О СПЕКТАКЛЯХ

БЕЛОЕ ОБЛАКО ЧИНГИЗ ХАНА. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ ТЕАТРА

ЧЫҢГЫЗ ХАНДЫН АК БУЛУТУ.  Спектакль КЫРГЫЗСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА им. Т. АБДУМОМУНОВА по мотивам произведения Ч. АЙТМАТОВА.

Размышления после посещения театра.


Сначала о спектакле.

В целом постановка порадовала: зрелищная, неутомительная, интересный сюжет, “подаренный” великим писателем, неплохая игра актеров, а исполнение роли главной героини Альбиной Имашовой – даже, на мой взгляд, отличное. Вместе с тем, пьеса оказалась очень короткой, шла без антракта. Такой формат не позволил более полно развернуть сюжет, заставить зрителя проникнуть глубже в переживания героев и в размышления самого Великого Кагана, которые противопоставляются друг другу, что и составляет основу драмы.

Теперь о впечатлениях в целом от посещения театра

Мы подошли к театру перед началом спектакля и не увидели афиши спектакля, и вообще на фасаде театра не было афиши на текущий месяц и тем более на следующий. В то же время на фасаде красовались рекламные постеры мероприятий, которые тоже важны, наверное, но не имеют отношения к драматическим представлениям. Например, афиши телевизионных шоу, которые снимаются в театральном зале со зрителями.

Вошли внутрь. Многие посетители пришли в верхней одежде, — все же начало весны, по вечерам прохладно, однако театральный гардероб не работал. Да и желания снять верхнюю одежду у зрителей не было, в здании было недостаточно тепло. «Театр начинается с вешалки» — как известно! Начался ли для зрителей театр в этот день? У меня вообще возникли ассоциации с временами войны, когда по понятным причинам отопление в театры не подавалось…

Электронный билет нам сразу обменяли на билеты с местами, но рассадка де-факто была свободной. Зачем обменяли, непонятно. Две женщины в униформе строгими голосами призывали зрителей занимать места поближе к сцене, то есть в партере, а также выключить мобильные телефоны. Сами по себе призывы правильные, но почему бы не показать зрителям, что театр рад принять зрителей в свое лоно, а не считает их случайно забредшими овечками, которых надо загнать обратно в стадо? И почему бы не делать объявления в микрофон, как это принято везде?

При этом никаких программок спектакля мы не увидели, поэтому до сих пор мне неизвестны, постановка какого года была нам представлена, кто из драматургов явился автором сценической версии произведения, и имена актеров.

К счастью, путем интенсивного поиска в интернете мне удалось узнать имена главных исполнителей. Вот благодаря этой страничке, созданной информационным агентством Спутник.кг, мне удалось сличить внешний вид актеров с теми образами, что видела на сцене: Азыркынын Таттыбүбүсү менен Сүймөнкулу ким? Топ жарган жаш актерлор. Кстати, интересующимся темой советую потратить минутку и посмотреть фото кыргызстанских театральных и киноактеров, претендующих по версии Спутника на театральный символ нашего времени.

Имя режиссера-постановщика было указано на сайте продажи онлайн билетов в театры, где я и приобретала билеты. Рекомендую этот сайт  и вам, поскольку это очень удобно — Ticket.kg. Койгон режиссер:  Түркменистандын  Эл артисти, СССР мамл. Сыйлыгынын лауреаты, Мактымгулы атындагы сыйлыктын ээси Какжан Аширов.

А у самого театра сайта нет! Этот факт с трудом поддается моему осмыслению! Как в наше время можно рассчитывать на регулярный поток публики, не имея сайта в интернете? Как зрители должны узнавать о спектаклях и планировать свое время, если нет системной и систематической информации ни в сетях, ни на сайте? И это при том, что создание сайта, это не какая-то безумно дорогостоящая работа! Уж точно затраты меньше, чем на ремонт здания, его оформление, текущие расходы на спектакли. Большинство сайтов известных театров вообще очень примитивные с точки зрения их конструкции и содержат ограниченное число страничек. Если придерживаться минимума информации, то на сайте театров есть такие рубрики: афиша, репертуар, история, работники театра, схема зала. Большинство мировых театральных площадок предлагают на своем сайте онлайн продажу театральных билетов, в нашем случае, к счастью, можно ограничиться уже имеющимся сайтом ticket.kg.

А еще многие театры мира через сайт делают индивидуальную рассылку писем зрителям с приглашением на спектакли, предлагают зрителям стать участниками своеобразного клуба поддержки театра, а еще продают сувениры, связанные с памятными датами, популярными спектаклями и актерами… С сайта удобно делать публикации в соцсетях, что безусловно привлекает новых зрителей в театр.

Сайт со страницей репертуара театра дал бы возможность зрителям оставлять отзывы о спектаклях, и это помогло бы новым зрителям выбрать спектакль, а театру развиваться и знать, что думают зрители.

В конце концов, если государство выделяет недостаточно средств театру, чтобы покрыть такой расход, меценаты на создание достойного сайта найдутся! А для того, чтобы его поддерживать, достаточно иметь в театре заинтересованного человека. Со своей стороны предлагаю воспользоваться вот этим сайтом, который вы читаете. С удовольствием создам отдельную страницу, посвященную каждому театру Кыргызстана и буду публиковать афишу, новости, критические статьи, если театральный коллектив это устроит.

Однако афиша и репертуар театра не публикуются не только на собственном театральном сайте, но и в СМИ, во всяком случае мне не удалось их найти. Полагаю, что здесь есть и еще одна серьезная проблема. Театр, очевидно, не в состоянии формировать стабильное расписание на весь сезон, со строго фиксированными датами спектаклей. И это уже серьезное препятствие для формирования клуба зрителей, для высокой посещаемости спектаклей. У людей даже в голове нет, извините, посмотреть заранее, что будет в такой-то день или в праздник в театре. Молодые люди лишены возможности пригласить девушку в театр в какую-то фиксированную дату. Люди не могут пригласить гостей из регионов строго в даты из приезда, потому что неизвестно, что будет…

Как зритель, могу только догадываться о причинах, — скорее всего, у актеров маленькие зарплаты, и руководство предоставляет им возможность зарабатывать на стороне… А даты мероприятий на стороне становятся приоритетнее для актера, который должен на что-то жить. Но ведь на такой случай и существует несколько составов исполнителей каждой постановки!..

И, наконец, почему так мало спектаклей идет в театре? По моему представлению, спектакли в театре должны быть КАЖДЫЙ ДЕНЬ. И тогда это действительно театр, а не место, где время от времени идут постановки, концерты или другие действа.

Несмотря на все эти печальные моменты скажу, что среди зрителей подавляющее большинство пришедших на спектакль составила молодежь и семьи – родители с детьми или внуками. Все очень внимательно слушали, соблюдали тишину, происходящее на сцене явно понравилось, захватило зрителей, но почему-то аплодисменты были недолгими, даже жидковатыми. О чем это мне говорит? По моему субъективному мнению, еще не сформировалась какая-то своя театральная культура, свой зритель у театра.

Однако в связи с этой темой – о “своем” зрителе — приведу положительный пример из этого посещения. Совершенно случайно наши места оказались рядом с двумя женщинами, с которыми мы разговорились. Как это часто бывает у нас в Кыргызстане, у нас выявилось очень много близких и хороших знакомых, друзей. Оказалось, женщину рядом с нами звать Рахиля Тойчубаева, она — преподаватель биологии на пенсии. Так вот, она оказалась завзятой театралкой, регулярно посещает спектакли, знает весь репертуар. Она охотно поделилась своим мнением о спектаклях, так что мы пойдем еще, в том числе и по ее рекомендациям.

Словом, подводя итог, скажу следующее:

К счастью, у нас в городе (и стране) есть театральные коллективы и исполнители. У нас есть здание национального театра. У нас есть интерес зрителей к театру, хотя и недостаточный пока.

У нас нет должного внимания театру, развитию театрального искусства, популяризации его среди народа как со стороны властей и администрации театра, так и со стороны профессионального театрального сообщества и общества в целом. У нас не делается почти ничего для продвижения театра, даже то, что не требует больших финансовых ресурсов.

Призываю нашу интеллигенцию поддержать театр и выделить время на спектакли, ходить вместе с друзьями, приглашать любимых девушек и любимых молодых людей на спектакли, ходить всей семьей, дарить билеты в театр друг другу, писать свое мнение в соцсетях и на сайтах.

Призываю профессиональных искусствоведов и любителей театра активно включиться в процесс написания критических рецензий на ВСЕ спектакли. Кыргызскому драматическому театру им Т.Абдумомунова и всем театрам Кыргызстана в целом, а также всему театральному сообществу и просто культурным людям очень не хватает профессиональной театральной критики для развития театрального искусства в стране!

Призываю театральное руководство, администрацию театра, творческий коллектив  позаботиться о продвижении спектаклей зрителю, улучшению информационной политики. Было бы здорово заполнить афишу каждодневными спектаклями для зрителей. Абсолютно необходимо искать дополнительные источники финансирования театра помимо государственных средств, например, создавая клубы поклонников театра по примеру мирового опыта.

Призываю Министерство культуры обратить внимание на нужды театра, обеспечить его нормальной системой отопления, прежде всего. Считаю, что нужна долгосрочная программа финансовой поддержки театра и творческого коллектива, которая действительно позволила бы создавать большее количество постановок, чтобы у зрителей был выбор!

 


Автор
Асель Даниярова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *