1916: ЖЫЛНААМА

1916 ГОД. ХРОНИКА КРОВАВОГО ПОВЕЛЕНИЯ. 16 ДНЕЙ ДО ВЫСОЧАЙШЕГО СОИЗВОЛЕНИЯ

9 июня 1916 года.  16 дней до Высочайшего соизволения…


9 июня 1916 года в Главный Штаб поступили ответы из всех трех органов власти, в которые днем ранее были направлены уведомления о назначенном на 10 июня Межведомственном совещании по вопросу о порядке призыва инородцев на тыловые работы. Круг участников особого совещания согласно Докладной записке от 7 июня 1916 г. № 197 изначально был очень узким и включал, помимо самого Главного Штаба еще 3 ведомства, Государственную канцелярию, Главное управление Генерального штаба и Министерство внутренних дел.

Государственная канцелярия письмом на имя Военного Министра (вх. от 9 июня № 5932) [РГВИА Ф.400. Оп.19. Д.154 л.11] сообщила о назначении членом особого совещания статского советника Т.П. фон-Ренне. Выбор Госканцелярии пал на этого чиновника, надо полагать, потому, что Тихон Павлович фон Ренне был составителем «Алфавитного указателя должностей по государственной гражданской службе, исполнение коих освобождает офицерских и нижних чинов запаса от призыва в армию и в действующие команды флота и от службы в государственном ополчении». Тем самым была в какой-то мере удовлетворена просьба военного ведомства командировать для участия в совещании должностных лиц, имеющих понятие об организации воинской повинности в Российской империи.

И.д. Начальника Генерального Штаба генерал-лейтенант П.И. Аверьянов письмом от 9 июня 1916 г. № 34095 [РГВИА Ф.400. Оп.19. Д.154 л.12] уведомил Главный Штаб, что для участия в работе особого совещания направляется сотрудник Мобилизационного отдела Генерального Штаба полковник Александров.

Оставалось получить только ответ Министерства внутренних дел. И этот ответ поступил:

письмо МВД от 9 июня 1916 г. № 16987 на имя начальника Главного Штаба генерал-лейтенант Н.М. Михневича подписал начальник Управления по воинской повинности МВД тайный советник С.А. Куколь-Яснопольский. Надо отметить, что на оригинале этого письма сделана отметка чиновника Военного Министерства

«Получено 9 [июня] в 11 часов вечера»

Напомним, что совещание в Главном штабе под председательством генерал-майора А.К. Фортунатова предполагалось провести в пятницу 10 июня, но буквально за считанные минуты до наступления этой даты МВД уведомило, что

«…назначенное на завтра совещание необходимо отложить.»

Причина такого неожиданного предложения была сформулирована предельно жестко, можно даже сказать грубо

«…Министром внутренних дел даже частичное применение в настоящее время к инородцам упомянутого Устава [о воинской повинности] признается ненужным, нецелесообразным и даже вредным для дела…»

Вот так и никак иначе: получается, что Военное министерство и сам министр генерал от инфантерии Д.С. Шуваев просто вредители какие-то. При этом отложить проведение совещания было предложено

«…до принципиального соглашения двух Министров, наиболее заинтересованных в рассматриваемом вопросе…»

Можно представить, какое удивление вызвало это письмо в Военном Министерстве: ведь там считали, что набор дело не только важное, но и крайне срочное, а тут МВД опускает шлагбаум и даже не устанавливает конкретный срок проведения совещания.

На письме МВД имеется резолюция начальника Главного Штаба

«Срочно. Пенс[ионный] от[дел] с.н.ч. 9/6 Сделать распоряжение»

Скорее всего военные не стали делать никаких специальных распоряжений в связи отказом руководства МВД принять участие в совещании, а просто обзвонили всех приглашенных и поставили их в известность о срыве намеченного мероприятия. Во всяком случае в папке № 3 какие-либо документы, ссылающиеся на письмо тайного советника С.А. Куколь-Яснопольского отсутствуют.

В то же время в Деле № 3 сразу следом за письмом от 9 июня 1916 г. № 16987 подшита дополнительная Справка [РГВИА Ф.400. Оп.19. Д.154 л.14], также сообщающая, о невозможности назначить представителя от МВД для участия в особом совещании, собираемом по распоряжение Военного министра Д.С. Шуваева. Справка эта написана от руки на бланке Отдела по делам воинской повинности МВД сотрудником этого отдела А.П. Федоровым. Этот документ не имеет канцелярских реквизитов, то есть, по сути, является частным письмом. Скорее всего действительный статский советник Алексей Павлович Федоров, который как раз и должен был представлять МВД на совещании в Главном штабе, счел нужным в дополнение к официальным письмам своего начальства сообщить своим коллегам из Отдела Пенсионного и по службе нижних чинов, чтобы 10-го июня они его не ждали.

Как бы то ни было, одно совершенно ясно: назначенное по распоряжению Военного министра на 10 июня 1916 года Особое совещание не состоялось, и сорвано оно было исключительно из-за деструктивной позиции МВД, основанной на личном мнении Министра внутренних дел гофмейстера Б.В. Штюрмера.


< ЧИТАТЬ: ЗА 17 ДНЕЙ ДО…                                                                                       ЧИТАТЬ: ЗА 15 ДНЕЙ ДО… >


Автору
Владимир Шварц

Пикир кошуу

Сиздин e-mail жарыяланбайт Милдеттүү талаалар белгиленген *