моё собственное. И потом, испытание славой, как известно, порой тяжелее всего вынести. К испытаниям жизненным мы как-то привыкаем, стараемся их преодолевать, а вот медные трубы… Но тем не менее все, кто с ней общался, говорят, что она была очень хорошим человеком.

Её судьба, я думаю, была характерна для эпохи…

Судьба любого художника, наверное, характерна. Ведь даже сейчас, посмотрите, современные таланты тоже, как правило, пробиваются в одиночку. Нет у нас механизмов социальной защищённости художника. Ей, конечно, нужны были режиссёры, хорошие организаторы. Она ведь отдала только то, что лежало на поверхности — свой чистый голос, свой светлый дар. Мы, как правило, с опозданием замечаем уникальность человека.

Почему вы решили (вместе с автором сценария, очевидно) не рассказывать подробно биографию Мыскал, а сделали нечто вроде лирического этюда. Ведь всё-таки, согласитесь, сейчас многие, особенно молодые люди, не знают этой замечательной исполнительницы.

Самое простое объяснение, наверное, — из-за нехватки места. Нельзя ведь в короткой ленте объять необъятное. Мы хотели, конечно, сделать фильм больше объемом, чтобы подробнее осветить биографию Мыскал, но… масса причин помешала этому.

Вы планируете продолжать эту тему?

Последние два года я как раз занималась интересными творческими людьми. Не так давно сняла фильм о Клавдии Антипиной, это уникальный человек, ученый-этнограф с очень интересной судьбой. А сейчас я делаю картину о народном мастере-седельщике… Темы всех этих картин пересекаются в своей сути — они о народных талантах. Меня вообще очень привлекают такие люди. Когда-то я снимала фильм о Муратбеке Рыскулове. Сейчас никто не может обойти этот материал.

Я считаю, мы, кинематографисты, должны использовать любую возможность снимать этих уникальных людей, иначе завтра уже будет поздно…


Еще:

«МЫСКАЛ» ФИЛЬМ ЛИЛИ ТУРУСБЕКОВОЙ. 1989 Г. 

ЛИЛЯ ТУРУСБЕКОВА, РЕЖИССЕР И ЛИЧНОСТЬ


Обо всех новостях Фонда в телеграм-канале: 
Фонд Санжарбека Даниярова
Если интересно, подпишитесь


Автор
Владимир Михайлов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *