К 225-летию Жантай-хана и 180-летию Шабдан-баатыра
Эта статья написана правнучкой Шабдан-баатыра.
Жаныл Абдылдабек кызы родилась в 1947 году в Киргизской ССР, в семье внука Шабдан-баатыра Абдылдабека Тайгуронова. В 1969 году окончила Фрунзенский политехнический институт по специальности автоматика и телемеханика и стала одной из первых кыргызских женщин – инженеров по информационным технологиям.
Работала председателем государственной комиссии по делам семьи и женщин при Правительстве КР. Будучи заместителем директора Кыргызпатента, внесла вклад в формирование законодательной базы Кыргызстана в сфере авторских и смежных прав. Многие годы в качестве гендерного эксперта занималась вопросами защиты прав и расширения возможностей женщин, участвуя в реализации проектов ПРООН и структуры ООН “Женщины”.
В настоящее время на заслуженном отдыхе, получает пенсию за особые заслуги перед Кыргызской Республикой. Имеет двух сыновей, пять внуков и двух внучек. Написала книгу о Шабдан-баатыре, которая выйдет из печати в 2020 году.
О датах жизни Жантай-хана и Шабдан-баатыра
Во многих публикациях указано, что Жантай-хан родился в 1794-м году, а его сын Шабдан-баатыр — в 1839-м. Метрические записи о рождении отсутствуют, и обе даты установлены расчетным путем. Сделаны они на основе считающихся достоверными сведений: года смерти и возраста на этот момент.
На месте погребения Жантай-хана есть каменная стела, на которой выбито: “1283 (1867) жылда Жантай баатур Карабек баатур углу 73 йашында бу дара алфанидан даралбака рихлат айлади”. Это означает: “Жантай-баатыр, сын Карабек-баатыра, умер в 1867 году в возрасте 73 лет”. На основе приведенной записи получаем: 1867 – 73 = 1794 год, который определен как год рождения Жантай-хана.
О Шабдан-баатыре сведений больше. На месте его погребения также установлена каменная стела с письменами, кроме того, информация о смерти Шабдан-батыра прошла и в ряде печатных изданий того времени. Например, были опубликованы некрологи в газетах “Туркестанские ведомости” и “Семиреченские ведомости”, и в публикациях говорилось, что Шабдан-баатыр умер в 1912 году в возрасте 73 лет, из чего можно заключить, что год его рождения — 1839 (1912 – 73).
Однако в книге Н.А. Аристова «Западный Тян-Шань. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы» (Ч. 2. – СПб, 1893) на стр. 512 исследователь пишет, что включил «…составленную по его [Аристова] желанию автобиографию Шабдана…»; и дальше по тексту: «…родился я, Шабдан, на Туюк-Булуне [исток рек Чон-Кемин и Чон-Ак-Суу], близ Кунгей-Аксуу на Иссык-Куле в мае 1840 года». Таким образом, утверждение о том, что 1840-й является годом рождения Шабдан-батыра, исходит из его собственных уст. Это совпадает с записью в составленном в 1888 году “Послужном списке…”, где указано, что Шабдан «…от роду имеет 48 лет…», т.е. 1888 – 48 = 1840, так мы получаем год рождения Шабдан-баатыра – 1840 г.
Было бы неправильно игнорировать другие записи, согласно которым годом рождения Шабдан-баатыра назван 1839-й, и нам нужно найти причину расхождения данных.
На наш взгдяд, следует учесть известные особенности похорон по кыргызским обычаям, сохранившиеся и по сей день, а именно – при погребении к фактическому возрасту усопшего прибавляют один год жизни плода в утробе матери. В соответствии с этим можно заключить, что и Жантай-хан, и Шабдан-баатыр после появления на свет прожили 72 года, хотя при погребении было озвучено 73 года (72 + 1). Таким образом, с учетом сказанного получим реальные годы рождения Жантай-хана — 1795-й и Шабдан-баатыра – 1840-й.
Имеются расхождения и в определении даты смерти последнего. Так, например, в некрологах указано, что Шабдан-баатыр умер 6 апреля 1912 года. С помощью современных конверторов дат определяем, что этот день был субботой.
Между тем, на каменной стеле на могиле Шабдан-баатыра выбито, что он умер весной 1330 года, 17 числа, в пятницу [т.е. у мусульман в благословенный день]: «1330 год хиджры 17 Раби ас-сани (месяца) – день недели – йаум аль-джум’а». То же самое сказано и в книге Осмоналы Сыдыкова «Тарыхи Шадмания».
Из этого следует, что реальный день смерти Шабдан-баатыра – 5 апреля 1912 года (пятница).
Делаем окончательные выводы:
- Жантай-хан родился в 1795 году и умер в 1867 году.
- Шабдан-баатыр родился в мае 1840 года на Туюк-Булуне, близ Кунгей-Аксуу на Иссык-Куле и умер 5 апреля 1912 года в Чон-Кемине, в нынешнем селе Тар-Суу.
По нашему мнению, именно эти даты следует использовать в будущих справочных изданиях.
Еще по теме:
ИСТОРИЯ КЫРГЫЗСТАНА В ИЗЛОЖЕНИИ ЯПОНСКОГО УЧЕНОГО ТЭЦУ АКИЯМА
Всё написано вполне обстоятельно и интересно. Однако, в таком глубоком анализе, даже и не было нужды. Так как не зачем изобретать велосипед, как известно, когда он уже и так есть. Автор не учёл того, что дата его смерти, указанная в некрологе. Была записана ещё до внедрения григорианского календаря в России. Который, как раз таки, был внедрён в 1918 году. Через 6 лет после смерти прославленного батыра. А как известно, с начала 1900 года, разница между юлианским, в котором и была записана дата его смерти, и григорианским календарями, составляла 13 дней. 6+13=19 апреля. Этот день также являлся пятницей, что полностью согласуется и с мусульманским календарём.
Здравствуйте, Тургун!
Спасибо за Ваш комментарий. Вы правы относительно смены календарей. В этой статье нет противоречия с Вашим комментарием. К сожалению, автор — Жаңыл Абдылдабек кызы не сможет сама ответить Вам. В этом месяце ее не стало. Однако важно сказать, что в данном случае она хотела привлечь внимание не к числу, а к году рождения Шабдан баатыра — это 1840 год. В прошлом 2020 году было 180-летие со дня рождения Шабдан баатыра.
Жаль слышать о кончине такого талантливого исследователя и общественного деятеля. Пусть земля ей будет пухом.