AFTER 1916: SELECTED DOCUMENTS

LETTERS FROM THE REPRESENTATIVES OF THE KYRGYZ PEOPLE IN REGARDS OF THE SEVERE SITUATION OF KYRGYZS IN THE SEMIRECHIE REGION BY 1920 AND SOLUTIONS PROPOSED BY THEM TO GET OUT OF IT. APPEAL TO COM. LENIN AND COM. BROYDO

 

The tragic events of 1916 led to confusion and the forced exodus of the Kyrgyz of Semirechie to China, where no one expected refugees, and their stay in a foreign land turned into a new test of endurance for them. Despite the difficulties of crossing the passes, the death of people and the loss of property, deprivation and hunger, the people sought to return to their native places. Little by little, the return process began already after the February bourgeois revolution in the Russian Empire, the abdication of the tsar from power and the coming to power of the Provisional Government headed by Kerensky, the same politician who made a report in the State Duma in December 1916 about these events with accusations against the tsar’s government. However, by this moment, nothing had changed for the better in the place of the former residence of the Kyrgyz, the lands were still in the hands of the settlers, all their property was in the hands of those who drove them from their native land, and, most importantly, no one provided security for the returnees. The situation began to change only after the October Revolution of 1917, and more precisely, only by 1920, and the dramatic change did not occur immediately. The two letters published below are an eloquent document of the era. As history savvy people can see, the authors of the letters are people who left an important mark on our history.

The letter to Lenin and an accompanying letter addressed to G. Broido – is, in our opinion, a brilliant example of the epistolary genre, both in terms of form and content.  These documents are concise, clear, intelligible, specific, truthful and moderately emotional, adequately conveying the reality of the threat of the death of an entire nation and, at the same time, filled with a sense of national and personal dignity. The authors wrote the letters in Russian.

We do not yet know which of the signatories was the compiler of the letter. The selected names of  representatives of the Kyrgyz people are well known to us – Ysak Shaibekov, Eshenaly Arabaev and Isametdin Shabdanov, Kaibylda Almatayev, Dautkul Shygayev, Kashymbek Tymenbayev, the name of the Dungan Lagir Yansanchin is familiar.

We would be happy to receive information about the other authors, these are Junush Baijanov, Atakhan Tezekbaev, Sultangazy Srailov, and Lagir Yansanchin (his name is mentioned in Budyansky’s book about Kyrgyz refugees, published on our website, like Yashansin)


Текст ниже был первоначально представлен по публикации в издании: Сборник документов “Казак улт-азаттык козгалысы. 2 китап”, стр. 495-506. Документы № 157 и 158. АПРК. Ф.666. On. 1. Д. 114. Л. 2 – 12. Копия

К счастью, нам удалось найти оригинал в РГАСПИ, публикуем скан этих двух писем:

СМОТРЕТЬ ИЛИ СКАЧАТЬ ПИСЬМО БРОЙДО
СМОТРЕТЬ ИЛИ СКАЧАТЬ ПИСЬМО ЛЕНИНУ

После прочтения текста писем, настоятельно рекомендуем ознакомиться с дальнейшим ходом событий. Ссылка – в конце публикации.

Перепечатанные тексты писем:

Многоуважаемому товарищу БРОЙДО от представителей киргиз Семиреченской области

1 мая 1920 года

Дорогой товарищ Бройдо!

Мы, представители киргиз Семиреченской области, просим Вас вручить товарищу Ленину прилагаемое ПРОШЕНИЕ.

В прошении этом мы описываем горестное положение и страдание киргизского народа, в которые ввергло его хозяйничанье царских холопов, и из которых не вывела его до сих пор даже революция. Мы обращаемся именно к Вам, дорогой товарищ, потому что знаем, что Вам понятны и близки нужды нашего народа, потому что помним, как еще в пору самодержавия Вы один умело и бесстрашно встали на защиту наших интересов. Как после бойни 1916 года, подстроенной русскими властями, царские чиновники, боясь Вашего обличительного слова, угнали Вас в солдаты, чтобы избавиться от Вас в Семиречье.

Помним, как Вы первый открыто сказали, что нужно отнять оружие из рук тех, кто обращает его против беззащитного народа, чтобы крепче закабалить этот народ, высказывались за разоружение притесняющих нас семиреченских крестьян. И вот теперь мы просим Вас выступить вновь, от нашего имени, и в лице вождя русской революции товарища Ленина, напомнить Высшей власти Российской Социалистической Республики о бедствиях и нуждах киргизского пролетариата.

Представители киргиз Семиреченской области: 
И.ШАИБЕКОВ (кириллицей – А.Д.)– (9 подписей – по-киргизски арабским шрифтом – А.Д.).


1 мая 1920 года                                                                   

Владимир Ильич Ленин

Вождю Российской революции товарищу Ленину

Граждан  Джунуса Баиджанова, Эшенали Арабаева, Исака Шайбекова, Исаметдина Шабданова, Дауткула Шигаева, Атыхана Тезекбаева, Султангазы Сраилова, Кашимбека Туменбаева, Гайбылда Алматаева и Лагира Янсанчина, Пржевальского, Нарынского, Токмакского и Пишпекского уездов Семиреченской области

 

Исак Шайбеков

Эшенаалы Арабаев

Исаметдин Шабданов

Дауткул Шигаев

ПРОШЕНИЕ

Обстоятельства дела и наша просьба заключаются в нижеследующем:

Глубокочтимый товарищ Ленин!

-1-

Если кто-нибудь нам задаст вопрос: пользуются ли киргизы Семиреченской области свободой, [как достижением] сословной революции, то на это мы ответили бы, что мы не пользуемся свободой, и таковой у нас нет. Поводами и мотивами к этому служат нижеследующие обстоятельства.

-2-

Киргизы Семиреченской области, в особенности Пржевальского и Пишпекского уездов, начиная с 1895 года, были в высшей степени стеснены и притеснены в земельном отношении, так как все наши орошаемые черноземные плодородные земли переселенческим управлением полностью без исключения были отрезаны самым хищническим образом под переселенческие участки, и таковые заселены крестьянами, приглашенными из России властью. Благодаря этому, выражая свое недовольствие Правительству и Начальству, в 1910 и 1911 годах, наши киргизы стали перекочевывать в Китайские пределы. Свое недовольствие киргизы выражали еще [в связи с] тем, что власть в то время не разрешала нашим киргизам открывать школы в волостях, а тем более нельзя было думать о том, чтобы обучение происходило на их средства, так как в то время власть нарочно старалась держать народ в темноте и неведении, не жалея и пуская в ход вместе с тем и другие злоупотребления, и притеснения над ними.

-3-

В дополнение к вышеизложенным в 1916 году были мобилизованы киргизы, имеющие от роду 19 до 43 лет, для отправки их на фронты на работу, хотя киргизы помогали лошадьми, юртами, мешками и другими необходимыми средствами для войны. Киргиз гнали на работу как баранов, и они не могли перенести это, вследствие чего произошли рабочие бунты и многие из них бежали в Китайские пределы, оставив свои земли и дома. В Китайских пределах у них не осталось никакого скота и, благодаря этому, им пришлось продавать своих детей и жен. Многие из них вернулись после объявления свободы в России пешими и босыми. На дороге их встречали и истребляли крестьяне, убивая многих поголовно, но несмотря на это наши киргизы перед этим не останавливались, стремясь вернуться на свою родную землю.

-4-

Крестьяне не стали продавать киргизам пшеницу и муку, а у нас не было денег для покупки их. Временное правительство не особенно заботилось и помогало нам. Вследствие чего у нас появились голодовки и голодная болезнь, и киргизы начали погибать поголовно, а крестьяне тоже не зевали, нападая на своих озлобленных знакомых киргиз, укарауливая и убивая их при первом удобном случае. Таким образом, мы попали в самое несчастное бедственное положение, какое только может быть на свете.

-5-

Мы стали искать какой-нибудь выход и свет, желая выйти из бедственного положения. Как раз в то время появилась Советская власть. Но от этого не стало легче нашим киргизам и против них началось особое сильное гонение, хуже всего. Это объясняется тем, что во главе Советской власти появились какие-то темные личности, пользовавшиеся и злоупотреблявшие именем ее. Появилась Красная Армия и в нее поступили люди самого темного происхождения и качества, которые грабили и убивали людей самым беспощадным образом, главари Красной Армии убивали у киргиз самых умных и почетных людей. Так в 1918 году неким Павловым в Токмаке были убиты 11 киргиз во главе с Дюром Саурымбаевым и Хамрой Исраиловым. Тем же Павловым в 1918 году, следуя с отрядом в г.Пржевальск, были убиты здесь несколько человек из киргиз, а именно: Исакали Алматаев с девятью человеками. Неким Хариным в Нарыне были убиты 8 (восемь) киргиз во главе Чолуком Курманходжаевым и Асранкулом Тыныстановым. В июне проезжавшим в Верный отрядом были убиты 20 киргиз. Вследствие чего многие киргизы бежали в Турфан (китайское владение), оставив своих жен и детей. В июле 1919 года в Токмаке были убиты Исмаил Сулейменов и Муса Утегенов. В местности Кочкор были убиты два киргиза Токмакского уезда. В 1920 году в местности Байсауруне Пржевальского уезда убили двух киргизов, говоря, что они желают получить автономию. В августе 1919 года были собраны в одно место киргизы, живущие в местности Кочкор и кругом Токмака, имеющие от 15 до 60 лет и их заставили жать пшеницу, [в результате] у самих киргиз пшеница и сено остались не убранными, так как сено высохло полностью, а колосья пшеницы и ячменя оторвались и падали на землю. Но до сего времени продолжаются бесчисленные убийства, перечислять всех невозможно.

-6-

Наступил 1919 год, за все это время мы не заботились и не думали о своем имуществе, а думали, как бы спасти свою жизнь и при том не думали жить по-человечески наравне с другими. Ставили мы на каждом месте и бугре караулы, а если голова покажется какого ни будь русского, то киргизы прятались в ямах под землей, жен и дочерей одевали в лохмотья, лица и головы засыпали и намазывали пеплом и землей, [чтобы] на тех смотреть было отвратительно и жалостно. Явившиеся в аул русские забирали все то, что им понравилось и увозили к себе домой. Киргизам же невозможно было думать ехать в город и подавать жалобы. Они сидели дома, проливая слезы, проклиная свою судьбу.

-7-

Таким образом мы дожили до 8-го краевого съезда, который известен всем. Ныне в феврале сего 1920 года около селения Сазановки, крестьянами были убиты два киргиза, говоря, что они домогаются получить автономию. После 8-го съезда киргизы стремились занять свои старые места и земли, находящиеся у них во владении до 1916 года, но все хорошие плодородные места были заняты русскими товарищами, которые не согласились освободить их. Наши киргизы ныне живут около снега и между снегами, дрожа от холода, ведя борьбу со снегами, проклиная стихийную силу и наказание природы. У киргиз не имеется достаточных юрт, а для постройки домов у многих не имеется земли. К этому времени к нам из Ташкента явилась Особая Комиссия для устройства беженцев-киргиз, которой было объявлено русским крестьянам, что им придется освободить ту землю, каковая ими была занята насильно “до” [и] после 1916 года. На это русскими не было обращено никакого внимания и в то время, когда мы, выехали в Ташкент, они продолжали полным ходом пахать землю.

-8-

При этом докладываем особо о следующем: с прибытием в Ташкент из центра Туркомиссии стало гораздо легче и спокойнее нашим киргизам в сравнении с прежней их жизнью. Они теперь начали думать, что можно жить на свете и спасти свою душу. Если не будь бы Туркомиссии, то крестьяне окончательно истребили бы и уничтожили бы наших киргиз и беженцев.

-9-

На основании вышеизложенного просим Вас товарищ Ленин не отказать в следующем:

  1. Издать приказ об обязательном общем обучении киргизских детей, имеющие школьные возрасты (И это написано, когда в стране голод и нищета! – АД).
  2. Начать постройку помещений для школ и училищ теперь же, как необходимых для [приобщения к] культуры[е] человечества.
  3. Немедленно командировать инженеров для отвода земли в сем 1920 году сначала коренным жителям, а остальным отводить землю после них, по мере возможности и постепенности.
  4. Киргизских сыновей, годных для службы, принять в войска, на военную службу; обучение их произвести на родном языке, причем учителями и инструкторами им назначать из своих киргиз, кончающих [обучение] на Ташкентских военных курсах.
  5. Из наших киргиз образовать оседлость.
  6. Начиная с 1920 года, оказать содействие и помощь к поднятию уровня производительности киргизского скотоводческого и сельскохозяйственного труда и проч.
  7. Наши киргизские земли самая удобная и богатая для скотоводства в Туркестанском крае, а потому чтобы пополнить прежние ущербы и убытки, и чтобы увеличить продуктивность ее, нужно приобрести баранов, лошадей и коров для при плода, теперь же в Китае по той сравнительно дешевой цене, каковая ныне существует на них. Так, например, каждый баран можно приобрести на 6000 руб. советскими деньгами.
  8. Для пахатьбы нам нужны разный сельскохозяйственный инвентарь, а именно: плуги, кетмени, лопатки, косы, серпы, сеялки, веялки, косилки, грабли и проч. Ни в одной киргизской волости трудно найти даже одну соху, так как во время бегства киргиз все было утеряно или уничтожено; произвести пахатьбу первобытным примитивным способом невозможно, так как для этого кроме земледельческих орудий, потребуется и земледельческий скот, которого у нас не имеется.
  9. Все учебные пособия должны быть доставляемы и готовыми к сентябрю месяца сего года, как – то: букварь, химия, природоведение и проч., каковые должны быть составляемыми на нашем родном языке (на родном языке! – АД).
  10. Для поднятия уровня нашего благосостояния и хозяйства разрешить посев опиума в уездах Пржевальском, Нарынском, Токмакском и Пишпекском. От этого народ разбогател бы в течение двух лет, и в этом не может быть никакого сомнения.
  11. Дать особое полное чрезвычайное правомочие и уполномочие и выдать достаточное количество денег Особой Комиссии для устройства киргиз беженцев, живущих до сего времени в Китайских степях и не могущих по своей бедности вернуться на свою Родину.
  12. Посылать телеграмму Китайскому Правительству в Пекин и Урумчи, оказывать всевозможные содействия Особой Комиссии, [так как] если Китайская власть не окажет полного содействия и внимания по сему делу, то трудно будет найти проданных [третьим] лицам наших киргиз.
  13. Возвращаемым из Китая киргизам беженцам предоставить право занимать свои прежние места и земли и обязать нашу русскую власть беречь их от крестьян, имеющих на них злобу со времени царского режима.
  14. Красную армию из местных уроженцев – русских Семиреченской области – перевести в другие места, заменить их красными центральными войсками ради блага и спокойствия местных жителей и для наблюдения над неправильно действующими крестьянами и принятия законных мер против них.
  15. Предложить Особой Комиссии не возвращаться и жить в Семиреченской области постоянно по следующим соображениям и основаниям: во-первых, до окончательного возвращения наших киргиз беженцев из Китайских пределов и полного устройства их во всех отношениях; во-вторых, до полного разоружения и успокоения озлобленных против киргиз крестьян; в-третьих, до перевода местных красноармейцев в другие места и замены их центральными красными войсками.
  16. Теперь же непременно разоружить всех крестьян, [ибо] без этого у них никогда не исчезнет спесь, гордость и озлобление против киргиз, полагая, что с ними как беззащитными, можно сделать что угодно по своему желанию и усмотрению.
  17. Озлобление и вражда крестьян против киргиз, начиная [с] 1916 года до сего времени, доходили и доходят до крайних колоссальных размеров, и таковые могут переходить по наследству из поколения в поколение. И благодаря тому, вследствие жительства по соседству крестьян и киргиз, между [ними] вражда и озлобление не будут забываться и будут продолжатся во веки веков. По этому соображению нужно выдворить крестьян уездов Токмакского, Пишпекского, Нарынского и Пржевальского, как переселенцев и не коренных жителей, в другие места и заменить их крестьянами других областей и уездов.
  18. Все имущество убитых киргиз было отобрано и ограблено теми русскими, которыми были убиты наши киргизы, а потому просим возвратить имущества их по принадлежности, кому следует.
  19. Теперь возвращаются к нам из китайских пределов очень много киргиз-беженцев: и голых, и голодных; но одевать их у нас не имеется никакой мануфактуры. А потому, просим разрешить беженцам избрать из своей среды уполномоченного для поездки в пределы Китая и приобретения товаров по дешевой цене для раздачи беженцам.
  20. Беженцы дунгане Мариинской волости Пржевальского уезда, в количестве 540 семейств, в настоящее время бродятся по городам Восточного Туркестана (Китайские владение), [потому как их] дома, находящиеся здесь в городе Пржевальске и [селения] Мариинской волости, разрушены, а частью заняты самовольно оставшимся здесь крестьянами; просим поднять из Китая беженцев дунган и устроить их по прежним местам, где они жили до мятежа 1916 года.
  21. Прибывших беженцев киргиз и дунган из пределов Китая устроить только по старым местам, где они жили до мятежа киргиз 1916 года.

Представляя о всем изложенном здесь Вам, глубокочтимый товарищ Ленин, и в лице Вашем высшей власти Российской Социалистической Республики, мы твердо верим, что теперь голос наш будет услышан, что откроется для нас путь свободы и развития; и обездоленный доселе киргизский пролетариат вступит наконец, как меньший, но равный брат, в великую семью революционной России.

Представители подписуемся. 
И.ШАЙБЕКОВ, и (9 подписей) (по-киргизски, арабицей).


Читать о дальнейшей судьбе письма:

ИСТОРИЯ ПЕРВОМАЙСКОГО ПИСЬМА ДЕСЯТИ НА ФОНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ


Author
Джунус Баиджанов, Эшенали Арабаев, Исак Шайбеков, Исаметдин Шабданов, Дауткул Шигаев, Атахан Тезекбаев, Султангазы Сраилов, Кашимбек Туменбаев, Гайбылда Алматаев и Лагир Янсанчин

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *