Тыныстанова Турдубюбю (1910–1991 г.г.) – супруга Касыма Тыныстанова, в 1938–1947 годах работала вначале в музее краеведения, затем в Историческом музее республики. Ученица Базаркула Даниярова
Записано на диктофон в 1989 году. Перевод с кыргызского. Впервые опубликовано в книге К.Б.Орузбаева-Даниярова. «Базаркул Данияров — первый педагог»
На фото: Слева — Турдубүбү Тыныстанова, справа Касым Тыныстанов, рядом — его брат Боталы, который тоже учился в КирИнпросе — педтехникуме
В 23-м году я вышла замуж за Касыма. В это время он учился в Ташкенте, на последнем курсе. Касым увез меня туда. Оказалось, что в Ташкенте находился Базаке. Я знала Базаке с 23-го года и до его ареста. Мы жили, как родня. На первых порах Базаке с Касымом работали вместе, сначала по языку. В 24-м году Касым закончил институт, и мы уехали в аил, а Базаке уехал в Ош, там и женился. Когда он приехал во Фрунзе, точно сказать не могу: или в 25-м, или в 28-м году. Скорее всего в 25-м году. В 26-м году Касым, Базаке и Осмонкул Алиев ездили на съезд в Баку. Потом Базаке вроде работал завучем в педтехникуме, где директором был Петр Кузьмич Юдахин. Кажется, после его смерти Базаке стал директором.
Они всегда были неразлучны с Касымом. Базаке часто приходил к нам. Нас он тоже всегда приглашал в гости, мы часто бывали у него. Что ни говори, а дела их с Касымом очень сближали. Такие отношения нас очень роднили и просто по-человечески.
Позднее Базаке работал в Министерстве народного просвещения, вот не знаю только, в каком отделе. По-моему, он был парторгом. Когда Базаке там работал, он часто приходил к нам, и нас приглашал к себе. Как придешь к нему — видишь одну и ту же картину: они оба сидят за письменным столом и над чем-то работают, пока готовится еда.
Потом, в 35-м году, пока не началась партийная чистка, Базаке и Касым были словно родственники, продолжали сотрудничать и в плане языка, и в плане литературы. Должно быть, еще в Ташкенте Базаркул стал участвовать в этой работе, когда начала выходить газета «Эркин-Тоо». Но точно сказать не могу. В 35-м году во время чистки Касыма исключили из партии. Базаке тоже был исключен, и после этого приехал в Ош, где начал работать. Вот с тех-то пор я и не видела уже Базаке, с тех пор о нем не было ни слуху, ни духу.
Как-то во Фрунзе в женском педагогическом институте прошел вечер (середина восьмидесятых годов), на котором были перечислены имена жертв 37–38-го годов. Когда назвали имя Базаке, я обрадовалась так, будто назвали имя моего родственника. Базаке, который очень любил людей, был очень добрым человеком. Я считаю, что Базаке проделал огромную работу по воспитанию молодежи в то время, когда работал в техникуме. Думаю, большая заслуга Базаке состоит в том, что он воспитал, например, таких известных людей, как Джантошев, Джоомарт, Элебаев, Джамгырчиев, и еще многих других. Базаке горячо поддерживал и способствовал становлению кыргызской культуры и литературы. Базаке в лице привлеченных Касымом к этой работе Затаевича, Токтогула, Джолоя, Мураталы, Карамолдо, Калыка, он сделал все, что было в его силах, чтобы народ знал своих поэтов и певцов, свою народную литературу, мог слышать песни кыргызов, их игру на комузе. Кыргызов-исполнителей он два раза лично приводил к Затаевичу, сам записывал их произведения.
Во всем этом, я считаю, состоит огромная заслуга Касыма и Базаке перед кыргызским народом. И это – не только мое мнение, так считают многие люди. Мало-помалу мы стали теперь обретать истину. Базаке с Касымом много потрудились и в плане языка, и в плане литературы. Они трудились сообща и в полном согласии. Надеюсь, что народ не забудет их труд.