КНИГИ И СТАТЬИ О Б. ДАНИЯРОВЕ

О КНИГЕ «БАЗАРКУЛ ДАНИЯРОВ — ПЕРВЫЙ ПЕДАГОГ. ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ». ИНТЕРЕСНЫЕ ОТЗЫВЫ ИЗ УЗБЕКИСТАНА И КАЗАХСТАНА

На книжной полке

Эти отзывы можно найти в поле “КОММЕНТАРИИ” на нашем сайте под публикацией русскоязычного варианта книги:  КНИГА 2021 Г. ИЗДАНИЯ: «БАЗАРКУЛ ДАНИЯРОВ – ПЕРВЫЙ ПЕДАГОГ. ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ» от 30.09.2021.

Мне показались  отзывы достойными внимания заинтересованных читателей. Пользуясь информационным поводом – выходом из печати варианта книги на кыргызском языке (КНИГА 2022 ГОДА ИЗДАНИЯ: «БАЗАРКУЛ ДАНИЯРОВ – ПЕРВЫЙ ПЕДАГОГ. ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ». ПОЧЕМУ ЕЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ?)– я решила поделиться мнениями читателей из соседних стран с вами в виде отдельной статьи.


Анвар Камальдинов. Фото из интернета

Постоянный посетитель нашего сайта из Республики Узбекистан Анвар Камальдинов оставил отзыв 18 декабря 2021 года, а также ссылку на анонс на другом сайте

 Как хорошо, что выложили книгу в свободный доступ. Мой экземпляр подгорел (сгорели первые 15 страниц, но я тогда уже прочел до 25) вместе с компьютером, флешками, фотоаппаратом, вообще, всем рабочим столом (пожар с нижнего этажа был такой силы, что мы бежали в панике). Несмотря на потери, разбирая пепелище, по вечерам я читал эту книгу вслух, и она поддерживала нас, наши душевные силы, примером героев этой невыдуманной истории.

На сайте tatar.uz опубликовал анонс этой книги http://tatar.uz/?p=1680


Привожу анонс Анвара Камальдинова с указанного им сайта:

2021 книга о настоящем человеке

Работая в Узбекском ГосАрхиве по истории Народного просвещения я оказал помощь Асели Данияровой в поиске документов для книги. Летом 2021 книга вышла в печать и в августе была у меня. Этот великолепный труд превзошел все мои ожидания. «Это образец для подражания!» — воскликнул я, только пролистав книгу.

Действительно, прекрасно оформленная, с большим количеством исторических фотографий, она сочетает в себе и научность и душевность, документальность и интригу авантюрного романа. Конечно, таким было время начала 20 века, но показать это как в кино, заставить сопереживать — такое дано не каждому. Некоторые части я зачитывал вслух жене и она записывала цитаты из высказываний Базаркула Даниярова по педагогике, а когда читал его письма из лагерей, она даже плакала.

Во все времена герои-романтики страдали от жестоких прагматичных людей, но эпоха великих преобразований поднимала таких людей особенно высоко и бросала вниз со страшной силой государственного аппарата. Только прочитав эту документальную историю, приходит понимание насколько сильно связана государственная система с психикой и культурой людей независимо от политических лозунгов. Не случайно, принятие самой демократичной конституции 1936 года, фактически отменявшей советскую власть, которая ограничивала права по социальному признаку, совпало с самыми разнузданными репрессиями дикарей против романтиков. Также, как потом победный 1945 обернется чередой скандальных процессов — «трофейное дело», «авиационное», «ленинградское», «дело врачей»… С одной стороны, глянцевая обложка, а с другой — грязные страницы реального общества. И раздел проходил не по политической позиции (мы помним коммунистов 1991), а по менталитету больших масс населения.

Поэтому, несмотря на провал Советского эксперимента, на торжество дремучей колониальной системы на территориях когда-то самого передового, уникального в истории человечества государства, мы видим, что усилия просветителей не пропали даром — система всеобщего народного образования сохранилась и обеспечивает минимальный цивилизационный уровень новых поколений, открывает дорогу новым талантам. У нас есть чему поучиться у первопроходцев и этому способствует книга «Базаркул Данияров — первый педагог. Портрет на фоне эпохи».


Майра Сарыбай. Фото из Фейсбука

Этот отзыв Майра Шоракызы Сарыбай, филолога, кандидата наук и педагога из Республики Казахстан свидетельствует о глубоких культурных связях кыргызской и казахской интеллигенции.  

Дорогая Асель Санжарбековна!
10 августа 2021 года Пони экспресс доставил мне домой книгу «Базаркул Данияров – первый педагог. Портрет на фоне эпохи». Авторы книги – Кутпа Бакировна Орузбаева-Даниярова и Асель Санжарбековна Даниярова. Чоң рахмат!

Прочитав книгу, я узнала, что Кутпа Бакировна- дочь Бакира Даниярова (брат Базаркула Даниярова), Асель Санжарбековна – дочь Санжара Даниярова, (сын Бакира Даниярова). Я как научный эксперт общественного фонда «Женщины Казахстана», выражаю свое восхищение перед кыргызскими женщинами, способными вдохнуть жизнь событиям и людям ушедшей эпохи. Низкий поклон авторам книги за память о нашем общем прошлом. Только по одной визитной карточке, вложенной в книгу, и обложке книги я поняла, что перед мной осмысленный и серьезный труд.

Я помню, как в 2018 году накануне проведения Международной научно- теоретической конференции «Научно- просветительские парадигмы 21 века: язык и культура как духовные ценности», посвященной 125-летию казахстанского ученого-педагога, лингвиста, методиста, деятеля образования первой половины 20 века Шамгали Харесовича Сарыбаева, на просторах интернета я познакомилась с Вами. О Вас мне рассказала в Алматы Эльмира Осмоналиева, когда узнала, что занимаюсь биографией Шамгали Сарыбаева, моего ата. Расспросив меня о нем, она порекомендовала посоветоваться с Вами.

Три года назад я, конечно, не заинтересовала Вас как биограф, так как я очень мало знала о Шамгали Сарыбаеве. Однако за это время я научилась читать архивные документы, ознакомилась с научной, публицистической и художественной литературой по историческим личностям первой половины 20 века, подружилась с учеными, краеведами, выступала с докладами на конференциях и опубликовала статьи. Работая над биографией Шамгали Сарыбаева, я конечно, знакомилась с публикациями об истории становления образования и науки Туркестанского края и первых просветителях. И для меня имя Базаркул Данияров уже наполнилось смыслом. И вот в августовской беседе 2021 года Вы это почувствовали и подарили книгу. Дочитав ее до конца, гордость переполняла меня о того, что заслужила Ваше внимание, представителя блестящей династии Данияровых! Это конечно, для меня большая честь.

Читая книгу о Базаркуле Даниярове, я невольно проводила параллели с биографией и творчеством Шамгали Сарыбаева, его окружением, семьей. Они оба мучительно пережили все катастрофические последствия социо-экономических событий, сотрясавших российскую жизнь, и встали на путь просвещения народа. «С Западом встречается Восток и при этом столкновении как от брошенного камня, расходятся круги, в которых смешаны разные воды», — пишет видный российский ученый Николай Анастасьев в книге «Трагедия триумфатора» о жизни и творчества Мухтара Ауэзова. С этой позиции прогрессивные представители ясно осознавали необходимость диалога культур и языков, который, требует компромисса.

Вы также в первых главах отмечаете, что народы в мире не существуют и не существовали изолированно: «На протяжении истории малые народности подвергались риску оказаться под властью более крупных народов. Людям необходимо было отвоёвывать или защищать свое место под солнцем, либо уметь договариваться с теми, кто сильнее. … к 60—м годам девятнадцатого века вся территория кыргызов фактически вошла в состав Российской империи. В основном это произошло принудительно где-то добровольно-принудительно, но без катастрофических войн».

Они родились на территории Туркестанского генерал-губернаторства Российской империи: Базаркул Данияров родился в долине реки Чон-Кемин в Сарыбагишевской волости Пишкекского уезда Семиреченской области, Шамгали Сарыбаев – в урочище Кашар Шагыл 9 волости Нарынской части Внутреннней Киргизской Орды. Их предки были знатными, образованными и уважаемыми членами рода. Базаркул Данияров был младше Шамгали ата на четыре года. Рожденные опережать время, Базаркул Данияров и Шамгали Сарыбаев стали яркими фигурами интеллектуального пейзажа той свирепой и тревожной эпохи и с честью пронесли имена своих предков и свои идеи через всю жизнь.

В их уникальных судьбах я увидела много общего. Они оба закончили ново-методные школы. Их судьба связана с городом-столицей Ташкентом в среде казахской, киргизской и русской интеллигенции. Во время учебы Базаркула Даниярова в педагогическом училище Ташкента, Шамгали Сарыбаев был одним из его преподавателей, о чем Вы упомянули в главе «КИРИНПРОС – Киргизский (Казахский) институт просвещения». Они также наверняка встречались в 1920-1921 учебному году в Киринпросе до отъезда Шамгали в город Верный для открытия Казинпроса. Когда Базаркул Данияров в 1932 году поступил в САКУ на отделение языка и литературы, одним его преподавателей был также Шамгали Сарыбаев, который, вернувшись из трехгодичной командировки в г. Верном и с 1923 года по 1934 годы работал в САКУ. Они были и коллегами, так как Базаркул Данияров одновременно стал студентом и преподавателем. Базаркул Данияров и Шамгали Сарыбаев принимали участие в деятельности Научной комиссии Наркомпроса Туркестана, в том числе в этнографических экспедициях под руководством талантливого ученого Абубакира Диваева

Они не ограничивались лишь преподаванием родных языков. Базаркул Данияров и Шамгали Сарыбаев стали видными организаторами и популяризаторами научных знаний: издание первых учебников и учебных программ, сотрудничество с газетами и журналами, переводческая работа, ликвидация неграмотности, реформирование письменности, участие в конференциях и др.

Трудности и испытания, в том числе и доносы на Базаркул Даниярова и Шамгали Сарыбаева, легли на плечи их жен. Две татарские женщины Гафифа Даниярова (Халикова) и Насима Сарыбаева (Усманова) были надежным тылом своих мужей.

Повышенный интерес к Вашей книге обусловлен не только общностью судеб Базаркула Даниярова и Шамгали Сарыбаева, архивы которого сохранил мой отец, но и моей привязанностью к кыргызскому народу и его культуре. Мой отец Шора Сарыбаев с 50- х годов до моего рождения дружил с незаурядным человеком — филологом Карбозом Дыкановым, и Кыргызстан вошел прочно в жизнь нашей семьи. Я с раннего детства полюбила Иссык –Куль, ездила с папой в командировки в Бишкек на защиты диссертаций кыргызских ученых, мы с мамой встречали папиных и моих кыргызских друзей и коллег. Для меня Кыргызстан – это кыргызский акцент моего сына-школьника после летних каникул в кыргызском селе, все дети Карбоз байке, моя любимая безвременно ушедшая подруга Айсулу Сопиева, музыка группы Элес и Эркина Мукашева, пионерский лагерь Илим в селе Долинка, словарь Константина Кузьмича Юдахина и многое другое.

А ваш труд, написанный об истории науки и образования в контексте взаимосвязи эпохи и личности, теперь будет главным ориентиром и образцом в моих попытках написать первую книгу о Шамгали ата. Этот бесценный для меня экземпляр на моем столе, войдет в библиографический указатель Шамгали Сарыбаева, так как в нем есть упоминания о нем.

Итог двадцатилетней работы по реконструкции портрета Базаркула Даниярова, несомненно, найдет отклик и среди ученых, занимающихся историей образования и науки Туркестана. Информация о САКУ, Научной комиссии, Академическом центре, Туркестанской Учительской семинарии значительно расширила мои скудные знания об этих заведениях. Хотелось бы отметить и тщательность исследования, показателем которого является не только источниковедческая база, но и внимание к деталям при анализе архивных документов. Например, анализ автобиографии или анкеты при поступлении в САКУ. Это особенность и преимущество Вашей книги. Большое внимание в книге уделено ономастическим вопросам, в том числе истории, возникновении и трансформации названия кыргызского народа. С огромным интересом читается раздел о выпускниках Центрального Педагогического Техникума.

Предисловие, вехи жизни, пронумерованный перечень фотографий, рисунков и указатель имен, постраничная цитация, благодарность, перечень сокращений – все это вкупе с высокой полиграфией, продуманным дизайном и структурой способствует не только получению и хранению информации, но и повышает культуру чтения и исследовательской работы.

Удачное название одной из глав – «Кошок-реквием по пассионариям» –сразу напомнило мне «Реквием» Анны Ахматовой по жертвам сталинских репрессий.

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Завершу свое письмо высказыванием Чингиза Айтматова из моей любимой книги-диалога «Плач охотника нал пропастью (исповедь на исходе века)». 

«… Какие глубокие чувства вызывают воспоминания о предках, которые ушли не так далеко, если учесть, что каждый из нас прибудет туда к ним».

С глубоким уважением,
Майра Шоракызы Сарыбай,
Кандидат филологических наук, педагог.
Сентябрь 2021


На полках в книжном магазине РАРИТЕТ

— Вы можете скачать книгу в электронном виде на кыргызском и русском языках по ссылкам в начале этой публикации

— Читатели могут купить печатную книгу на кыргызском и русском языках в магазинах сети РАРИТЕТ в Бишкеке по цене 690 сомов;

Книгу можно заказать и купить онлайн в интернет-магазине КИТЕПКАНА.кг по ссылке:
КИТЕПКАНА.КГ — купить книгу на русском языке  
КИТЕПКАНА.КГ — купить книгу на кыргызском языке

 

 

 


Автор
Анвар Камальдинов; Майра Шоракызы Сарыбай

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *