Посвящаем публикацию 140-летию со дня рождения великого кыргызского просветителя и одного из “отцов-основателей” нашего государства Эшенаалы Арабаева.
Эта статья, как и предшествующая, посвящена первой кыргызской печатной книге: Арабай уулу (Арабаев) Эшенаалы, Хафиз Сарсекеев «Алип бээ жаки төтө окуу» Издательство Шарк, Уфа, 1911. В упомянутой публикации представлена полная электронная копия книги: О ПЕРВОЙ ПЕЧАТНОЙ КНИГЕ НА КЫРГЫЗСКОМ ЯЗЫКЕ
Первая книга, изданная типографским способом на кыргызском языке (если быть более точным, то на смеси кыргызского и казахского языков) вышла в свет в 1911 году в издательстве ШАРК в Уфе. Это была “Азбука для быстрого обучения чтению”, то есть для обучения по новому методу (Усул джадид). У книги два автора – Эшенаалы Арабаев и Хафиз Сарсекеев.
Личность просветителя и общественного деятеля Эшенаалы Арабаева нам всем широко известна. Но мы практически ничего не знали о его соавторе – Хафизе Сарсекееве. Некоторые историки высказывали предположение о том, что Хафиз являлся не столько соавтором, сколько спонсором издания. Такая версия родилась в связи с отсутствием других книг, изданных в начале ХХ века, в которых Сарсекеев значился бы автором.
Нам удалось получить сведения об этом человеке, которые говорят о том, что он был учителем и соответственно должен рассматриваться как действительный соавтор. Мы не знаем, как шел процесс создания азбуки. Учитывая, что Хафиз Сарсекеев в дальнейшем не оставил след, как автор книг или учебников, можно представить, что его роль состояла в совместном обсуждении, советах, критике в процессе работы над этим изданием.
Эта находка стала возможной благодаря тому, наши братья – историки из Казахстана — проделали в последние годы очень важный труд. Они осуществили транслитерацию печатных изданий, выходивших в свет на казахском языке до введения латиницы, то есть до 1928 года, и опубликовали их, как в печатном, так и в электронном варианте. Это, в частности, газеты “Казак” (1913-1918), “Сары Арка” (1917-1919), “Ак Жол” (1920-1925, Ташкент, 1925-1926, Шымкент), журналы “Ай кап” (1911-1915), “Шулпан” (1922-1923). Как известно, первый номер первой газеты на кыргызском языке “Эркин Тоо” вышел в свет 7 ноября 1924 года, поэтому до 1924 года передовые кыргызские интеллигенты печатали свои статьи и литературные опыты в казахских изданиях.
В 1911 году, когда был опубликован «Алип бээ жаки төтө окуу», Эшенаалы Арабаев был студентом медресе “Галия” в Уфе. Логично предположить, что Хафиз Сарсеке улы был тоже студентом этого медресе. Вряд ли он был преподавателем, так как казахи и кыргызы, насколько нам известно, не числились в числе мударрисов. Но такое предположение требует проверки, возможно, в Башкортостане имеются списки учеников этого уважаемого тогда среди мусульман Российской империи учебного заведения.
В 1913 году Хафиз Сарсекеев написал три заметки в газету “Казак”, которые были опубликованы в рубрике “Внутренние новости” (Ішкі хабарлар) под заголовком “Зайсан” и подписаны – “Хафиз Сарсекеев, учитель из Зайсана” (Зайсанда мұғалім Хафиз Сәрсекеев).
В первой сообщается о том, что в городке Зайсан имеются две школы, в которых преподавание ведется по новому методу — «Мектеп Казахие» и «Мектеп Газатие». Эти школы открыты на средства богатых казахов, за что им благодарны местные жители. Согласно корреспонденту популярность школ постепенно росла.
Во второй заметке речь идет о несправедливом и жестоком обращении с казахами мужиков-переселенцев. В частности, рассказана история, очевидцем которой явился автор. Ахмеди Саржан-улы, волостной управитель Кара-Иртысской волости, возвращался с летовки со своей волостью и остановился рядом с русским поселением. Жители этого поселения безосновательно обвинили казахов в краже восьми лошадей, а потом одного, по имени Иштикбай, пасшего в это время свой табун, подстрелили насмерть из ружья. За это преступление убийца наказан не был.
История эта со ссылкой на сообщение Хафиза Сарсекеева процитирована в большой статье от 14 сентября в той же газете, подписанной М.Д. Эти инициалы использовал автор — известный казахский политический деятель и литератор, один из редакторов газеты — Миржакып Дулатов. Статья не имеет названия и посвящена несправедливому захвату земель переселенцами у казахов. КАЗАК гезитинтдеги МАКАЛА М.Д..
В третьей заметке из Зайсана автор делится с читателями дальнейшей жизнью школы “Мектеп Казакие”. С начала осени к учебе приступили 85 учеников, причем число степных казахов увеличилось.
Таким образом, в 1913 году, уехав из Уфы, Хафиз стал учителем в Зайсане, и по-видимому в джадидском “Медресе Казакие”. Интересно, что в этот период Эшенаалы Арабаев тоже отправился в кыргызские волости и работал учителем в джадидских медресе.
Процессы развития начального образования в казахских волостях были очень сходны с тем, что наблюдалось в кыргызских волостях Семиречья. Джадидские учебные заведения пользовались уважением местного населения, открывались они отнюдь не на казенные средства, а на деньги зажиточных представителей казахов и кыргызов. Кроме того, местные жители их также называли медресе (например, в кыргызских волостях “Медресе Шабдания”, “Медресе Курмания”), хотя по сути это были мактабы.
В 1914 году Хафиз продолжает публиковать заметки из Зайсана в газете “Казак”. Нами найдены три таких сообщения. Как прежде, они подписаны “Учитель Хафиз Сарсекеев”, и в двух из них приводятся новости из “Медресе Казакие”, в одной – из “Медресе Газатие”.
В первой заметке учитель Хафиз Сарсекеев продолжает делиться новостями об экзаменах в “Медресе Казакие” и росте числа учеников, спросе на обучение.
Согласно второй публикации, учителя этих учебных заведений были допрошены приставом по поручению “губернатора Семея”. Вопросы, заданные учителям медресе, касались программы, преподаваемых предметов и используемых в медресе книг.
Третья заметка посвящена известию о смерти видного представителя казахской диаспоры в Китае, который раздал имущество в разные места, в том числе и школам в Зайсане.
Далее, в номерах газеты “Казак” за 1915-1918 годы имя Хафиза Сарсекеева нам не встретилось.
Все перечисленные заметки Хафиза Сарсекеева в газете “Казах” (в транслитерации на кириллицу) можно посмотреть или скачать здесь: ХАФИЗ САРСЕКЕЕВ В ГАЗЕТАХ
В том же 1914 г. мугалим Хафиз Сарсекеев сделал публикацию в №8 журнала “АЙКАП”, где речь идет о судах биев. К сожалению, нам пока не удалось ознакомиться со статьей, но мы узнали о ней по ссылке в диссертационной работе 2016 г. Р.С. Мажитовой “Институт биев в российской и казахстанской историографии: компаративный анализ (XVIII-начало XXI вв).
В другой казахской газете — “Сарыарқа” №17, 19 октябрь, 1917 года опубликован список лиц, назначенных комиссариатом по представлению областного казахского комитета в районные суды Каркаралинского и Зайсанского районов. Один из двух членов районного суда в Зайсане — Хафиз Сарсекеев. Как видим, в это время Хафиз продолжает жить в Зайсане и по-прежнему проявляет общественную активность. Полагаем, для деятельности в районном суде не требовалось оставить учительство.
Заметим, что номер газеты вышел незадолго до Октябрьской революции в России, которая, как известно, грянула 25 октября по старому стилю. В результате в Петрограде к власти пришли большевики, что вызвало недовольство политических соперников, через полгода в стране началась гражданская война. Трудно говорить о том, кому принадлежала власть в этот период в разных концах огромной страны. Указанный номер газеты вышел 18 октября, когда власть в Российской империи, с сентября сменившей название на Российскую Республику, была все еще за Временным правительством во главе с А. Керенским. Учитывая перемены, вряд ли можно ожидать, что Хафиз Сарсекеев долго оставался членом районного суда в Зайсане.
Уже через три месяца в №30 газеты “Сары Арқа” от 12 февраля 1918 года опубликовано сообщение Хафиза Сарсекеева о собрании в школе “Медресе Казакие”, где представитель Зайсанского уезда г-н Ахмет выступил с докладом о казахско-кыргызском съезде. Автор выразил досаду на то, что, по его мнению, ничего, кроме названия “Сары Арқа”, в докладе не содержалось. А между тем, правительство народных комиссаров объявило о праве наций на самоопределение, это открыло казахам возможность создания автономии, была образована партия “АЛАШ”, объявлен сбор денег в поддержку, а двери открыты для новых членов Алаша. Заметка подписана Хафиз Сарсекей.
Насколько мы понимаем, сам автор заметки тоже вступил в партию Алаш, как и его соавтор Эшенаалы Арабаев. Имя Хафиза Сарсекеева приведено в списках членов Алаш по Восточному Казахстану, которые приведены в разных источниках, например, в “Фотоальбоме Алаш Орда”, изданном в 2012 г., который в свою очередь ссылается на книгу К. Нурпейисова “Алаш и Алаш Орда” Алматы, 1995.
В №40 газеты “Сарыарқа” от 25 апреля 1918 года Хафиз Сарсекей рассказал о том, что 22 марта в Зайсане успешно прошел литературный вечер на казахском языке в пользу создания библиотеки, которая планировалась к открытию от имени организации «Казахская помощь».
Хафиз Сарсекеев выражает благодарность организатору – госпоже Бибигайше Бобкиной.
В № 66 газеты “Сарыарқа” 20 января 1919 года помещен список “тетрадей” с квитанциями, подтверждающий распространение участниками подписки на эту газету. В списке есть и “Сәрсеке баласы”.
Интересные сведения обнаруживаются в документе, опубликованном под №180 в 2010 году в сборнике “Восточное отделение правительства Алаш Орды”, изданном в Семее. Это “Рапорт бойца командиру Косиковской 5 роты Калмыкову о лицах, членах Алаш Орды, служивших при Колчаке. Секретно”. Рапорт этот написан явно не очень грамотным человеком и представлял собой донос от 14 июня 1922 г. о деятельности членов Алаш Орды за три года до указанной даты. К тому времени Алаш Орда была уже официально распущена. “Доношу, что убитых и умерших товарищей, состоявших на службе в 1918г при Советской власти Климонтова… арестовывали лица, состоящие в настоящее время на ответственных постах, а именно… 7) Гафиз Сарсеков, учитель в гор. Зайсане… Вышеуказанные лица при Алаше занимали должности нижеследующие 1)…. 3) учитель Сарсекеев при Алаше обучал киргиз и в 1919 г., оратор среди киргиз…” Из этого секретного доноса мы узнаем, что Хафиз Сарсекеев был деятелем Восточного отделения Алаш, при этом продолжал работать учителем в г. Зайсан. Кроме того, у него была репутация оратора.
Наконец, через пять лет после приведенного выше сообщения, в №404 газеты «АҚ ЖОЛ», от пятницы, 15 февраля, 1924 года находим такой текст: “В 383-м номере «Акжол» те, кто принял приглашение товарища Мадияра, нашли подписчиков и отправили свои деньги в правление”, в этом списке — Хафиз Сәрсекейұлы из Семея. Отметим, что имя «Мадияр» также был одним из псевдонимов Миржакыпа Дулатова.
Через полгода, № 436 «АҚ ЖОЛ», от 18 мая 1924 года вновь упомянуто им Хафиза Сарсекеева с благодарностью за помощь газете, а ниже в том же сообщении говорится о том, что Хафиз Сәрсекейұлы и Манан Тұрғанбайұлы длительное время поддерживают газету “Ак Жол”.
____________________________________________________________________________________
- Таким образом, Хафиз Сарсекеев был не только соавтором Эшенаалы Арабаева. В отличие от Арабаева, он не стал автором следующих учебников, не руководил Научной комиссией. Он был скорее соратником по духу и педагогом по профессии. Он работал, как и Арабаев, учителем, преподавал по новому методу, т.е. был участником джадидского движения, имел схожие с Эшенаалы Арабаевым взгляды, активно поддерживая независимость и самостоятельность своего народа, вступил в партию Алаш, Восточно-казахстанское отделение. Он не был безразличным, стоявшим в стороне от происходивших в стране бурных потрясений человеком, а являлся их активным участником.
_____________________________________________________________________________________
Было бы интересно узнать, удалось ли ему избежать сталинских репрессий...
Неожиданно год спустя мы узнали о его дальнейшей судьбе:
КТО ТАКОЙ ХАФИЗ САРСЕКЕЕВ? — ПРОДОЛЖЕНИЕ
Обо всех новостях Фонда в телеграм-канале:
Фонд Санжарбека Даниярова.
Если интересно, подпишитесь