We dedicate the publication to the 140th anniversary of the great Kyrgyz educator and one of the “founding fathers” of our state, Eshenaaly Arabaev.
This article, like the previous one, is devoted to the first Kyrgyz printed book: Arabai uulu (Arabaev) Eshenaaly, Hafiz Sarsekeyev “Alip bee jaki toto okuu” Publishing house Shark, Ufa, 1911. The mentioned publication contains a complete electronic copy of the book: ABOUT THE FIRST PRINTED BOOK…
Первая книга, изданная типографским способом на кыргызском языке (если быть более точным, то на смеси кыргызского и казахского языков) вышла в свет в 1911 году в издательстве ШАРК в Уфе. Это была “Азбука для быстрого обучения чтению”, то есть для обучения по новому методу (Усул джадид). У книги два автора – Эшенаалы Арабаев и Хафиз Сарсекеев.
Личность просветителя и общественного деятеля Эшенаалы Арабаева нам всем широко известна. Но мы практически ничего не знали о его соавторе – Хафизе Сарсекееве. Некоторые историки высказывали предположение о том, что Хафиз являлся не столько соавтором, сколько спонсором издания. Такая версия родилась в связи с отсутствием других книг, изданных в начале ХХ века, в которых Сарсекеев значился бы автором.
Нам удалось получить сведения об этом человеке, которые говорят о том, что он был учителем и соответственно должен рассматриваться как действительный соавтор. Мы не знаем, как шел процесс создания азбуки. Учитывая, что Хафиз Сарсекеев в дальнейшем не оставил след, как автор книг или учебников, можно представить, что его роль состояла в совместном обсуждении, советах, критике в процессе работы над этим изданием.
Эта находка стала возможной благодаря тому, наши братья – историки из Казахстана – проделали в последние годы очень важный труд. Они осуществили транслитерацию печатных изданий, выходивших в свет на казахском языке до введения латиницы, то есть до 1928 года, и опубликовали их, как в печатном, так и в электронном варианте. Это, в частности, газеты “Казак” (1913-1918), “Сары Арка” (1917-1919), “Ак Жол” (1920-1925, Ташкент, 1925-1926, Шымкент), журналы “Ай кап” (1911-1915), “Шулпан” (1922-1923). Как известно, первый номер первой газеты на кыргызском языке “Эркин Тоо” вышел в свет 7 ноября 1924 года, поэтому до 1924 года передовые кыргызские интеллигенты печатали свои статьи и литературные опыты в казахских изданиях.
В 2011 году, когда был опубликован «Алип бээ жаки төтө окуу», Эшенаалы Арабаев был студентом медресе “Галия” в Уфе. Логично предположить, что Хафиз Сарсеке улы был тоже студентом этого медресе. Вряд ли он был преподавателем, так как казахи и кыргызы, насколько нам известно, не числились в числе мударрисов. Но такое предположение требует проверки, возможно, в Башкортостане имеются списки учеников этого уважаемого тогда среди мусульман Российской империи учебного заведения.
В 1913 году Хафиз Сарсекеев написал три заметки в газету “Казак”, которые были опубликованы в рубрике “Внутренние новости” (Ішкі хабарлар) под заголовком “Зайсан” и подписаны – “Хафиз Сарсекеев, учитель из Зайсана” (Зайсанда мұғалім Хафиз Сәрсекеев).
В первой сообщается о том, что в городке Зайсан имеются две школы, в которых преподавание ведется по новому методу – «Мектеп Казахие» и «Мектеп Газатие». Эти школы открыты на средства богатых казахов, за что им благодарны местные жители. Согласно корреспонденту популярность школ постепенно росла.
Во второй заметке речь идет о несправедливом и жестоком обращении с казахами мужиков-переселенцев. В частности, рассказана история, очевидцем которой явился автор. Ахмеди Саржан-улы, волостной управитель Кара-Иртысской волости, возвращался с летовки со своей волостью и остановился рядом с русским поселением. Жители этого поселения безосновательно обвинили казахов в краже восьми лошадей, а потом одного, по имени Иштикбай, пасшего в это время свой табун, подстрелили насмерть из ружья. За это преступление убийца наказан не был.
История эта со ссылкой на сообщение Хафиза Сарсекеева процитирована в большой статье от 14 сентября в той же газете, подписанной М.Д. Эти инициалы использовал автор – известный казахский политический деятель и литератор, один из редакторов газеты – Миржакып Дулатов. Статья не имеет названия и посвящена несправедливому захвату земель переселенцами у казахов. КАЗАК гезитинтдеги МАКАЛА М.Д..
В третьей заметке из Зайсана автор делится с читателями дальнейшей жизнью школы “Мектеп Казакие”. С начала осени к учебе приступили 85 учеников, причем число степных казахов увеличилось.
Таким образом, в 1913 году, уехав из Уфы, Хафиз стал учителем в Зайсане, и по-видимому в джадидском “Медресе Казакие”. Интересно, что в этот период Эшенаалы Арабаев тоже отправился в кыргызские волости и работал учителем в джадидских медресе.
Процессы развития начального образования в казахских волостях были очень сходны с тем, что наблюдалось в кыргызских волостях Семиречья. Джадидские учебные заведения пользовались уважением местного населения, открывались они отнюдь не на казенные средства, а на деньги зажиточных представителей казахов и кыргызов. Кроме того, местные жители их также называли медресе (например, в кыргызских волостях “Медресе Шабдания”, “Медресе Курмания”), хотя по сути это были мактабы.
В 1914 году Хафиз продолжает публиковать заметки из Зайсана в газете “Казак”. Нами найдены три таких сообщения. Как прежде, они подписаны “Учитель Хафиз Сарсекеев”, и в двух из них приводятся новости из “Медресе Казакие”, в одной – из “Медресе Газатие”.
В первой заметке учитель Хафиз Сарсекеев продолжает делиться новостями об экзаменах в “Медресе Казакие” и росте числа учеников, спросе на обучение.
Согласно второй публикации, учителя этих учебных заведений были допрошены приставом по поручению “губернатора Семея” (автор, возможно, имел ввиду Степного генерал-губернатора или Зайсанского уездного начальника). Вопросы, заданные учителям медресе, касались программы, преподаваемых предметов и используемых в медресе книг.
Третья заметка посвящена известию о смерти видного представителя казахской диаспоры в Китае, который раздал имущество в разные места, в том числе и школам в Зайсане.
Далее, в номерах газеты “Казак” за 1915-1918 годы имя Хафиза Сарсекеева нам не встретилось.
Все перечисленные заметки Хафиза Сарсекеева в газете “Казах” (в транслитерации на кириллицу) можно посмотреть или скачать здесь: Хафиз Сарсекеев – гезиттерде
В том же 1914 г. мугалим Хафиз Сарсекеев сделал публикацию в №8 журнала “АЙКАП”, где речь идет о судах биев. К сожалению, нам пока не удалось ознакомиться со статьей, но мы узнали о ней по ссылке в диссертационной работе 2016 г. Р.С. Мажитовой “Институт биев в российской и казахстанской историографии: компаративный анализ (XVIII-начало XXI вв).
В другой казахской газете – “Сарыарқа” №17, 19 октябрь, 1917 года опубликован список лиц, назначенных комиссариатом по представлению областного казахского комитета в районные суды Каркаралинского и Зайсанского районов. Один из двух членов районного суда в Зайсане – Хафиз Сарсекеев. Как видим, в это время Хафиз продолжает жить в Зайсане и по-прежнему проявляет общественную активность. Полагаем, для деятельности в районном суде не требовалось оставить учительство.
Заметим, что номер газеты вышел незадолго до Октябрьской революции в России, которая, как известно, грянула 25 октября по старому стилю. В результате в Петрограде к власти пришли большевики, что вызвало недовольство политических соперников, через полгода в стране началась гражданская война. Трудно говорить о том, кому принадлежала власть в этот период в разных концах огромной страны. Указанный номер газеты вышел 18 октября, когда власть в Российской империи, с сентября сменившей название на Российскую Республику, была все еще за Временным правительством во главе с А. Керенским. Учитывая перемены, вряд ли можно ожидать, что Хафиз Сарсекеев долго оставался членом районного суда в Зайсане.
Уже через три месяца в №30 газеты “Сары Арқа” от 12 февраля 1918 года опубликовано сообщение Хафиза Сарсекеева о собрании в школе “Медресе Казакие”, где представитель Зайсанского уезда г-н Ахмет выступил с докладом о казахско-кыргызском съезде. Автор выразил досаду на то, что, по его мнению, ничего, кроме названия “Сары Арқа”, в докладе не содержалось. А между тем, правительство народных комиссаров объявило о праве наций на самоопределение, это открыло казахам возможность создания автономии, была образована партия “АЛАШ”, объявлен сбор денег в поддержку, а двери открыты для новых членов Алаша. Заметка подписана Хафиз Сарсекей.
Насколько мы понимаем, сам автор заметки тоже вступил в партию Алаш, как и его соавтор Эшенаалы Арабаев. Имя Хафиза Сарсекеева приведено в списках членов Алаш по Восточному Казахстану, которые приведены в разных источниках, например, в “Фотоальбоме Алаш Орда”, изданном в 2012 г., который в свою очередь ссылается на книгу К. Нурпейисова “Алаш и Алаш Орда” Алматы, 1995.
В №40 газеты “Сарыарқа” от 25 апреля 1918 года Хафиз Сарсекей рассказал о том, что 22 марта в Зайсане успешно прошел литературный вечер на казахском языке в пользу создания библиотеки, которая планировалась к открытию от имени организации «Казахская помощь».
Хафиз Сарсекеев выражает благодарность организатору – госпоже Бибигайше Бобкиной.
В № 66 газеты “Сарыарқа” 20 января 1919 года помещен список “тетрадей” с квитанциями, подтверждающий распространение участниками подписки на эту газету. В списке есть и “Сәрсеке баласы”.
Интересные сведения обнаруживаются в документе, опубликованном под №180 в 2010 году в сборнике “Восточное отделение правительства Алаш Орды”, изданном в Семее. Это “Рапорт бойца командиру Косиковской 5 роты Калмыкову о лицах, членах Алаш Орды, служивших при Колчаке. Секретно”. Рапорт этот написан явно не очень грамотным человеком и представлял собой донос от 14 июня 1922 г. о деятельности членов Алаш Орды за три года до указанной даты. К тому времени Алаш Орда была уже официально распущена. “Доношу, что убитых и умерших товарищей, состоявших на службе в 1918г при Советской власти Климонтова… арестовывали лица, состоящие в настоящее время на ответственных постах, а именно… 7) Гафиз Сарсеков, учитель в гор. Зайсане… Вышеуказанные лица при Алаше занимали должности нижеследующие 1)…. 3) учитель Сарсекеев при Алаше обучал киргиз и в 1919 г., оратор среди киргиз…” Из этого секретного доноса мы узнаем, что Хафиз Сарсекеев был деятелем Восточного отделения Алаш, при этом продолжал работать учителем в г. Зайсан. Кроме того, у него была репутация оратора.
Наконец, через пять лет после приведенного выше сообщения, в №404 газеты «АҚ ЖОЛ», от пятницы, 15 февраля, 1924 года находим такой текст: “В 383-м номере «Акжол» те, кто принял приглашение товарища Мадияра, нашли подписчиков и отправили свои деньги в правление”, в этом списке – Хафиз Сәрсекейұлы из Семея. Отметим, что имя «Мадияр» также был одним из псевдонимов Миржакыпа Дулатова.
Через полгода, № 436 «АҚ ЖОЛ», от 18 мая 1924 года вновь упомянуто им Хафиза Сарсекеева с благодарностью за помощь газете, а ниже в том же сообщении говорится о том, что Хафиз Сәрсекейұлы и Манан Тұрғанбайұлы длительное время поддерживают газету “Ак Жол”.
____________________________________________________________________________________
- Таким образом, Хафиз Сарсекеев был не только соавтором Эшенаалы Арабаева. В отличие от Арабаева, он не стал автором следующих учебников, не руководил Научной комиссией. Он был скорее соратником по духу и педагогом по профессии. Он работал, как и Арабаев, учителем, преподавал по новому методу, т.е. был участником джадидского движения, имел схожие с Эшенаалы Арабаевым взгляды, активно поддерживая независимость и самостоятельность своего народа, вступил в партию Алаш, Восточно-казахстанское отделение. Он не был безразличным, стоявшим в стороне от происходивших в стране бурных потрясений человеком, а являлся их активным участником.
_____________________________________________________________________________________
Было бы интересно узнать, удалось ли ему избежать сталинских репрессий…
Обо всех новостях Фонда в телеграм-канале:
Фонд Санжарбека Даниярова.
Если интересно, подпишитесь