1916: ЛЕТОПИСИ

1916 ГОД. ТУРКЕСТАН. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР. ДЕНЬ 47

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. Ровно 100 лет назад в Туркестане. Сегодня день 47 от начала описания — 30 августа по новому стилю и 17 августа по старому стилю, использовавшемуся в 1916 году. Только на основе документов. И документы могут быть противоречивы. Сопоставление источников позволяет выявить истину.


ЛЕТОПИСЬ Туркестанской Смуты

Дата: 17 августа 1916 года, среда
Место действия: Семиреченская область

1916-08-17-svyato-troickiy_monastyr_na_ozere_iАнализ документов, описывающих реальную ситуацию в Пишпекском и Пржевальском уездах и составленных уже после подавления восстания, показывает, что к среде 17 августа активность киргизских нападений на переселенцев в основном прекратилась. Во всяком случае, в документах упоминания на такие нападения отсутствуют. Да и само количество документов резко уменьшается. По сути единственным «горячим» районом были Токмак и Покровка, где продолжались  атаки сводного отряда киргизов Загорных волостей. Причина возникновения этого очага бунта описана в обзоре событий 13 августа.

Но в целом эту среду 17 августа, или последующие день-два, можно считать датами завершения этапа восстания, когда инициатива хоть в какой-то степени принадлежала киргизам. После 17-го числа практически все документы говорят об успешных карательных мероприятиях, разгромах киргизских аулов и бегстве киргизов. Организованные в основном местной русской администрацией отряды самообороны и остававшиеся в населенных пунктах минимальные воинские гарнизоны справились с бунтом самостоятельно. Через 10 дней после официального «начала восстания» вооруженные отряды, сформированные непосредственно в Пишпекском и Пржевальском уездах (только отряд фон Берга включал казаков из Джаркентского уезда), в основном перехватили инициативу.

«Осада Пржевальска», существовавшая только в страхах его жителей, была окончательно развеяна прибытием в город сразу нескольких вооруженных отрядов. Бойцы киргизских отрядов, совершивших 9-11 августа набеги на поселения южного и северного берега Иссык-Куля, разъехались с плененными в ходе этих нападений  женщинами и детьми, а также с награбленным имуществом и скотом, по своим горным стойбищам. Часть из этих киргизов, уже осознав, что кара со стороны русских обязательно последует, даже начала перекочевку в сторону Китая. Дунгане Мариинки ушли в Китай еще 11-12 числа, как только поняли, что Пржевальск с наскока захватить не удастся.

Долины Малого и Большого Кемина были очищены от русских переселенцев-новоселов, большая часть которых — преимущественно жители села Ново-Российского (ныне селение Шабдан) — бежала либо в Чуйскую долину, либо в станицу Столыпинскую в долине Кочкорки. Сами поселения из наиболее значительных — то же Ново-Российское и Рыбачье — сарыбагышевскими киргизами были разграблены и частично, но не полностью, сожжены. Киргизы не преследовали беженцев и не пытались атаковать те поселения, в которых они скопились. Такая же ситуация была в западной части северного берега Иссык-Куля (от Рыбачьего до Григорьевки), где все нападения на русские поселки также совершили отряды рода Сарыбагыш, контролируемые братьями Шабдановыми. Создается впечатление, что целью атак на все переселенческие поселки было не уничтожение жителей, а их изгнание с тех земель, которые были захвачены в 1908-1916 годах без согласования с лидерами киргизов.

Но все это мы видим постфактум, судя по всем документам и более поздним свидетельствам. А 17 августа 1916 года в Петербург из Ташкента за подписью Генерал-губернатора А.Н.Куропаткина уходит телеграмма с совершенно иным содержанием

[На]Токмакском участке и Каркаре положение остается тяжелым. Сформированы и посланы подкрепления. Число мятежников [в] упомянутых районах  все увеличивается.
[В] районе Токмак — Пишпек киргизы применяют оптическую сигнализацию для передачи сведений о движении наших отрядов. Выгорела третья часть Ивановки. Весь Токмак окружен сплошным кольцом мятежников.
[В] Беловодском участке русское население крайне озлоблено [и] вышло из повиновения пристава, уничтожает киргизов. [В] районе Каркары разграблены все поселки вплоть до Охотничьего. Банды киргизов имеют знамена, оружием их снабжают кульджинские киргизы.
[В] Пржевальском уезде кара-киргизы наиболее беспокойных волостей грабят русское население. Скопище киргизов появилось также в 15 верстах от русского поселения Нарын.
Копальские киргизы продолжают уходить с гор в нижние степи.
В Лепсинском уезде настроение в двух волостях долины Лепсы приподнятое.
[В] Аулие-Атинском уезде, соседних с Пишпекским волостях, киргизы, по слухам, заготовляют всякого рода холодное оружие и в Меркенском участке держат себя вызывающе, заявляя, что рабочих не дадут.
Крестьяне сел. Карабалты, Николаевки и других, опасаясь нападения, бросили полевые работы, а из малых поселков бегут в города.
[В] прочих местах края без перемен.

Очевидный контраст.

Напомню, что еще за неделю до этого дня — 11 августа из Ташкента в Верный, то есть от генерал адъютанта А.Н.Куропаткина — генерал-лейтенанту М.А.Фольбауму, ушла вот такая телеграмма

Для содействия войскам Семиреченской обл[асти] в подавлении беспорядков среди киргизского населения спешно высылаются:

  1. Отряд подполк[овника] Гейциг из Ташкента: 2 роты 737 дружины, 2 батареи, одна сотня казаков, 4 пулемета, команда саперов. Перевозка начата 9 августа на Аулие-Ата — Пишпек.
    2. Из Ташкента же отряд подполковника] Алатырцева тоже на Аулие-Ата — Пишпек: 4 роты стрелков, 8 пулеметов, 1 батарея, 1 сотня казаков, команда саперов, команда 160 конных разведчиков. Перевозка головных частей начнется из Ташкента 15 августа. Пехота этих двух отрядов от Корниловки двинется на подводах.
    3. Из Скобелева и в направлении Андижан — Джалал-Абад и далее к укреплению Нарынскому отряд кап[итана] фон Бурзи: 2 роты стрелков, 4 пулемета, 82 конных разведчика, сотня казаков, 2 горных орудия, команда саперов. Главные силы двинутся через перевал Кугарт, а по взводу казаков из состава этого отряда — через Яссы и Читты. Голова выступит 17 августа.
    4. Из Термеза на Оренбург, Семипалатинск и далее на Сергиополь полковника Виноградова — 546 дружина, 4 роты, 28 конных разведчиков и 8 пулеметов. Перевозка может начаться через 5 дней.
    5. Возбуждаю ходатайство о перевозке из Европейской России на Семипалатинск бригады конницы с батареей для действия против киргиз[ов] как Семиреченской, так и Семипалатинской обл[астей].
    6. Из Кульджи, из конвоя консула, разрешаю подтянуть в пределы области, по вашему усмотрению, одну сотню
    7. Сведения о численном составе людей и лошадей будут телеграфированы дополнительно.
    Примите меры по заготовке продовольственных запасов.

                                                                                                       Куропаткин

Огромные воинские силы сдвинуты с места и брошены против невооруженного невоинственного, но доведенного до отчаяния, кочевого народа, с которым, по сути, уже вполне справились даже ничтожные силы, имевшиеся в распоряжении Пишпекского, Верненского и Джаркентского уездных начальников. Но вся военная махина запущена и ее уже не остановить.

Но и этого мало. И 17 августа Главнокомандующий Туркестанским военным округом шлет военному министру Д.С.Шуваеву еще одну телеграмму (документ № 458 Сборника 1960 г.)

В настоящее время ходатайствую о быстрой отправке в Туркестан маршрутными поездами 2-х казачьих полков, 2-х пулеметных команд и одной конной батареи.
Прошу отправить один полк по Ташкентской дороге на ст. Арысь и далее по Семиреченской дороге на Аулие-Ата, другой полк — по Сибирской дороге в Семипалатинск и далее в Сергиополь, Копал.
Пехотные части в достаточном количестве я соберу для подавления беспорядков, кои охватили р[айо]ны близ оседлых пунктов. Но без конницы догнать киргиз[ов] на огромных степных пространствах, куда они отступят, нельзя. Даже по изъявлении покорности заставить киргиз[ов] выставить назначенное им число рабочих без достаточной конной силы тоже нельзя.
Необходимо принять во внимание, что киргизам дальних уездов для поставки рабочих к ближайшим железнодорожным станциям придется делать свыше 1000 верст в пути. После того, как беспорядки будут прекращен,  и наряд рабочих будет исполнен, 2 просимые полка могут быть возвращены в армию.

Поразительно, что А.Н.Куропаткин все еще надеется набирать семиреченских киргизов в рабочие отряды. Вроде разумный человек…

И на фоне всех этих воинственных приготовлений того же 17 августа поздно вечером Генерал-губернатор Туркестанского края А.Н.Куропаткин направляет военному губернатору Семиреченской области Семиречья М.А.Фольбауму вот такую телеграмму

Проверив наряд рабочих по всем областям [и] уездам, сбавил наряд по Семиреченской области [на] 17 тыс., держась одинаковой [для| всех нормы — 8% со всего мужского населения.
До усмирения беспорядков задержите ретивое составление именных списков назначенных на работы в еще спокойных уездах, чтобы не подлить несвоевременно масла в огонь.
Но уступки, замирив мятеж, делать не будем бунтовавшим.

Кто Вы, генерал-адъютант А.Н.Куропаткин? «Голубь мира», предлагающий в телеграмме губернатору М.А.Фольбауму — останавливать излишне ретивых и не желающий подливать масла в огонь, или «ястреб войны», несколькими часами ранее запрашивающий в телеграмме военному министру Д.С.Шуваева дополнительные полки и конные батареи?..

Как это объяснить?

А может быть, все объясняется коротким газетным сообщением «17 августа [1916 года] в Ташкент прибыл глава комиссии Государственной Думы А.Ф.Керенский»?

А тем временем в уездах события шли своим чередом

Дата: 16 августа 1916 года, вторник
Место действия: Семиреченская область,  Пишпекский уезд

Аргументом в пользу предположения, что к 17 августа все серьезные действия со стороны киргизов завершились, в части Пишпекского уезда может служить Рапорт и. д. начальника этого уезда подполковника Ф.Г.Рымшевича, представленный им в Семиреченское областное правление 24 декабря 1916 года, то есть через 3 месяца после 17 августа. Все события, упоминаемые в этом рапорте о «восстании», произошли до 17 августа, все приведенные в документе жертвы среди русского населения и все разрушения имели место в течение предшествующих 10 дней. В этом итоговом рапорте в областную администрацию подполковник Ф.Г.Рымшевич отвечает на вопросы, поставленные ему в некоей «программе», подготовленной, скорее всего в связи с подготовкой «Всеподданнейшего доклада», который был направлен в Петроград из Верного в марте 1917 года .

Поскольку этот рапорт был составлен уже после того, как в Петрограде состоялся знаменитый доклад А.Ф.Керенского и в край поступил депутатский запрос, возможно также, что дополнительные рапорта уездных начальников потребовались именно в связи с думскими расследованиями. Но в любом случае, в этом рапорте подполковник Ф.Г.Рымшевич, в отличие от многих представленных им документах, не бахвалится количеством убитых киргизов,  а потому, и не поднимает тему «зверства» киргиз, как это делалось им прежде для оправдания собственной жестокости.

Вот что пишет главный «усмиритель мятежа» киргизов Пишпекского уезда (документ № 264 Сборника 1960 г.)

Вследствие предписания от 29 ноября с. г. за № 4197 и в дополнение рапорта моего от 28 ноября с. г. за № 6287 доношу областному правлению:
1) какого-либо брожения или перемены в настроении умов мусульманского населения как киргизов, так и дунган и сартов до явного восстания киргизов, т. е. до 7 августа, в уезде не замечалось. Поводом к восстанию, по-видимому, послужило распоряжение о призыве мусульман к работам в тылу армии и то обстоятельство, что выборные при составлении приговоров о наряде рабочих назначали в рабочие лишь бедных киргизов, оставляя совершенно влиятельных и богатых лиц.

П р и м е ч а н и е : так как Пишпекский уезд состоит из трех пристанских участков — Пригородного, Беловодского и Токмакского, то при описании истории мятежа мною сведения по пунктам 2, 3, 4, 5 и 6 программы будут даваться отдельно по каждому из этих участков.

  1. Пригородный участок.

Пункт 2. В пределах Пригородного участка восстаний и беспорядков киргизов не было, а лишь часть киргизов Иссыгатинской волости бежала со своих наделов в Загорные волости, не нападая здесь на русское население. Киргизы эти во время бегства проживали в горах Иссыгатинских минеральных вод, в 40 верстах на юго-востоку от г. Пишпека.
Пункт 3. Беспорядков не было.

Пункт 4. Мер прекращения беспорядков за невозникновением таковых не принималось.

Пункт 6. Пострадавших воинских чинов и чинов администрации в этом участке не было. Из русского населения Пригородного участка погибли 7 мужчин, из- них: двое пропали без вести, трое убиты восставшими киргизами Курдайской волости Верненского уезда, надел коих смежен с наделом крестьян хутора Ирису, а двое убиты в пределах Батцаевской волости. Пострадавших хозяев 44. Хозяйства эти были разорены. Из них 6 заимок и пасек в пределах Иссыгатинской волости, а остальные разорены на хуторе Ирису восставшими киргизами Верненского уезда, так как хутор этот находится в девяти верстах на северо-запад от ст. Курдай, в пределах киргизов Курдайской волости Верненского уезда.

  1. Беловодский участок.

Пункт 2. 10 августа возникли беспорядки вследствие составления приговоров в Тлеубердинской волости, отстоящей от сел. Беловодского в 20 верстах на юг, а вечером в тот же день, перед закатом солнца, вследствие распространившегося слуха об убийстве якобы в сел. Беловодском участкового пристава, стражника и писаря Горбаня возникли беспорядки в Джамансартовской волости, надел которой в трех верстах от сел. Беловодского, и в селениях Утенгенском Бакинской волости и Талды-Булакском и Байкочевском Карабалтинской волости, отстоящих от сел. Беловодского в 25 верстах на юго-запад.

Пункт 3. Толпа киргизов Тлеубердинской волости накинулась на своего волостного управителя Чалпанкулова и на стражника Инчина, но они спаслись бегством в русское сел. Беловодское. После чего толпа эта, вооруженная палками, ружьями и шашками, преградила путь в сел. Беловодское для проезжающих. Были отобраны лошади и часть имущества у проезжавших крестьян сел. Белогорского Юшко Стопчатого и Бородина, и они были заключены в амбар. По отъезде Чалпанкулова с Инчиным прибыл писарь Тлеубердинской волости Горбань, на которого толпа накинулась, одним из киргизов был нанесен ему удар по голове шашкой, и когда Горбань свалился с лошади, то киргизы били его палками и нагайками, отобрали у Горбаня деньги, часть одежды. После этого Горбань был отведен в амбар, где и оставался до прибытия пристава. По приезду пристава с командою в 10 чел. нижних чинов толпа разбежалась, и на пути бегства киргизами был совершен поджог в сел. Белогорском сарая под соломенной крышей крестьянки Медведевой, но пожар тут же был потушен. Киргизы Джамансартовской, Карабалтинской волостей, некоторые селения этих волостей не принимали никакого участия. Услыхав о беспорядках в Тлеубердинской волости, двинулись в Аксуйское ущелье, на пути забирая скот и имущество крестьян, находившихся на полевых работах, и грабя заимки в Аксуйском ущелье, в ущелье убили крестьян сел. Белогорского Ефремия Босого с 17-летним сыном Михаилом и взяли в плен крестьянок сел. Беловодского Ульяну Потемкину, Домну Постовую, Фиону Краснобородкину, Ульяну и Настасию Босовых.

Пункт 4. Беспорядки продолжались 10 и 11 августа, для прекращения беспорядков с 10 по 17 августа пристав Беловодского участка совершил лично выезд с командою в 10 нижних чинов, состоящих в его распоряжении, и чинами организованной вольной дружины из крестьян 11 августа было задержано из числа мятежников-киргизов 138 чел., 12 августа еще около 400 чел., все пленные были доставлены в сел. Беловодское.

 Пункт 5. Ввиду разъездов и задержания в плен мятежников-киргизов, беспорядки были быстро окончены, и с 12 августа со стороны киргизов никаких выступлений по отношению к русским не было.

 Пункт 6. Пострадавших войск не было, как не было пострадавших из чинов русской администрации, кроме тлеубердинского писаря Ивана Горбань. Пострадало 60 хозяйств, сожжен один сарай, убыток 10 руб. Побитых и потравленных хлебов на 800 руб., ограблено разного имущества у 60 лиц на сумму 16 тыс. руб.

  1. Токмакский участок .

Пункт 2. Беспорядки начались 8 августа с раннего утра в пределах станицы Самсоновской и селений Рыбачьего, Ново-Российского, Быстрорецкого. Юрьевского, Ивановского и Ново-Александровского.
Пункт 3. Мятежники-киргизы Сарыбагишевской, Атекинской, Тынаевской, Нурмамбетовской, Байсеитовской и Джанышевской волостей большими скопищами, вооруженные главным образом пиками (собственного изделия), палками, суюлами и отчасти ружьями, одновременно начали грабить у русского населения скот, делать массовые набеги на села, производить грабежи, поджоги, убийства и пленение русских, что продолжалось с 8 августа до конца сентября, когда прибыло достаточное количество войск, и мятежники были окончательно рассеяны.

 Пункт 4. Административной властью принимались меры только лишь к приведению русского населения в оборонительное состояние, где это было возможно, со стороны же военных частей силой оружия приняты меры к окончательному изгнанию мятежников.

Пункт 5. Организация по селам дружин и прислание таковой из Пишпека совместно с войском не дали возможности мятежникам разгромить селения Ивановское и Токмак, несмотря на повторенные ими несколько раз массовые набеги на эти села.

Пункт 6. Пострадавших из чинов русской администрации было в Загорных волостях: чиновник Меньшиков, волостные писари — Александров, Сахнов, Важенин, Киселев, Гаврилов и конно-полицейский стражник Плужников, причем первые пять убиты, а двое последние пропали без вести. Из русского населения Токмакского участка убито 73 чел., ранено 12 и пропало без вести 65 чел. Пострадало хозяйств: сожжено домов 600, сожжено, разграблено (заимок) 356, уничтожено посевов 12 тыс. десятин, истреблено живого и мертвого инвентаря на 30 тыс. руб., всего причинено убытков приблизительно на 500 тыс. руб.

Вр. и.д. уездного начальника полковник Рымшевич

Сравнивая эту, весьма спокойную версию, изложения событий августовских дней с их изложением в более ранних документах, нельзя не отметить, что и этом рапорте очень много лжи и умолчаний, в частности, отсутствует уже известная информация о происшествиях в Беловодском и Пишпеке, об убийствах киргизских семей в Токмаке и Покровке. И в то же время не осталось и слов о многодневных осадах Столыпино или того же Токмака. Но главное, практически не упоминаются действия на территории уезда войсковых подразделений, направленных из других уездов и областей Туркестана.

Таким власти Семиреченской области хотели представить «восстание» ташкентским и петроградским начальникам через три месяца после его подавления.

Но в августовские дни в переписке между Пишпеком, Верным и Ташкентом звучали совсем другие оценки.

Сегодня (30 августа 2016 года) во время презентации 6-ти томного сборника документов о восстании, подготовленного Киргизско-российским университетом, мне удалось посмотреть IV том этого издания. Естественно, я первым делом открыл его на страницах, посвященных 17 августа 1916 года. Там есть один документ, точно его содержание воспроизвести не могу, но это было письмо из Таласской долины, в которой сообщалось, что там происходит брожение киргизов и что туда нужно срочно присылать войска. Телеграмма была адресована Генерал-губернатору А.Н.Куропаткину.

Стоит ли удивляться, что, получая подобные сведения из различных районов Семиречья, в Ташкенте складывалось впечатление, что там идут настоящие сражения и все готово взорваться? Если даже ротмистр Железняков в эти дни телеграфирует, что «русское дело под угрозой».

Начнем с общей характеристики ситуации в Семиречье на этот день, приведенной в телеграмме Генерал-губернатора А.Н.Куропаткина от 16 августа 1916 г. на имя министра внутренних дел А.А.Хвостова, (документ № 47 Сборника 2016):

Дополнение телеграммы № 6352. Волнение киргиз в Семиречье разрастается.
В Пишпекском уезде село Ивановка осаждено большим, все увеличивающимся скопищем киргиз. Село горит, выслано подкрепление. Только Пишпеку грозит такая же осада, принимаются меры. В Джумгальской степи подняли восстание киргизы загорных волостей, где убито много русских, в том числе один техник, женщины взяты в плен.         [В] настоящее время главным очагом восстания, по-видимому, являются Суусамырская и Таласская долины. В Джаркентском уезде киргизы Пржевальскаго и Джаркентскаго уездов обложили селение Каркара, где убито 24 казака, сообщение с Подгорным прервано.

В районе Джаланаха убито шесть казаков, двое ранено, вырезано селение Четмерке, состоящее из одиннадцати дворов.

С Пржевальском нет сообщения уже неделю. По слухам туда приехал из Кашгарии бывший китайский губернатор Знама с целью поднять восстание дунган. Посылаю новые небольшие. отряды в направление на Пишпек и Нарын. В прочих местах края перемен нет.

Подписал Куропаткин

Из всех ежедневных сообщений, отправленных Генерал-губернатором А.Н.Куропаткиным в Петроград. этот текст, наверно, давал самую далекую от истинной картину ситуации в Семиречье, содержал самую большую долю ложных или впоследствии не подтвердившихся сведений.

В Каркаре (то есть на каркаринской ярмарке) уже 14-го августа никого не было. Находившиеся там отряды ротмистра М.Кравченко и подъесаула фон Берга, не потеряв ни одного бойца, еще за два дня до этой слегка панической телеграммы Генерал-губернатора ушли в Пржевальск. Ни в одном более позднем документе (статьи историков — не в счет) ни о каких потерях среди казаков, а тем более о столь серьезных, как гибель 24 человек, не сообщается.

Сусамырская и, особенно, Таласская долины не только не были «очагами восстания» к 16 августа, а вообще практически не видели ни восставших киргизов, ни карательных отрядов за все время событий. Тамошняя киргизская молодежь в основном согласилась пойти по призыву в рабочие отряды.

Загорные волости взбунтовались, это верно, но действовали они вовсе не в Джумгальской степи, а в Чуйской долине под Токмаком. Но самое поразительное, это известие о приезде в Пржевальск китайского губернатора, что в Петербурге должно было быть понято, как акт прямой иностранной агрессии.

Единственная правда в этой телеграмме — сообщение об отсутствии связи с Пржевальском. И это объясняет то, что туркестанский полу-царь шлет в столицу империи небылицы. Зато в Пишпек и Нарын он шлет вполне реальные войска, которые неизбежно наполнят страхом уже начавший затихать регион.

Дата: 17 августа 1916 года, среда
Место действия: Семиреченская область, Пржевальский уезд

Продолжая публикацию сведений о результатах погромов поселков Пржевальского уезда, приведем данные о селах Преображенской волости, расположенной на юго-востоке Иссыккульской котловины между горами и берегом озера. В таблице приведены сведения о жертвах и разорениях двух основных поселений Преображенской волости. Таблица составлена на основании ЦГА КР ф.И-75, оп.1, д.34 стр.21об-22), цифры в скобках учитывают исправления, внесенные при проверке и представленные в (ЦГА КР ф.И-75, оп.1, д.49 стр.46-47):

Волость, селение Дата нападения или бегства Дворов Жителей было из них
убито пропало без вести
Преображенская волость Всего Из них сожжено муж жен муж жен муж жен
Преображенское (ныне -Тюп) 10-12 августа 532 0 2459 2332 22 (7) 3 (1) 44 (1) 46 (2)
Озерно-Фольбаумское (ныне -Кутургу) 10-13 августа 96 (131) 96 (131) 344 (396) 337 (378) 120 (135) 105 (108) 4 (6) 26 (34)
В целом по волости 10-13 августа 628 (663) 96 (131) 2803 (2855) 2669 (2710) 144 (142) 108 (109) 48 (7) 72 (36)

 

Самое крупное поселение Преображенской волости — село Преображенское, расположенное на востоке Пржевальского уезда в нескольких километрах от берега Иссык-Куля и в 30 километрах от Пржевальска (ныне — Тюп). Во второй декаде августа это село стало местом сбора беженцев из соседних мелких поселенческих поселков, в частности села Озерно-Фольбаумского (ныне — Кутургу), а также из хуторов и заимок. Это поселение часто упоминалось документах, составленных пржевальскими начальниками и обывателями и цитировавшихся в обзорах событий,  предшествующих дней.

Сегодня приведем рассказ о тех же событиях от лица самого жителя села Преображенского, данный им в рамках следствия по делу о нападении на село [ЦГАКР. Ф.И-75. Оп.1. д. 12. л. 23-24 об].

1916 года октября 28 дня мировой судья 4 уч. Пржевальского уезда, округа Нарынского, окружного суда в селе Преображенском допрашивал нижепоименованного в качестве свидетеля, с соблюд.443 ст. Уст. уч. судоп., и допрошенный показал:

Петр Андреевич Чувичкин, крестьянин села Преображенского, где и живу 56 л., православный, неграмотный, не судился, посторонний.

В настоящем времени я состою старостой селения Преображенского. Во время бунта состоял Михаил Сурков. До начала бунта дней за 10 я слышал от своего работника киргиза Бирназаровской волости №1 аула Аралбека Илипаева о том, что киргизы не желают давать людей на работы в армию и хотят все умереть здесь или вырезать все русское население. На мое возражение, что это им даром не пройдет и что их за это все равно накажут, он ответил, что все равно пусть будет, что будет. Время начала бунта он не указывал.

10 августа утром я поехал к своему знакомому киргизу Ускумбаю, ф[амилии] не знаю, из Курмектинской волости в горы и, придя к нему, стал разговаривать о деле. Во время этого разговора я заметил, что несколько киргиз как-то постепенно проехали в горы. Мне это показалось подозрительным, и я, распрощавшись с киргизом, поехал домой; по дороге я встретил двух киргиз, которые, что- то крича, собирали или вернее звали киргиз, работавших на пашнях, полях, и те, побросав, что было у них, палатки, и т.д., бежали в горы. В это время на почтовой дороге я увидал пыль, что там делалось, за дальностью расстояния трудно было разобрать, но когда я подъезжал к селению, то там уже раздавались выстрелы и несколько киргиз гнались за сыном Федора Никифорова, но не догнали.
В это же время стали прибегать с полей наши односельчане, заявляя, что киргизы грабят скот и убивают людей; тут же ударили и в набат. В этот день киргизы ограничились грабежом скота и убийством людей, на [пропуск в тексте] не нападали.
На другой день [11 августа] киргизы начали наступление на селение с 2-х сторон, со стороны ущелья Шаты, а с другой — со стороны Арала, но мы их близко не подпустили и отбили их оружейным огнем, так что они ближе, чем саженей на 50 [около 200 м] к селению не подходили. И, простояв так почти целый день, уехали в горы.
На другой день [12 августа] киргизы опять стали наступать с двух сторон, как и накануне. Но наши пошли против них сами в наступление и, отогнав одних залпами в ущелье Шаты, кинулись на других и прогнали и этих, причем, преследуя их, гнали верст 5 от селения. В этот день был убит Раскельды Бериков — главный вожак Тюпской волости.
На следующий день  [13 августа] около селения показались опять киргизы из Сарыбулака, видимо, Курментинской волости, но в количестве уже далеко уступающем прежним толпам, а именно показалось их не более сот 5 человек. К этим навстречу выехали наши крестьяне с солдатами и прогнали их, так что вплоть по 28 августа, когда киргизы кочевали из Рыбачьего в Китайские пределы, их мы более не видали. Имена и фамилии киргиз, участвующих в бунте, я не знаю и опознать не могу.
Более по делу показать ничего не могу.
Прочитано. Неграмотный.
Мировой судья Крыжановский

К сожалению значительно печальнее была участь жителей села Озерно-Фольбаумское. Драматические события вокруг этого села приведены в дневнике настоятеля Иссык-Кульского монастыря И.С.Шимановского. (документ № 269 Сборника 1960 г.)

Атаман Бедарев пригласил меня присутствовать на интересном опросе фольбаумовского сельского старосты Б. А. Лепихова по делу измены унтер-офицера Марка Власенко.
Из опроса выяснилось, что защита фольбаумовских крестьян была организована во дворе Паденинкина. Руководство защитой было доверено М. Власенко, как опытному и храброму воину, увенчанному тремя георгиевскими крестами. Его помощниками были два строевых солдата из отряда корнета Покровского. Первое нападение киргиз[ов] на Фольбаумовку произошло 10 августа. Атака мятежников в числе до 300 чел. на маленький фольбаумовский гарнизон была отбита.
11 августа атаковавшие киргизы вновь принуждены были отступить.
12-го русские сдались на милость победителей. Обстоятельства, предшествовавшие сдаче, были такие: из среды защитников пробралась к знакомым киргизам крестьянка Фекла Зюзикова, по возвращении к своим она передала предложение киргизов «помириться». Для переговоров об условиях мира киргизы требовали М. Власенко. Он отправился в их лагерь и, вскоре вернувшись, [предложил] крестьянам капитулировать. Защитники передали тогда повстанцам бывшие в их распоряжении две винтовки и четыре дробовика. Отобрав оружие, киргизы повели фольбаумовцев к Иссык-Кулю и стали избивать.
Необходимостью вынужденные к самозащите крестьяне начали отбиваться голыми руками и, отступив к своему укреплению, продолжали борьбу до 15 августа, использовав для обороны еще где-то найденные четыре дробовика.
В эти [дни] командовал киргизами против своих Власенко.
По делу этого же Власенко 21 августа мне было передано свидетельницами Феклой Зюзиной и Мариной Велубовой почти дословно то же, что удостоверял вышеупомянутый Лепихов.
Вскоре после опроса Лепихова я вновь был приглашен атаманом Бедаревым для присутствия при опросе подозревавшихся в измене алексеевских крестьян. Оказалось, что их, как подозреваемых в измене, уже арестовали день тому назад. Опрос производился в волостном правлении. При опросе, кроме атамана и меня, присутствовали священник Величкин, учитель Нарижный и Виноградов.
Подвергались опросам Ф.П.Павлов, С.Коваленков, братья А. и Т.Лобзовы и Преображенский волостной старшина Кошаев. Обстоятельства дела, как было выяснено дознанием, заключались в следующем.
10 августа в Алексеевское прибыл корнет Покровский с отрядом и своим влиянием на крестьян убедил их в легкости борьбы с киргизами, успокоив начавшее тревожиться совершенной беззащитностью население. Алексеевцы располагали 10 дробовиками. Защита была организована в доме церковного старосты П.П.Павлова, явившегося душой обороны.     Сопротивление наступавшему ежедневно врагу продолжалось до 13 августа, времени прекращения борьбы. Но крестьяне, не уверенные в возможности долгого сопротивления, вступили в переговоры с повстанцами в первый же день обороны. Для выработки условий мира к ним был командирован Ф. Павлов с братьями А. и Т. Лобзовыми. Однако не все посланцы были отпущены обратно.
Киргизы удержали у себя Т. Лобзова и в непродолжительном сроке доставили к нему его семью. Пытались киргизы задержать и А. Лобзова, но будто отпустили его за семьей на слово.
А. Лобзов, вырвавшись к своим, не пожелал, конечно, возвращаться к врагам и боролся с ними совместно с другими, пока не было решено сдаться повстанцам. Все сдавшиеся (восемь) были уведены киргизами в плен.
Кошаев по своему делу показал, что, оставаясь на своей заимке, в восьми верстах от Алексеевского, был верен русским, киргизам ничего не давал и тем более не снабжал их свинцом и селитрой. Его сын в киргизском плену содержался в равных условиях с другими пленниками.
Естественно возникал вопрос, почему киргизы не пленили самого Кошаева, как это делали в отношении других русских. Почему они не разграбили его жилище, когда никому из других русских не оказывали никакой милости. Откуда, наконец, Кошаев, находясь в своей усадьбе, мог знать об условиях режима в плену его сына Данилы. Сотня [в документе — Мотня] Овчинников[а] при отбитии  [в документе — отбытии] Овчинников пленных, среди которых пребывал Данил Кошаев, обнаружил[а]  роскошь его содержания по сравнению с другими.
Мятежниками была предоставлена ему хорошо обставленная юрта, и в ней пленник имел решительно все необходимое до лакомства включительно. За что же ему была оказана киргизами такая милость? По словам сазановских крестьян, Д. Кошаев в первые дни восстания находился в селе и вместе с другими претерпевал страх осады и муку ожиданий помощи. Когда же стал ощущаться недостаток в боевых снарядах, то он вызвался охотником съездить в Пржевальск за свинцом и порохом. Доверившись, сазановцы отпустили его в опасную командировку, но затем предусмотрительно послали вслед за ним и другого гонца Андрея Мазуренко. Затем Д. Кошаев оказался в почетном плену, а Мазуренко, ежеминутно подвергавшийся обстрелу, не только проник в Пржевальск, но и вернулся обратно, сделав в самых невыгодных условиях 180-верстный поход.             Освобожденный из плена казаками Д. Кошаев тогда же был русскими убит, а заимка его отца предана огню.
По поводу подозрений в измене Павлова, братьев Лобзовых и Коваленкова я говорил с нарочито собранными для сего алексеевцами из беженцев, от которых и распространялся слух о неблаговидности поступков и действий обвиняемых
Я выяснил им их опасность обвинения невиновных, и крестьяне признали отсутствие положительных улик для жесткого приговора над своими собратьями.
По внушении обвинявшему осторожности с крестьянами, если кто было из них может ненароком назовет их изменниками, они были выведены к народу и отпущены на свободу…

Чтобы больше не возвращаться к дневнику И.С.Шимановского, приведу следующие буквально за повествованием о «предателях» из Озерно-Фольбаумского и Алексеевского, пару абзацев замечательного позитивного содержания, которое редко встречается в пропитанных кровью и страданиями документах о событиях 1916 года

Подходя к монастырю, я зашел в великолепное, только что отстроенное школьное здание, предназначенное для обучения киргизских детей. Оно осталось в полной неприкосновенности. Может 6ыть потому, что они знали об его назначении, потому что ценят учение, хотят быть грамотными и просвещенными.
Один из пржевальских учителей А. Ходысов, побывавший в киргизском плену и каким-то чудом убежавший из неволи, рассказывал мне, что киргизы, узнав, что он учитель, сейчас же потребовали обучать детей по-русскому, и пленник, не знавший ни одного слова по-киргизски, стал обучать киргизят, не слыхавших русской речи. Школьной аудиторией была киргизская юрта, ученики — киргизята, добровольными слушателями — взрослые киргизы, приходившие в восторг от деловитой строгости учителя к детям…

В целом надо отметить, что дневник настоятеля Иссык-Кульского монастыря (располагался на мысе Ак-Булун недалеко от села Преображенское)) разительно отличается по стилю и содержанию от «Доклада епископа…»

Коль уж его вспомнили, приведем выдержку из этого документа, которая касается судьбы самого монастыря и его обитателей

Наконец, мятежники добрались до Иссык-Кульского монастыря и стали окружать его с трех сторон, оставив открытой только сторону озера. Архимандрит Иринарх с братией старались охранить обитель, насколько могли, но, конечно, к пролитию крови не прибегали, а потому скоро вынуждены были отступить и воспользоваться лодками, чтобы переправиться на один из островов и тем спасти свою жизнь.
Однако, к великому сожалению, во время свалки и нападения были зверски убиты: иеромонах Рафаил (ему отрубили голову), схимонах Исихий, монахи Досифей, Дорофей, Феоктист и послушники Никифор и Михаил, а некоторые другие тяжело ранены.
После этого монастырь был ограблен до нитки, а скот уведен в горы. Впрочем, благодарение Богу, оба храма и другие монастырские постройки остались целы.

Кстати, упомянутый в этой цитате «Архимандрит Иринарх» и есть тот самый настоятель монастыря И.С.Шимановский, чей дневник был процитирован ранее. В полном объеме дневники архимандрита Иринарха опубликованы в интернете и, на мой взгляд, весьма интересны. Особенно в той части, где описываются 5 дней, проведенных обитателями монастыря и присоединившимися к ним крестьянами на заросшем камышем острове. Кстати именно из этого дневника я узнал, что «Джерганак», в котором, согласно протоколам допросов выживших переселенцев из атакованных сел, часто прятались беженцы, — это кусты облепихи.

Вообще-то в этих обзорах я в основном привожу документы вековой давности и не цитирую тексты современных историков восстания. Но в данном случае хочу сделать исключение и привести пример «современного изложения» набега на Свято-Троицкий монастырь.

Вскоре оно [восстание] перекинулось на земли киргизов Семиреченской области. В августе 1916 года в [Иссык-Кульском] монастыре находилось 74 мальчика и девочки в возрасте от 10 до 14 лет, двое учителей (муж и жена) и трое или четверо монахов. Все остальные были на промыслах и полевых работах. Оружия в монастыре не было. Никому в голову не приходило, что озверевшие кочевники нападут на монахов и детей. Но можно сказать несколько недобрых слов о русском областном и уездном начальстве. Резня русского населения в Туркестане продолжалась уже месяц, но никто не позаботился о том, чтобы эвакуировать детей в город и прислать казаков для охраны монастыря.
В киргизской ватаге, налетевшей на монастырь, было несколько сотен человек. Они убили всех, кто был в монастыре. Монастырский двор был усеян трупами зарезанных, заколотых и зарубленных гимназистов. Учитель лежал с разрубленной головой. Его жене был распорот живот, а неродившийся младенец вырван из утробы и растоптан. Среди убитых гимназистов было и двое детей супружеской семьи учителей. То есть их семья была уничтожена в полном составе. По воспоминаниям казаков, которые были посланы на место трагедии, — «Девочки-гимназистки были посажены на колья монастырского забора из плетня. Некоторые из них были еще живы. «Дяденька, мне больно» — жалостно обращались они к казачкам. Снятые с кольев девочки быстро умирали». Они потеряли много крови, внутренние органы детей были разорваны.

Каким словом называть подобных «публицистов» каждый решает сам. Лично мне кажется, что по каждому, кто сочиняет и тиражирует такие «документы» плачет не просто статья «за разжигание», но и психиатрический корпус какой-нибудь тюрьмы особо строгого режима… Пожизненно, разумеется…

В заключение рассказа о событиях в Преображенской волости маленькая цитата из неоднократно цитировавшихся показаний отставного генерал-майора Я.И.Королькова, в которых он говорит о событиях, происходивших в тех же местах, но предшествовавших бунту (документ № 249 Сборника 1960 г.)

Что касается отношения между русским населением и киргизами, могу сказать, что в общем, они были хороши, хотя неустойчивость политики нашей по вопросу землепользования и даже неудачная постановка самого вопроса этого вплоть до времени издания Степного положения приводила нередко к кровавым расправам, в которых страдальческой стороной являлись киргизы.
Дело в том, что до издания Степного положения наши крестьяне должны были к 15 октября обязательно свезти с полей хлеб, так как с этого числа киргизы получали право пользоваться всеми пашнями для подножного корма. Мне были известны случаи, что уездные суды отказывали в те времена крестьянам в исках, предъявлявшихся ими киргизам за потраву, раз было доказано, что потрава произведена после 15 октября.
Тогда ходили слухи о том, что некоторые из крестьян сел. Преображенского убивали киргиз[ов] на потраве и трупы убитых спускали в р. Тюп или озеро.
Такие же слухи ходили и о монахах Курментинского монастыря [
N.B.‑ Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь находился у места впадения в озеро реки Курменти и до революции был известен как Курментинский], когда у киргиз[ов] был «джут», в монастыре же было заготовлено большое количество сена, киргизы соседних волостей просили позволить их скоту пользоваться сеном, обещая осенью  возвратить использованное ими сено с избытком, но получили отказ. Когда же бескормица вынудила киргизов допустить скот свой до монастырского сена, то последовала стрельба и по животным и по людям со стороны монахов. Конечно, такое отношение представителей русской народности к киргизам не могло служить основой для доброжелательных отношений между этими двумя народностями.

Вот такие они — монастырские сидельцы, которые, если верить епископу Ташкентского «…старались охранить обитель, насколько могли, но, конечно, к пролитию крови не прибегали…». Видно обитель была им менее дорога, чем стог прошлогоднего сена…

17 августа возобновил ежедневные записи подъесаул фон-Берг (документ № 448 Сборника 1960 г.)

17 августа 1916 г. В 11ч. утра толпа киргиз[ов] показалась на правой стороне Каракольской щели. Дозорные киргизы спустились вниз и заняли позицию шагов в 2000 от ипподрома. Мне приказано было сбить противника с позиции и осмотреть Батарейную щель. Собрав 20 казаков, я двинулся к Батарейной щели, поднявшись на гору, заметил впереди себя вправо большую толпу, которая, заволновавшись, стала отходить назад и заняла позицию |впереди меня на бугре; послышались выстрелы, пули пролетели над нашими головами; рассыпав цепь, залег в канаве и дал залп по более густой толпе, несколько киргиз[ов] упало; продвинулся с командой — поближе к противнику, дал второй залп, упало еще несколько киргиз[ов], после чего все они кинулись за хребет и скрылись в Батарейной щели; :выехав следом за удаляющимися киргизами за хребет, увидел по ту сторону щели несколько юрт и много скота, киргиз[ов] не было видно никого.

Запись эта не может не вызвать удивление. Дело в том, что по показаниям И.А.Поцелуева и по другим документам казачий отряд фон-Берга еще 15 августа, проделав примерно 250 километровый рейд вернулся с Каркаринской ярмарки в Пржевальск в составе отряда М.Кравченко. 16 августа фон Берг о действиях своего отряда ничего не писал, а 17-го в его повествовании опять появляется Каркаринская щель. Неужели бравый казак вернулся обратно в опустевшую Каркару? А как же тогда заявление межевого техника И.А.Поцелуева насчет того, что фон Берг сменил урядника Овчинникова на постаменте «героя»?

Что-то здесь странно. И, кстати, откуда в районе Каркары такое название «Батарейная щель»?

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ДЕНЬ                        СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ 


Автор
Владимир Шварц

25 комментарии на “1916 ГОД. ТУРКЕСТАН. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР. ДЕНЬ 47

  1. » 17-го в его повествовании опять появляется Каркаринская щель»
    У Берга Каракольская щель, а не Каркаринская, т.е. все верно. Батарейная щель тоже существует, или, как минимум, существовала еще при позднем Союзе, на тех картах она есть. Это долина реки Кашкасу, левого притока Каракола, буквально в четырех километрах от южных границ города. В верховьях этой щели знаменитый у алматинцев горно-лыжный курорт расположен.

  2. «…Каракольская щель, а не Каркаринская…»
    Абсолютно справедливое замечание!
    Вызывать удивление должна моя невнимательность, а не ошибка автора дневника.
    Благодарю

    1. Владимир Ильич, я знаю, что Вы с супругой в сентябре участвовали в семинаре проходившем в Караколе по теме дневниковых записей И.С.Шемановского, отрывок из которых Вы приводите выше. Хотел бы у Вас узнать, планируется ли публикация на этом сайте какого-то материала по этой теме?
      Пару лет назад этот же фонд (Айгине) публиковал монограйфию по изучению 1916 года, где было довольно много интересных статей. Сейчас чего-то подобного по материалам прощедшего семинара не планируется?

      1. Приветствую, Иван!
        Сборник, выпущенный Айгине по материалам конференции 2019 года в Караколе размещен на этом сайте. В нем есть статьи Владимира Шварца и моя, а также критика статьи Владимира, написанная Томохико Уяма, и критика моей статьи, авторства Аминат Чокубаевой.
        https://daniyarov.kg/2021/11/25/izuchenie-1916-goda-depolitizaciya-i-guman/

      2. Материалы семинара по дневнику И. Шемановского мы предполагали сначала получить от французских организаторов, но поскольку они их пока не публиковали, мы, возможно, напишем свое резюме дискуссии. Французские участники провели в зуме семинар на французском языке по результатам этого мероприятия, однако среди нас не оказалось знатоков французского, способных принять участие в нем.

        1. Было бы интересно!
          А вообще, я был удивлен выбором темы семинара да еще и тем, что им французы заинтересовались.
          И еще один вопрос — Вы случайно не знаете как закончил свои дни Иван Семенович?

          1. Приветствую, Иван! Мы тоже несколько удивились их интересу к вырванному из общего контекста дневнику. Но, как мы поняли в ходе дискуссии, дневник не столько их интересовал как исследователей конкретных событий 1916 года, а как повод для размышлений об этой эпохе, образе и стиле жизни, и нравственных ценностей. Одна из представителей французских участников, Хлое Дрие, давно исследует Центральную Азию и, в частности, историю кино. А здесь в ее руки попал довольно пространный документ. Она была инициатором этого обсуждения. Но из-за задержки самолета, не позволившей ей сделать пересадку в аэропорту, ей пришлось принимать участие онлайн

  3. Добрый день, Асель Санжарбековна!
    С этим сборником, вашими статьями и их критикой я ознакомился сразу как только Вы их здесь опубликовали в прошлом году. Объем информации по теме на Вашем сайте слишком велик чтобы со всем ознакомится, но то, что публикуется последние несколько лет я стараюсь все читать.

  4. «…как закончил свои дни Иван Семенович?…»
    К сожалению не знаю, очень вероятно, что трагически.
    Последнее известное мне упоминание (без имени) — Протокол № 20 объединенного заседания Крайкома, президиума ТурЦИКа и представителей комиссии Центрального Исполнительного Комитета по делам Туркестана.
    от 15-го декабря 1919 года (Ташкент)
    Там было сказано «…Пржевальские коммунисты отобрали у киргиз 25.000 десятин и поселили уральских казаков т.е. осуществили план Куропаткина и Переселенческого Управления. Там остались все старые чиновники, переодевшиеся лишь в грязные рубахи. Коммунистами, которыми руководит архимандрит дела не наладишь. Все то зло, которое творится в Семиречьи можно уничтожить только военной силой. На Семиречье надо пойти как на Колчака, разбить кулаков, их ограбить и поставить там твердую Советскую власть…»
    И сказал это Ваш «любимчик» Григорий Бройдо.
    Как видите именно он сформулировал цели и методы, которые через полтора года воплотил второй Ваш «фаворит» — Георгий Сафаров.

    1. Интересный отрывок, только непонятный пока.
      Возможно, Вам будут интересны воспоминания Рудольфа Маречека, основателя коммуны про которую говорил Григорий Исаакович. Они 1918-го года, когда в Пржевальске только организовывалась Советская власть
      https://ognialatau.kz/news/cat-8/1743/
      С ним как раз шли представители тех о ком говорит Бройдо, который великолепно знает, что «архимандрит» к тому времени публично отказался от своего сана и был его официально лишен РПЦ, но сознательно не употребляет слово «бывший», т.е., по сути, занимается манипуляцией.
      Изначально коммуна была организована сразу за упомянутым в воспоминаниях Барскаунским, т.е. там не было к моменту ее организации киргиз у которых можно было бы отобрать землю или хотя бы спросить их мнение, они в это время или в Китае были или по горам прятались. Думаю и об этом Бройдо тоже осведомлен был.
      Насколько я знаю, организовывали «Новую эру» несколько десятков выходцев из Верного и окрестные местные жители разоренные восстанием, т.е. упомянутые русские из Барскауна, Гоголевки и, возможно, немногочисленные киргизы которые к 1918-му прятались в тех местах по горным щелям. Возможно, среди тех кто прибыл из Верного и было несколько человек уральских казаков принявшие власть Советов, (например, подобную коммуну под Семипалатинском организовывали вообще жители Петрограда), но большую-то часть, видится, там составляли именно местные жители которые жили на этой земле с 1911-12 года. К тому же, уже через несколько месяцев коммуну пришлось переносить с южного берега по причине того, что сельхоз инвентарь там сложно было найти после 1916-го, земли было свободной много, а обрабатывать ее нечем оказалось. Весной 19-го они перебрались на земли монастыря которые к тому времени успели отжать у монахов как раз Маречек, Гречко с подачи Шемановского. Но опять же, и киргиз там еще к тому времени не было, и земли эти были монастырские с 1882-го, и было их там в 15 раз меньше. Вероятно Бройдо имеет ввиду весь уезд, а не только «Новую эру», но тогда не ясно в честь чего у него архимандрит руководит коммунистами, руководил то он только коммуной и то лишь несколько месяцев в 19-м году.
      В общем, темная пока история, ждущая своего исследователя.

      Вот здесь есть воспоминания того же Маречека о том кем планировали коммунисты заселять Семиречье https://ognialatau.kz/news/cat-8/1879/

      Я не спорю со словами Бройдо на счет старых чиновников, вероятно так оно и было отчасти, но мой «любимчик» в это время, если не ошибаюсь, был то в Самаре, то в Хиве, то в Ташкенте, а Маречек, память о котором казахи так сейчас вытравляют, был в Верном, Пржевальске и Турфане.
      В то время когда Бройдо был адвокатом в Пишкеке, организатор коммуны — Маречек был мебельщиком в Вене, а «архимандрит-руководитель» миссионером в Сеуле. Так что еще вопрос кто из них больше остался на своем месте, а кто очутился на новом.

      1. «…воспоминания Рудольфа Маречека…»
        Прежде всего благодарю за ссылку на эти публикации в «Огнях Алатау». Очень интересно, жаль, что нет продолжения.
        К этому тексту конечно, надо относиться с уважением, но критически.
        «…только организовывалась Советская власть…»

        Прежде всего надо четко помнить, что «Советская власть» в 1918-1920 годах категорически не была синонимом «власть большевиков». Совдепы далеко не везде были под контролем людей из РКП(б). Так было во многих регионах, а в Туркестане и в Семиречье — особенно.
        «Советы солдатских и крестьянских депутатов» в Семиречье, в том числе и Пржевальском уезде были сформированы еще в марте 1917 года. Вот что об этом писала лучший знаток этой эпохи Т.Б. Митропольская в книге
        «Из истории семиреченского казачества»
        «…С первых шагов Центроказак постарался оградить казаков от влияния возникших еще в марте [1917 г.] советов солдатских депутатов, но это не удалось, так как в них уже были представители казачьих частей…. В Верненском совдепе казаки образовали особую фракцию … Поэтому Центроказак вскоре избрал другую тактику — подчинения центрального и наиболее авторитетного Верненского совдепа своему влиянию. Тем более, что оба органа роднила в то время поддержка большинством депутатов политики Временного правительства, войны до победного конца и ярое неприятие большевизма…»

        В этом и заключается объяснение того факта, что в Семиречье Советская власть не была свергнута в ходе Гражданской войны, ибо здесь эта власть принадлежала эсэрам, то есть была антибольшевистской.
        У Маречека это проглядывается в словах о том, что он ехал «С заданием организовать в Пржевальске и в Пржевальском уезде … местные организации партии коммунистов большевиков». Это — правда, ибо во всем Пжевальском уезде ни одного большевика не было.
        А вот насчет «организации органов Советской власти» Маречек лукавит. У него было задание перехватить с помощью вновь созданной ячейки «большевиков» руководство совдепом у пржевальских эсэров. Но это ему категорически не удалось. Пришлось заняться возвращением беженцев…
        Потому-то и не было «большевистских совдепов» ни в Верном, ни в Пишпеке, ни в Пржевальске до лета 1920 года… Везде правила ПСР — последовательный защитник интересов русского кулака-колонизатора.
        От того Г. Сафарову и пришлось устраивать здесь «Колониальную революцию»…

      2. «…сознательно не употребляет слово «бывший», т.е., по сути, занимается манипуляцией…»
        Отмечу, что приведенная цитата — это выдержка из протокола Совещания, то есть «прямая речь», от которой никто не требует юридической чистоты.
        К тому же «бывших попов» и тем более «бывших архимандритов», как и «бывших кегебешников» не бывает. А потому главное, что хотел сказать Бройдо это дикость самого факта, что Шемановский объявил себя именно «коммунистом». Вот уже где явная попытка манипуляции (на то он и поп) оседлать модное политическое словцо.
        «…отжать у монахов как раз Маречек, Гречко с подачи Шемановского…»
        Это — сотрудничество Маречека и бывшего Иринарха очень интересно. Об этом написано в воспоминаниях Р. Маречека? Нет ли у Вас ссылки на продолжкение публикации в «Огнях Алатау»?
        «…вопрос кто из них больше остался на своем месте…»
        Одно из главных свойств революции(переворота) заключается в том, что практически никто не остается на своем прежнем месте. На то она и «переворот»…

        1. «К тому же «бывших попов» и тем более «бывших архимандритов», как и «бывших кегебешников» не бывает. »
          Ну, наверное, Бройдо так и думал, хотя может дело просто традиционной нелюбви евреев к православным )) Не могу разделить Вашу с ним точку зрения.
          С точно таким же успехом Шемановский мог его действующим меньшевиком назвать, заявив, что они бывшими не бывают и это вопиющая дикость, что человек состоявший в партии людей решительно осуждавших приход к власти большевиков менее чем через год сам себя объявляет большевиком. Впрочем, в Григории Исааковиче я ничуть не разочарован, его заявления вполне укладываются в мое о нем представление, а вот о Иване Семеновиче пока не могу определенного мнения составить.

          «Об этом написано в воспоминаниях Р. Маречека?»
          К сожалению, я не нашел пока полного текста его воспоминаний, хотя было бы интересно. В Огнях Алатау только два отрывка и то с сокращениями, а дальше они печатать по какой-то причине не стали. То о чем я говорю, написано у землячки Вашей жены Е. Е. Озмитель. Думаю, ей верить вполне можно, с поправкой на то, что она не только МГУ, но и ташкентскую семинарию заканчивала. Статья называется «МОНАХИ ИССЫК-КУЛЬСКОГО СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ ТУРКЕСТАНСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ» попробовать скачать можно здесь https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41515419. Если не получится, я могу ее Вам на почту выслать.

          1. «…традиционной нелюбви евреев к православным…»
            Историкам больше известно о фактах нелюбви православных к евреям… Но в любом случае в этом Вашем заявлении просматриваются признаки антисемитизма, и потому по правилам нашего сайта мы просим Вас в будущем воздержаться от подобных обобщений.

            «…Не могу разделить Вашу с ним точку зрения…»
            Наши исследования, не ставят целью убеждать или переубеждать верующих. Мы строим наши взгляды на фактах, доказанных причинно-следственных связях и логике. Нам интересны знания и истина. Верования — это по части журнала «Восток свыше», публикации которого лежат вне пределов моих интересов.

            «…Шемановский мог его действующим меньшевиком назвать…»
            Мне достоверно известно, что данное предположение — фейк с очень длинной бородой.
            Вы можете привести хотя бы пару доказательств того, что Григорий Исаакович Бройдо когда-либо был членом меньшевистской фракции РСДРП, а также привести примеры его деятельности в этой ипостаси?

            «…у землячки Вашей жены Е. Е. Озмитель…»
            Доктор исторических наук Екатерина Евгеньевна Озмитель, на наш взгляд, тенденциозно трактовала материалы и фальсифицировала факты в форме, оскорбительной для памяти жертв кыргызского народа. Наверно поэтому она сочла за благо покинуть пределы Киргизской Республики, и уже более пяти лет работает в «научном подразделении РПЦ», что само по себе оксюморон.

            «…Думаю, ей верить вполне можно…»
            Субъектов, которым можно верить, каждый выбирает по своему мировоззрению.
            Для меня в части истории, как науки о свершившихся событиях, таковых вообще не существует. А уж г-жа Озмитель, как было сказано, на эту роль категорически не подходит. Любое утверждение, не имеющее надежного и неоднократного документального подтверждения, а также не встраивающееся в хронологическую очередность и логику иных событий, не может считаться фактом.
            Как говорил Генрих Мюллер голосом Леонида Броневого, «Верить нельзя никому».

    2. Интересный отрывок, только непонятный пока.
      Возможно, Вам будут интересны воспоминания Рудольфа Маречека, основателя коммуны про которую говорил Григорий Исаакович. Они 1918-го года, когда в Пржевальске только организовывалась Советская власть
      https://ognialatau.kz/news/cat-8/1743/
      С ним как раз шли представители тех о ком говорит Бройдо, который великолепно знает, что «архимандрит» к тому времени публично отказался от своего сана и был его официально лишен РПЦ, но сознательно не употребляет слово «бывший», т.е., по сути, занимается манипуляцией.
      Изначально коммуна была организована сразу за упомянутым в воспоминаниях Барскаунским, т.е. там не было к моменту ее организации киргиз у которых можно было бы отобрать землю или хотя бы спросить их мнение, они в это время или в Китае были или по горам прятались. Думаю и об этом Бройдо тоже осведомлен был.
      Насколько я знаю, организовывали «Новую эру» несколько десятков выходцев из Верного и окрестные местные жители разоренные восстанием, т.е. упомянутые русские из Барскауна, Гоголевки и, возможно, немногочисленные киргизы которые к 1918-му прятались в тех местах по горным щелям. Возможно, среди тех кто прибыл из Верного и было несколько человек уральских казаков принявшие власть Советов, (например, подобную коммуну под Семипалатинском организовывали вообще жители Петрограда), но большую-то часть, видится, там составляли именно местные жители которые жили на этой земле с 1911-12 года. К тому же, уже через несколько месяцев коммуну пришлось переносить с южного берега по причине того, что сельхоз инвентарь там сложно было найти после 1916-го, земли было свободной много, а обрабатывать ее нечем оказалось. Весной 19-го они перебрались на земли монастыря которые к тому времени успели отжать у монахов как раз Маречек, Гречко с подачи Шемановского. Но опять же, и киргиз там еще к тому времени не было, и земли эти были монастырские с 1882-го, и было их там в 15 раз меньше. Вероятно Бройдо имеет ввиду весь уезд, а не только «Новую эру», но тогда не ясно в честь чего у него архимандрит руководит коммунистами, руководил то он только коммуной и то лишь несколько месяцев в 19-м году.
      В общем, темная пока история, ждущая своего исследователя.
      Вот здесь есть воспоминания того же Маречека о том кем планировали коммунисты заселять Семиречье https://ognialatau.kz/news/cat-8/1879/
      Я не спорю со словами Бройдо на счет старых чиновников, вероятно так оно и было отчасти, но мой «любимчик» в это время, если не ошибаюсь, был то в Самаре, то в Хиве, то в Ташкенте, а Маречек, память о котором казахи так сейчас вытравляют, был в Верном, Пржевальске и Турфане.
      В то время когда Бройдо был адвокатом в Пишкеке, организатор коммуны — Маречек был мебельщиком в Вене, а «архимандрит-руководитель» миссионером в Сеуле. Так что еще вопрос кто из них больше остался на своем месте, а кто очутился на новом.

  5. Кстати. сегодня в газете «Правда» (Семиреченского обкому КПТ и Облревкома ) за 1921 год обнаружили коротенькую заметку, в которой говорилось, что в Троицком монастыре действует детский приют. Кроме того там было отмечено, что «Архив монашеской братии» обители сохранился…

    1. Спасибо! Я думал он был открыт на пять лет позже. На сайте детского дома тоже говорится, что второй приют был открыт в 26-м, но у них и без этого по тексту есть неточности. Довольно интересно получилось, что хозяйка пятого приюта — родная внучка директора второго, если и это не ошибка.

  6. » просматриваются признаки антисемитизма,»
    А если я скажу, что евреи свинину не любят это тоже будет признаков антисемитизма? В части того, что эта нелюбовь была обоюдной Вы абсолютно правы. Это к делу не относилось, лишь поэтому я на этом внимание не заострил.

    «Мы строим наши взгляды на фактах,»
    Я именно так и подумал когда прочитал Ваше утверждение, что бывших попов и кгбшников не бывает ))

    «Верования — это по части журнала «Восток свыше», публикации которого лежат вне пределов моих интересов»
    Это Ваше дело, но кроме Е.Е. Озмитель членом редколлегии этого журнала состоит и небезызвестная Вам Т. В. Котюкова. Фамилия последней в содержании номеров, кстати, мелькает чаще чем первой.

    «Вы можете привести хотя бы пару доказательств»
    А причем здесь я? Это была бы прямая речь Ивана Семеновича от которой никто не требовал бы «юридической чистоты». Раз одному врать можно, то, по справедливости, и второму простительно.

    «Наверно поэтому она сочла за благо покинуть пределы Киргизской Республики»
    Может и так, а может она уехала то той же самой причине по которой и Асель Санжарбековна. Из Киргизии ежегодно тысячи людей уезжают, так что мы с Вами точных причин ее отъезда знать не можем. Я так вообще не видел нигде информации о том, что она уехала, но Вам виднее.

    «А уж г-жа Озмитель, как было сказано, на эту роль категорически не подходит»
    И тем не менее, в конце ее статьи ссылки не только на сомнительные в историческом плане источники, но и на фонды ЦГА КР. В частности оттуда приводится устав «Новой Эры» и автобиография Шемановского. К тому же там ссылки на четыре газетных статьи Шемановского, о которых нет упоминания в других известных мне местах, но которые тоже характеризуют Ивана Семеновича.

    1. Уважаемый Иван!
      Нельзя сказать, что я из страны уехала. Развал Союза застал меня в докторантуре в Москве. Много лет работала в Москве, это правда. При первой же возможности постаралась организовать свою жизнь так, чтобы большую часть времени проводить на родине. Теперь мы (Владимир и я) живем на две страны, два города.

      1. Я знаю, Асель Санжарбековна, потому, что читал Ваше интервью. То чем Вы занимаетесь лично у меня только уважение вызывает.
        Нельзя сказать, что Вы уехали из Киргизии, но нельзя сказать, что Вы и остались в ней живя пол жизни в Москве. Каждый сам для себя решает где ему лучше.
        Если Озмитель уехала 5 лет назад, то работы у нее и после отъезда в Ташкент или Москву (я не знаю куда она уехала) все равно остались о Киргизии. У нее, вроде как, отец всю жизнь работал на благо Киргизии и дед 1916-й пережил в тех же местах, что и Ваш по отцу. Если не ошибаюсь, он у нее тоже не тунеядцем был, а на общее благо жителей края работал. В Вашей семье были одни воспоминания о жестокостях во время уркуна, у нее в семье другие, поэтому и мнения у вас на счет тех событий, вероятно, будут разные. Думаю, тоска по Родине только одинаковая, наверняка, и она в Бишкек временами наведывается.
        Вы с В.И. на одних моментах заостряете внимание, такие как Е.Е. на других и это совсем не значит, что вы или она говорите не правду. По моему, это значит только то, что рана пережитая нашими предками более века назад все еще не зажила. Но это я уже говорил и помню, что вы со мной не согласны.
        В общем буду, ждать Вашего резюме по сентябрьскому семинару, если все же надумаете его написать.

        1. «…что вы или она говорите не правду…»

          В Предисловии к публикации «Дневника» Архимандрита Иринарха, подписанном как это принято «От редакции», публикатор заявляет

          1. «…Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь (ныне не существующий) — православный мужской монастырь, располагавшийся на берегу Тюпского залива Иссык-Куля. 11 августа 1916 года, во время Семиреченского восстания под предводительством Токаша Бокина и Бекболата Ашекеева, он был захвачен и разгромлен восставшими…»

          Это заявление — свидетельство запредельной неосведомленности в теме, так как названные казахи Верненского уезда, как и их соплеменники казахи Джаильмышевской волости, никогда и близко не были к монастырю. К тому же оба были арестованы 14-20 августа (в Верненском уезде). Публикация подобных утверждений — фальсификация исторических фактов.

          2. «…Именно переселенческое население и пострадало больше всего во время восстания…»

          Данное утверждение — провокационная ложь, так как число жертв среди переселенческого (христианского) населения было на порядок меньше, чем число жертв мирного коренного (не христианского) населения Семиреченской области.
          Доля убитых «из числа переселенческого населения», т.е. велико- и малороссов — христиан (число которых известно точно — 2277 человек), составляет менее 10 (менее десяти) процентов в общем числе убитых. Карательные казачьи отряды и их добровольные помощники — мужики-переселенцы (которые якобы были призваны на фронт) по минимальным оценкам — («теоретические» спекуляции Ш.Батырбаевой — антинаучны и всерьез принимаются только фальсификаторами) в период с начала августа по ноябрь 1916 года истребили 22000 (двадцать две тысячи) человек, то есть как минимум в 9 (девять) раз больше, чем погибло христиан. Верхняя оценка жертв среди киргизов, казахов, дунган, сартов и уйгуров(таранчинцев) Семиречья — 162 000 (сто шестьдесят две тысячи) человек.

          Далее — там же:
          «…Это были главным образом простые крестьяне-переселенцы, женщины, дети и старики, поскольку мужчины призывного возраста были в армии…»

          Написавший это — приводит недостоверную информацию, то есть фальсифицирует факты, следовательно — сознательно дезинформирует читателя, так как в официальных документах того времени по этому поводу, среди прочего, указано
          «…Из русского населения Пригородного участка [Пишпекского уезда] погибли 7 мужчин, из них: двое пропали без вести, пятеро — убиты…»
          Доклад вр.и.д уездного начальника полковника Рымшевича (ЦГА РК. Ф. 44, Оп. 1, Д. 16920, л. 140—146. Копия.)
          «…Киргизы, вооруженные пиками и ружьями (в небольшом количестве), нападали на селения, избивали мужчин, старых женщин и детей, не могущих следовать с киргизами…»
          Рапорт чиновника для поручений Туркестанского районного охранного отделения Г.А. Юнгмейстера начальнику Туркестанского районного охранного отделения М.Н.Волкову о восстании в Пржевальском уезде и г. Пржевалске (ЦГА РУ. Ф.461. Оп.1. Д.1888а. Л. 24-28.)
          «…Мятежникам удалось захватить только в плен несколько мужчин, женщин и детей, бывших в поле на работах, и угнать часть скота. Все пленные были впоследствии освобождены…»

          «…Но по дороге беглецы наталкивались на рыскавшие всюду шайки бунтовщиков, которые их ловили, убивали мужчин, уводили в плен женщин и детей, а оставленные жилища грабили и поджигали. …»
          И. д. военного губернатора Семиреченской области полковник Алексеев (РГВИА, Ф. 2000 — Главный штаб. Азиатская часть, Д. 26, Л. 18—34. Подлинник.)
          «…В сел. Озерно-Фольбаумском, на северном берегу озера, поверив обещаниям киргиз[ов], жители сдались без сопротивления, и немедленно мужчины были перебиты, а женщины и дети уведены в горы. …»
          Там же.
          Кроме того
          По «Списку селений с указанием выжженных дворов в селениях, числа убитых и без вести пропавших крестьян селения Пржевальского уезда» (ЦГА КР. Ф. И-75. Оп. 1. Д. 34. л. 21лб-22) итоговые данные таковы
          убито: мужчин — 1343, женщин — 547
          взято в плен: мужчин — 177, женщин — 902

          Таким образом, убивали повстанцы — мужчин (в том числе призывного возраста, которые якобы были призваны), так что они и являлись «наиболее пострадавшими», а женщин и детей брали в плен, из которого большая часть была отпущена или возвращена через официальных лиц.

          Для сравнения один эпизод
          Прапорщик Кулага 27 сентября 1916 года запросил начальство (ЦГА РК Ф. 76. Оп. 1. Д. 631. Л. 17-17об)
          «…мне доложили, что посланные на разведку 7 чел. нижних чинов караульной команды ведут много киргиз{ов] с кочевкой со скотом, с женами и детьми. Стрелять я не мог так как их сопровождали наши люди. …Как прикажете с ними поступить— расстрелять или отправить на ваше распоряжение и вообще, как поступать в будущем с подобными кочевками киргиз[ов]? Ожидается завтра еще большее движение. Сегодня точно не могу сказать, сколько их прибыло, так как дело происходило ночью, но приблизительно около 100 Мужчин, 100 женщин и душ до 150 детей. Я в затруднении, как с ними поступить, …»

          О дальнейшей судьбе этого аула говорится в «Рапорте адъютанта 243-й пешей Самарской дружины государственного ополчения от 10 ноября 1916 г. № 28 командиру дружины» (ЦГА РК Ф. 76. Оп. 1. Д. 631. Л. 20-20об)
          «…Вскоре после начала бунта он, Потлов и еще 12 человек односельчан вооруженных охотничьими ружьями и другим холодным оружием, отправились в горы и, придя в деревню Ионовку, их принял под свое начальство старший пишпекской караульной команды Бочкарев, который стоял в Ионовке с нижними чинами Пишпекской [караульной] команды. Вся эта команда во главе с Бочкаревым отправилась в ущелье и задержала партию киргиз, состоящую из мужчин, женщин и детей, всего приблизительно человек 120 и пригнали их в Ионовку. На другой день всех этих киргиз они выгнали за Ионовку и заставили молиться Богу, а потом всех перестреляли и перерезали. …»
          А подробности — таковы Доклад прапорщика Ф.Е. Дергачева 1916 года октября 9 дня я, (ЦГА РК Ф. 76. Оп. 1. Д. 631. Л. 27об. Подлинник)
          «…нашел в 2-х верстах от деревни Ионовка на восток, вниз по ущелью, в щели гор, прилегающей к Иссыгатинскому ущелью с правой стороны густо разбросанные трупы по виду и одежде киргиз. Всего числом 120: 39 мужчин, 39 женщин и 42 детей, причем мужского пола 19 и женского 23. Все они убиты огнестрельным и холодным – колющим и режущим – оружием, причем преимущественно дети перебиты холодным оружием. …»
          Вот тут уж ясно видно что «христиане» истребляли в большинстве женщин и детей.

          Большая часть цитируемых документов опубликована и известна уже более 60 лет. Каждый, кто не принимает их во внимание и/или дает информацию, противоречащую этим документам или игнорирующую их, — фальсификатор истории.

          1. Согласен с Вами, здесь она говорит неправду. И это не по ее незнанию, а по желанию не знать или не говорить правду.

        2. «…Вашего резюме по сентябрьскому семинару,…»
          Если совсем коротко, то говорилось о том, что пока Архимандрит пишет о том, что видел своими глазами, — то это правдиво и интересно.
          Как только он начинает описывать события с чужих слов — это в основном слухи, не соответствующие действительности и опровергаемые другими документами.
          У французских исследователей в основном вызвали интерес сцены, свидетельствующие о хищничестве, цинизме, жестокости и бесчеловечности переселенческой массы, которых в дневнике предостаточно.

          1. «У французских исследователей в основном вызвали интерес сцены, свидетельствующие о хищничестве, цинизме, жестокости и бесчеловечности переселенческой массы, »
            Ничуть неудивительно. Любовь французов к киргизам такая же сильная как в украинцам.

  7. «…Ваше утверждение, что бывших попов и кгбшников не бывает…»
    Должен указать, что я писал дословно: «…«бывших попов» и тем более «бывших архимандритов», как и «бывших кегебешников» не бывает…»
    Вчера Вы сохранили цитату в идентичном виде, теперь — удалили кавычки, которые указывают, что эти слова не «мое утверждение», а расхожее выражение или цитата.

    Дальнейшее обсуждение авторов журнала «Восток свыше» не нахожу целесообразным.

    Что касается «меньшевизма» Г.И. Бройдо, то он родился от невежества каких-то малограмотных деятелей 20-х годов, которые спутали Марка Исаевича Бройдо (1877-1937) с Григорием Исаковичем Бройдо (1883-1956). Но им-то более-менее простительно, они малограмотные, но через сто лет — хм…

    Надеюсь, что ни Вы, ни другие, прочитавшие этот текст, в дальнейшем не будете объявлять Г.И. Бройдо был меньшевиком…

Добавить комментарий для тургенец Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *