AFTER 1916: OUR PAPERS

В. ШВАРЦ: О ДАЛЬНЕЙШИХ СУДЬБАХ КОМАНДИРА КАРАТЕЛЬНОГО ОТРЯДА В.А. БАЗИЛЕВСКОГО И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЙ 1916 г

Материал посвящен судьбе лиц, непосредственно причастных к событиям 1916 года в Туркестане:

– Подполковник В.А. Базилевский – временно исполнявший обязанности начальника Верненского уезда и командир казачьего карательного отряда в Семиречье в 1916 году. 

– Генерал М.Р. Ерофеев – временно исполнявший обязанности генерал-губернатора Туркестанского края вместо заболевшего М.Р. Мартсона и до назначения А.Н. Куропаткина. Именно в период его нахождения в этой должности вышел и доведен до сведения жителей Туркестана до официального вступления в силу печально известный Указ царя Николая II о наборе на тыловые работы.

– Князь В.М. Волконский – товарищ министра (по терминологии этого времени – заместитель) внутренних дел в тот же период, один из идейных вдохновителей упомянутого Указа.


Представляем неожиданную и, на наш взгляд, интересную архивную находку, ставшую возможной благодаря глобальной политике оцифровки архивных фондов и их публикации в Интернете.

Три документа, с которыми мы хотим познакомить читателей нашего сайта, обнаружены в фондах Бахметевского архива – колоссальной коллекции документов по российской истории XX века, хранящейся в США. Официальное название этого хранилища – Бахметевский архив русской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета. Это второе собрание (после Гуверовского архива) по числу документов, касающихся российской эмиграции. Основу этого собрания заложил Борис Александрович Бахметев, именем которого и назван этот архив. Собранные документы объединяет то, что практически все они связаны с деятельностью большого числа россиян, эмигрировавших из России после 1917 года. В Бахметевском архиве масса персональных фондов лиц, оставивших значительный след в истории – писателей и поэтов, музыкантов и художников, философов и ученых, военных и политиков. Но, как выясняется, там отложились и бумаги совсем неизвестных персонажей, ничем особенным при жизни не отличившихся. Они эмигрировали в общей массе, а потом, вспоминали и ностальгировали ничуть не меньше, чем их знаменитые товарищи по несчастью, записывали немудрящие истории из своей жизни в России.

К числу таких людей относится и первый герой нашей публикации. Имя Владимира Александровича Базилевского вряд ли вызовет какие-либо ассоциации даже у читателей нашего сайта, несмотря на то, что оно неоднократно упомянуто в наших публикациях. Напомним, подполковник В.А. Базилевский был одним из офицеров, которых губернатор Семиреченской области М.А. Фольбаум спешно и незаконно назначил «временно исполняющими должности» уездных начальников в июле 1916 года, то есть непосредственно в канун «киргизского восстания». О подполковнике В.А. Базилевском писал в своем «Докладе…» Заведующий Розыскным пунктом в г. Верном и Семиреченской области ротмистр В.Ф. Железняков, как о «родственнике покойного губернатора генерала Соколова-Соколинского и жил в Верном в губернаторском доме». О том, что вр.и.д. верненского уездного начальника подполковник В.А. Базилевский, возглавлявший один из казачьих карательных отрядов, «работает молодцом» телеграфировал из Верного в Пишпек сам генерал М.А. Фольбаум 19 августа 1916 года.

Так вот этот самый подполковник В.А. Базилевский и является автором отложившегося в Бахметевском архиве документа, который мы предоставляем для всеобщего ознакомления: РУКОПИСЬ ОЧЕРКА В.А.БАЗИЛЕВСКОГО. К сожалению, воспоминания подполковника посвящены не тем его действиям, когда он работал «молодцом» в 1916 году, а событиям 1920 года. Название воспоминаний – «Последние дни белой власти в Семиречье» говорит само за себя. Эти воспоминания оформлены в виде статьи для журнала «Белое Дело», издававшегося в Берлине в 1926-1933 годах. В неопубликованной статье повествуется не о том, как семиреченские казачьи сотни гнали киргизов в Китай осенью 1916 года, а о том, как три года спустя те же самые казаки, спасаясь от отрядов Красной армии, сами были вынуждены бежать в китайские пределы.

Эти записки – еще одна хроника хорошо известной истории разгрома и бегства армий атаманов Анненкова и Дутова. Благодаря тому, что в 1926 году Б.В. Анненков был арестован и предан гласному суду, этот исторический эпизод изучен достаточно подробно. Материалы расследования и судебного процесса рассматривали и описывали советские и постсоветские историки. Так что у современного читателя имеется возможность изучить те события с двух противолежащих точек зрения.

Свидетельства В.А. Базилевского не содержат никаких исторических сенсаций и откровений. Это еще одна личная история на тему булгаковской пьесы «Бег», написанной, кстати, в те же годы, когда делал свои записи В.А. Базилевский. И все же в публикуемой статье есть отдельные эпизоды и характеристики событий, которые до настоящего времени были неизвестны, но очень хорошо укладываются в каноническую историю конца «анненковщины» и дополняют ее.

Еще два документа – это письма, полученные В.А. Базилевским и связанные с его попытками издать написанную им статью: ДВА РУКОПИСНЫХ ПИСЬМА АТАМАНА КАЗАЧЬИХ ВОЙСК П.Н.КРАСНОВА В.А.БАЗИЛЕВСКОМУ О ЕГО ОЧЕРКЕ «ПОСЛЕДНИЕ ДНИ…». В отличие от получателя, автор этих писем является персонажем, хорошо известным, историческим. Это – атаман, генерал, лидер «Белого движения», командующий антибольшевистскими выступлениями в период Гражданской войны, эмигрант, писатель, коллаборационист, приговоренный и казненный нацистский преступник Петр Николаевич Краснов.

Ничего неожиданного в его письмах нет. Подрабатывавший в межвоенный период литературным трудом генерал-эмигрант оценивает опус начинающего мемуариста В.А. Базилевского и дает советы автору. В частности, пишет, что тому не стоит организовывать лекции в Париже, так как там его история мало кому будет интересна и уж точно не даст заработка. Во втором письме упомянут еще один персонаж, имя и дела которого на нашем сайте названы многократно. П.Н. Краснов интересуется судьбой семьи покойного губернатора Семиреченской области М.А. Фольбаума, проявляя при этом явные дружеские чувства и к самому генералу, и ко всем членам его семьи. П.Н. Краснов задает В.А. Базилевскому вопросы, на часть которых ответы нам известны. Но не все… К сожалению, ответа на это письмо в Бахметевском архиве нет.

Вторая случайная находка еще более фантастическая. Для подготовки вводной статьи к публикации записок В.А. Базилевского я решил посмотреть семиреченские газеты того периода, о котором рассказывает полковник. Взял подшивки большевистских газет – верненских «Известий» и «Правды» за 1919-1921 годы. Без особой надежды найти что-то особое, начал пролистывать, и буквально на втором-третьем листе увидел фамилию «Базилевский»[1]. И не в какой-нибудь заметке из двух строчек, а в образце народного поэтического творчества под названиемСЕМИПАЛАТИНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ И ШТАБА КОРПУСА ПОХОД — 30 НОЯБРЯ 1919 Г Самое поразительное, что этот типичный «лубочный рассказ» посвящен тому же историческому эпизоду, о котором бывший и.д. Верненского уездного начальника пишет на страницах 5-6 своей статьи. Те же географические объекты, те же персонажи, те же поступки, те же обстоятельства. Только эмоции – другие, так как безымянный автор, именующий себя «рассказчик дед», – представляет другую Россию, победившую, красноармейскую, советскую.

Надеемся, что эта поразительная перекличка двух участников Гражданской войны, представителей двух противоборствующих армий, будет интересна нашим читателям.

Могила В.А.Базилевского на кладбище Кокад

Ну а третья находка, связанная все с тем же В.А. Базилевским – совершенно другого рода. В Википедии указано, что полковник похоронен на знаменитом кладбище Кокад в Ницце – курорте на Лазурном берегу во Франции. И в самом деле, на одной из фотографий с кладбища Кокад, где похоронено более 3000 российских подданных и русских эмигрантов, обнаружилось имя В.А. Базилевского (1871-1934). Так что теперь мы знаем, где и когда окончил свои дни человек, командовавший отрядом, действия которого спровоцировали «киргизское восстание».

Но мало этого. Примечательно то, что на том же кладбище упокоились бывшие вр.и.д Туркестанского генерал-губернатора генерал от инфантерии М.Р. Ерофеев (1857-1941) и товарищ министра внутренних дел князь В.М. Волконский (1868—1953). Оба они имели отношение к событиям 1916 года в Семиречье: первый действовал в Петрограде, второй – в Ташкенте, в то время как В.А. Базилевский – руководил карательным казачьим отрядом в Верном. Имя каждого из этих людей неоднократно упоминается на нашем сайте и их роль в событиях 1916 года в Туркестане детально рассмотрена и описана.

Скорее всего, в России эти три человека лично никогда не виделись. А упокоились все на Лазурном берегу, на расстоянии не более ста метров друг от друга… Судьба.

[1] «Правда» (Орган Политотдела 3-ей стрелковой дивизии РККА) от 28 мая 1920 г. № 108. л.3.


Тем, кто желает быть в курсе новых публикаций:

Подписка на телеграм-канал ФОНДА САНЖАРБЕКА ДАНИЯРОВА: 
СДКФ — телеграм канал на русском языке


Author
Владимир Шварц

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *