ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. Ровно 100 лет назад в Туркестане. Сегодня день 55 от начала описания — 7 сентября по новому стилю и 25 августа по старому стилю, использовавшемуся в 1916 году. Только на основе документов.
ЛЕТОПИСЬ Туркестанской Смуты
Дата: 07 сентября 2016 года, среда
Место действия: Бишкек, Киргизия
Все ежедневные обзоры событий вековой давности, которые были представлены на нашем сайте вплоть до сегодняшнего дня в рамках проекта «Летопись Туркестанской смуты», основывались на десяти источниках: восьми печатных сборниках исторических документов, касающихся событий в Туркестанском крае в июне — августе 1916 года; интернет-ресурсе Росархива и фонде И-75 Центрального государственного архива Киргизской Республики.
Опубликованный на бумажных носителях (и частично оцифрованный) фонд материалов включает следующие издания:
- «К истории восстания киргиз в 1916 году» — журнал «Красный архив» № 3 (16), 1926. (Сборник включает 6 документов, составитель и автор предисловия — А.Чулошников)
- «Восстание 1916 года в Средней Азии» — Госиздат УзССР, Ташкент, 1932 г. — 175 с. (Сборник включает 11 документов, подготовлен под редакцией П.Г.Галузо, составители Ф.Божко и С.Волин, автор предисловия и обзора архивных материалов по восстания 1916 года в Средней Азии — С.Волин)
- «Документы и материалы по истории СССР. Восстание 1916 года в Киргизстане». — Соцэкгиз, Москва, 1937. — 169 с. (Сборник включает 40 документов, снабжен комментариями, основанными на выписках из документов, не вошедших в основной текст сборника и хронологией основных событий. Составитель — Е.Лесная, редактор и автор предисловия — Т.Рыскулов)
4 «Восстание 1916 года в Туркмении. Документы и материалы» — Туркменское государственное издательство, Ашхабад, 1938 г. — 317 стр. (Сборник включает 160 документов). Составитель и автор предисловия — Институт истории Туркменской ССР
- «Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане» — Изд.Академии наук СССР, Москва, 1960 г. — 795 стр. (Сборник включает 508 документов, снабжен комментариями с цитированием дополнительных документов, не вошедших в основной текст сборника; алфавитными указателями имен и географических названий. Ответственный редактор и автор предисловия — А.В.Пясковский)
- «Восстание 1916 года в Кыргызстане» — ЦГА КР, Бишкек, 2011 г. — 301 с. (Сборник включает 118 документов. Составители Т.Гуля, Е.Романова, Б.Самаева. Ответственный редактор — Дж.Джунушалиев)
- «Восстание 1916 года в Туркестане: документальные свидетельства общей трагедии» — Издательство МГУ им.М.Ломоносова, Москва, 2016 г. — (Сборник включает 122 документа. Составитель, автор предисловия, вступительной статьи и комментариев — Т.В.Котюкова)
- «Восстание киргизов и казахов в 1916 году» — Современное переиздание двух брошюр, изданных в 20-е годы (Сборник содержит два документа — статьи Г.И.Бройдо и Т.Рыскулова)
- Интернет ресурс http://semirechye.rusarchives.ru/ «События в Семиречье 1916 года по документам российских архивов» (Сборники репринтов опубликован в 2016 году Федеральным архивным агентством (Росархив) включает 3 раздела. Первый раздел содержит 4 документа: законодательные акты об управлении Туркестанским краем и об использовании войск для содействия гражданским властям; во втором, наибольшем по объему, разделе размещены 186 документов ведомств, учреждений, общественных организаций, должностных и частных лиц о ходе событий в Семиречье в 1916 г.; Из 179 делопроизводственных архивных документов 149 публикуются впервые.)
Известно, что были выпущены еще два сборника «Восстание 1916 года в Казахстане. (Документы и материалы). — Изд-во АН КазССР. Алма-Ата. 1947. Ответственный редактор — Б. Сулейменов, составители Ф.Н.Киреев, Ш.Я.Шафиро), и издание «Грозный 1916» (сборник документов и материалов в 2-х томах) — Алматы, 1998 г. Но, увы — виноват, эти издания, пока что, не относятся к числу имеющихся в распоряжении автора.
С сегодняшнего дня к этому немалому по объему фонду материалов и документов прибавляется еще один — представленный публике 4 августа сего года сборник документов «Среднеазиатское (Туркестанское) восстание 1916 года» в 6 томах. — Изд. КРСУ им.Б.Ельцина, Бишкек, — 2016 — (Сборник содержит более 130 исторических документов, В Томе VI опубликованы несколько статей современных киргизских историков, а также фотоматериалы). По форме это издание ближе к интернет-ресурсу «События в Семиречье 1916 года по документам российских архивов», так как в нем представлены репринты исторических документов, а не их печатные копии. Но есть одно принципиальное отличие от проекта Росархива: издание КРСУ им.Б.Ельцина практически недоступно для историков.
Поэтому хочется сказать правообладателям, среди которых много историков, много лет сетовавших на то, что «большевики и коммунисты хранили самые важные документы о событиях 1916 года «за семью печатями»: «Уважаемые держатели электронной версии сборника документов «Среднеазиатское (Туркестанское) восстание 1916 года», коль уж вы сорвали семь большевистских печатей с архивных фондов, то сделайте, пожалуйста, усилие, и сорвите восьмую печать, поставленную не большевиками, а вами, — и разместите все эти 6 томов в интернете, так, как это сделал Росархив»!
А теперь после этого вступления, о событиях вековой давности.
Дата: 25 августа 1916 года, четверг
Место действия: Туркестанский край
В обзорах событий предшествующих дней было отмечено, что в последнюю декаду августа на западе Туркестанского края и на его границе со Степным краем возникли и стали разрастаться новые очаги открытого сопротивления набору коренных жителей в рабочие отряды. Открытое сопротивление властям высказали казахи Семипалатинской и Акмолинской областей, а в Закаспийской области неповиновение проявили туркмены-иомуды. Эти обстоятельства не могли не волновать администрацию Туркестана и ее главу Генерал-губернатора А.Н.Куропаткина, и, отчасти, отвлекали их внимание от событий на востоке и юго-востоке Семиречья, где пик напряжения уже был пройден.
Поэтому наиболее интересные документы этого периода касаются событий в Закаспийской и Акмолинской областях.
В частности, и. д. начальник Закаспийской области Н. К. Калмаков в ноябре 1916 года докладывал в штаб Туркестанского военного округа об событиях 22-25 августа 1916 года следующее (документ № 315 Сборника 1960 г.)
22 августа я приказал чикишлярскому начальнику гарнизона, чтобы он оказал полное содействие прибывающим 23 августа в Чикишляр 2 ротам, из которых одна останется в Чаатлах, а другая двинется дальше в Гумбет-Кабуз, ротным командирам вышеуказанных 2 рот приказал передать, чтобы мирных жителей не обижали, аулов и имущества не жгли, но при вооруженном сопротивлении действовать оружием и взятых в плен с оружием в руках обезоружить и передавать гражданским властям или на постах пограничной страже.
23 августа в Кара-Кала мною получено донесение от красноводского уездного начальника и начальника Чикишлярского гарнизона о необходимости оставить в Курбан-Казе 50 человек при пулемете от роты для защиты от нападения мятежников, периодически появляющихся со стороны Персии, до 300 конных, хорошо вооруженных, в местности Курбан-Каз и Караташ. Я приказал стремиться не дробить целые части до прихода роты, стремиться к возвращению мирных жителей аула Курбан-Каз, действовать по серьезном обсуждении обстоятельств и, если окажется необходимым оставить от роты 1 взвод в Курбан-Казе, то оставить.
24 августа комиссар Михайлов донес, что слух о возвращении в степь Джунейт-хана из Афганистана не подтвердился. Начальник Красноводского уезда из Чикишляра 24 августа донес мне в Кара-Кала, что наступления на Чикишляр не было; около 400 конных туркмен, заняв пограничную полосу Курбан-Каз — Караташ со стороны Персии, открывают огонь по нашим разъездам и разведчикам. По донесению командира Яглы-Олумского отряда, иомуды начинают беспокоить по его линии астрабадский телеграф, но по восстановлении его, не трогая производителей починок, вновь портят. Необходима конная охрана его.
Подполковник Иванов рапортом от 30 августа донес, что 25 августа он с 2-мя ротами выступил из Чикишляра в Чаатлы, куда и прибыл 29 августа. По дороге никаких столкновений с иомудами не произошло. Были осмотрены аулы джафарбайцев Курбан-Каз, Чеколюн, Джанейт, Аджай и Кукурчек, в которых оказались оставленными большая часть кибиток и громоздкие вещи, туземцев же нигде не оказалось.
Около аула Джанейт войска расположились на отдых, на окружающих буграх были замечены одиночные всадники, а иногда и кучки, которые скрылись, как только были высланы разъезды. На привал явились старшины и 3 аксакала от племени Ак-Атабай аулов Караташ и Инча-Бурун, расположенных вблизи р. Атрек, недалеко от пограничных постов Караташ и Чаатлы, которые заявили, что они приехали встретить русское войско, что они ничего общего не имеют с мятежниками и всегда готовы помочь русскому войску, и ручаются, что во время следования русских войск по персидской территории между Караташем и Чаатлы никаких враждебных выступлений со стороны туземцев не будет. Захватив с собою старшин и аксакалов, полковник Иванов двинулся дальше.
Как говорится «почувствуйте разницу». Если в Семиречье казаки начинают «уничтожать киргиз», едва они появятся на горизонте, то в Закаспийской области туркмен-иомудов не преследуют даже после того, как они обстреляют русские войска.
Эта разница, несомненно, была очевидна не только современным читателям документов вековой давности, но и непредвзятым адресатам войсковых и губернаторских рапортов. Поэтому частичное отвлечение внимания Генерал-губернатора А.Н.Куропаткина на новые «очаги восстания», было только на руку всем тем семиреченским начальникам, кто рассчитывал на «богатый улов в мутной воде». Тем более, что «вода» была не только замутнена, но очень обильно подкрашена человеческой кровью.
Дата: 24 августа 1916 года, среда
Место действия: Семиреченская область
Начиная с 24 августа 1916 года (6 сентября по новому стилю), большинство опубликованных документов касаются планов и действий карательных отрядов на территории Пишпекского, Пржевальского и Джаркентского уездов.
Следующий документ, описывающий события того же дня, — рапорт от 27 августа 1916 года начальника джаланашского карательного отряда командующему войсками Семиреченской области М.А.Фольбауму (документ № 463 Сборника 1960 г.)
К сожалению, звание и фамилия командира, составившего этот рапорт, в источнике не названы. Известно, однако, что в этом районе в августе 1916 года действовали только два карательных отряда — сотня ротмистра М.Э.Кравченко, усиленная казаками хорунжего А.В. фон Берга, и сводная сотня подъесаула (или хорунжего) В.В.Угренинова. Там же был отряд дружинников и «солдат конского запаса» из Пржевальска под командованием П.Овчинникова. О том, что в тех же местах действовал еще какой-то отряд иных, кроме настоящего рапорта, свидетельств нет.
Дата: 25 августа 1916 года, четверг
Место действия: Семиреченская область, Пишпекский уезд
Среди материалов, опубликованных в сборниках 1928, 1937, 1960, 2011 и 2016 годов, какие-либо документы, датированные 25 августа 1916 года, отсутствуют. Зато в новом Сборнике (документ № 38 в Сборнике КРСУ) приведена телеграмма, посланная 25 августа 1916 года Генерал-губернатором А.Н.Куропаткиным на имя военного министра Д.С.Шуваева
Соединившиеся у Токмака отряды капитана Неклюдова и подполковника Гейцига имели столкновение с большим скопищем киргиз, последние понесли большой урон, уходят главным образом на юг на Самсинский перевал, а часть остаются ближайших окрестностях.
Телеграфная линия Токмак-Пишпек разрушена, столбы сломаны и провод похищен, Неоднократные попытки исправить под охраною войск телеграфную линию не имели успеха, так как все сделанное по уходе шайками киргиз вновь разрушается. Почтовые станции от Токмака до Нарына разграблены, здание [и] имущество сожжены, почтодержатели и прислуга перебиты. Почтовое сообщение Пишпек-Верный совершается под охраною войск.
Небольшой отряд совершил через горы набег на местность Большой Кебень и освободил селение Новороссийское. На загорной части Пржевальского уезда на правом берегу Нарына усиливается скопление вооруженных киргиз, по-видимому, намеревающихся с большим количеством награбленного скота прорваться [в] Китай. Отряды, отправленные мною из коренных областей края, на подкрепление войск Семиреченской области, указанные в телеграмме 6495, делая на подводах от 75 до 100 верст в день, теперь находятся: первый отряд прибыл и действует в районе Токмака, второй уже прибыл Пишпек; третий двигается из Аулие-Ата.
Отряды же посланные из Ферганы на Нарын встретили серьезные затруднения при переходе через Кугартский перевал, где при спуске артиллерии на вьюках на одном из карнизов сорвались три лошади с зарядными ящиками, причем ящики поломаны, пострадали также пулеметы. Передовая сотня этого отряда должна уже быть в Нарынском укреплении, хотя сведений об этом не получено.
Так, благодаря раскрытию новых документов, становятся известными подробности событий, о которых мы знали из ранее известных источников.
Дата: 25 августа 1916 года, четверг
Место действия: Семиреченская область, Пржевальский уезд
В обзоре за 24 августа, был приведен рапорт начальника карательного отряда, отправившегося в Пржевальск из Джаланаша, и отмечалось, что звание и фамилия этого офицера неизвестны. Дополнительный поиск в архивных документах показал, что упоминание о казачьем отряде из станицы Джаланашской есть и в других документах, в частности, в телеграмме Генерал-губернатора А.Н.Куропаткина военному министру Д.С.Шуваеву сообщается
По только что полученному донесению из Верного со слов офицера и чиновника, прибывших из Пржевальска, двинуты 23 августа из Джаланаша два небольших отряда сотника Волкова и подпоручика Бейка, после удачных стычек с киргизами [они] вступили 27 августа [в] Пржевальск, сохраненный [в] полной неприкосновенности; много русских поселков и Иссык-Кульский монастырь разорены, но большая часть русского населения спаслась в Пржевальске и Преображенском.
По донесению генерала Фольбаума приказ мой краю № 220 о порядке призыва рабочих произвел на киргиз самое лучшее впечатление, размер оплаты труда, не известный им ранее, заставил повеселеть все киргизские лица.
Не придавая полной веры успокоению, генерал Фольбаум полагает, что шансы на замирение повысились.
Так что можно считать, что и на вопрос об этом отряде найден ответ в документах. Сообщение о схватках с киргизами в районе реки Тюпка на территории Пржевальского уезда направил в Верный либо сотник Волков, либо поручик Бейк.
Судя по косвенным сведениям, содержащихся в документах за другие числа, русское население самого Пржевальска приходило в себя после пережитых страхов и… продолжало заниматься мародерством.
В многократно цитируемом Всеподданнейшем докладе (документ № 268 Сборника 1960 г.) и.д.военного губернатора Семиреченской области А.И.Алексеева о 25 августе есть короткая запись
25 августа сотня Угренинова, подкрепленная отрядом милиционеров, выступила в покинутые жителями южного берега озера селения, чтобы подобрать отдельных жителей, скрывавшихся, по полученным сведениям, в зарослях облепихи. Задание это выполнено успешно, причем, следуя обратно горами, отряд натолкнулся на большие скопища мятежников, рассеял их и освободил много пленных.
Напомню (см. обзор за 23 августа), что согласно «Дневнику боевых действий сборной сотни 3-го Семиреченского казачьего полка во время командировки в Пржевальский уезд», который вел его начальник подъесаул В.В.Угренинов [ЦГА КР ф. И-75, о.1, д.11, л.40-45] » стр. 41 имеется следующая запись, касающаяся действий отряда с 22 по 25 августа
[21 августа] Возвратились в Пржевальск в 7 часов вечера. 22, 23, 24 и 25 августа без перемен.
Но, по большому счету, это не принципиально: чиновники, готовившие справки для Всеподданнейшего доклада или составлявшие этот доклад спустя три-четыре месяца после событий вполне мог ошибиться в датировке на один-два дня.
Гораздо важнее следующий абзац доклада и.д.военного губернатора Семиреченской области, в котором раскрывается картина вынужденного бегства киргизских Пишпекского и Пржевальского уездов, то есть основные маршруты Уркуна (документ № 268 Сборника 1960 г.)
По показаниям последних [NB — пленных, захваченных отрядом подъесаула В.В.Угренинова], кара-киргизы собрались с целью произвести в ночь с 27 на 28 августа нападение на Пржевальск, но показания эти оказались неверными.
Появление кочевников большими массами в горах южного берега озера вызвано было тем, что для окончательной ликвидации восстания, кроме подвигавшегося от Токмака отряда подполковника Гейцига, выслан был сильный отряд оренбургских казаков со стороны Ферганы, а из Верного прямым путем через горы переброшен был к Иссык-Кулю отряд войскового старшины Бычкова в составе казачьей сотни, роты пехоты с пулеметом и 50 добровольцев.
Теснимые с трех сторон мятежники искали спасения в бегстве, одни — по высоким сыртам южного берега озера в Кашгарскую провинцию Китая, а другие— по северному берегу озера через Каркару и верховья р. Текес в Кульджинский край.
Первые достигли своей цели почти беспрепятственно, так как высокие горные перевалы и глубокие ущелья, через которые бежали мятежники, препятствовали быстрому их преследованию; только банды, бросившиеся в Кочкорскую долину и к оз. Сон-Кулю, были настигнуты воинскими отрядами и примерно наказаны. Значительная часть угнанного ими скота была при этом отбита.
Мятежники же, бежавшие по северному берегу Иссык-Куля, несколько раз задерживались карательными отрядами около сел. Преображенского в Кенсуйском ущелье, на Каркаре, около выселка Охотничьего, и достигли китайской границы с большим трудом, имея большие потери как в людях, так [и] в отбитом у них скоте.
Примерное наказание понесли также киргизские волости южной части Джаркентского уезда, уничтожившие селения Ново-Афонское, Спицевское и каркаринские хутора и пасеки. После стычки с карательным отрядом в верховьях р. Мерке, в которой легло свыше тысячи безрассудных смельчаков, они прошли в Китай разрозненными кучками, потеряв свои юрты, имущество и почти весь скот.
Пусть здесь не вся правда, но для начала понимания маршрутов бегства киргизов начальная информация есть.
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ДЕНЬ СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ