КНИГИ И СТАТЬИ О Б. ДАНИЯРОВЕ

ДАНИЯРОВ НАСЫР: ЗАБЫТЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Насыр Бакирович Данияров

Данияров Насир Бакирович (1915-1993 г.г.) – племянник Б.Даниярова, его ученик, брат Кутпы Бакировны Орузбаевой-Данияровой, опубликовавшей книгу о Базаркуле Даниярове. В 1938 г. окончил Средне-Азиатский Индустриальный институт – гидрогеолог. Участвовал в проектировании и строительстве БЧК, работал Кир ФАН СССР, отстранен от научно-исследовательской работы по социальному происхождению, после ссылки отца Бакира в Сибирь. Учительствовал в школах, преподавал в вузах республики. В последние годы жизни состоял в гидрогеологической экспедиции Управления геологии Киргизской ССР.

Запись сделана 4 февраля 1990 года, г. Фрунзе

(По моему мнению предлагаемая ниже публикация — это образец удивительно ясного, четкого, интересного рассказа о Базаркуле — Асель Даниярова) 


Один из первых деятелей в области народ­ного образования и культуры Киргизии Базаркул Данияров родился в 1897 году в Чон-Кеминской долине – в с. Каинды Кеминского района в зажиточной семье кочевника-скотовода.

В конце XIX века известный из истории Киргизии манап Шабдан Жантаев в Чон-Кеминской долине открывает духовно-светскую шко­лу, которую в народе называли «Медресе Шабдана». Закончив эту школу, Б. Данияров получает первоначальное образование. Продолжает учебу он в г. Токмоке, поступив в русско-туземную школу. Проучившись там два года, переезжает в г. Верный (ныне Алматы) для продолжения учебы в Верненской гимназии. Но закончить полный курс гимназии ему не пришлось. Прервать уче­бу заставили события 1916 года, когда он с родителями вынужден бы­л покинуть родные места и переселиться в Синь-Цзянь (Китай). Назад на свою родину беженцы вернулись после Великой Октябрьской революции, через два года.

В 1919 году он поступает в открывшийся в г. Алма-Ате Казахско-Киргизский институт просвещения, который вско­ре был переведен в г. Ташкент – центр Туркестанской Республики. Вместе с Базаркулом Данияровым в этот институт поступает будущий создатель комсомольской организации и крупный партийно-госу­дарственный деятель Киргизии двадцатых- тридцатых годов Ос­монкул Алиев. К сожалению, Осмонкул Алиев, как и Базаркул Данияров, невинно погиб в годы сталинских репрессий. В числе одних из первых выпускников, успешно закончивших 1923 году Казинпрос, Осмонкул был направлен в Киргизию для создания там комсомольской организации, а Базаркул Данияров – в Ошский уездный отдел народного образования, где впервые проявился его незаурядный просветительский талант на ниве народного образования.

Кипучая деятельность будущего педагога началась с поиска грамотных людей для открытия годовых учительских курсов, с организации начальных школ для почти на 99% неграмотного населения юга Киргизии, который составляет почти половину площади республики. В течение двух лет с помощью местных властей он организовал учительские курсы в городах Оше и Джалал-Абаде. Он заведовал и учительствовал на этих курсах.

Активная, самоотверженная работа Б. Даниярова оказалась очень плодотворной. Открытие учительских курсов и организация целой сети начальных школ в аулах и кишлаках во всех уголках юга Киргизии дали мощный толчок развитию народного образования и культуры целой области Киргизии, что имело большое революционное значение. Работа на ниве народного образования в период сплошной неграмотности населения почти целого региона была в высшей степени гуманной деятельностью Б. Даниярова. Организационно-педагогическая работа Б.Даниярова через два года прерывается правительственным вызовом в город Пишпек – центр Кара-Киргизской Автономной области. Причиной вызова стало открытие в 1925 году Киргизского института просвещения (Киринпроса), в 1928 году переименованного во Фрунзенский педагогический техникум.

Организацию этого учебного заведения поручили педагогу-просветителю Петру Кузьмичу Юдахину и Базаркулу Даниярову. И оно действительно стало их детищем, местом подготовки многочисленных учительских кадров и проводником культуры, искусства и науки. Многие будущие партийные и советские работники были его выпускниками. П.К. Юдахин умер через 4 года после открытия учебного заведения.

В своей статье доцент КГУ Зияш Бектенов («Кыргызстан маданияты» №51 за 21 декабря 1989 г.) так пишет о значении Кирпедтехникума: «Если в развитии русской культуры большую роль сыграл царский лицей, в котором с А.С. Пушкиным учились знаменитые декабристы, то в 1925 году открытый Киринпрос во Фрунзе не менее малую роль сыграл в истории развития киргизской культуры».

С самого начала работы педагогического техникума до смерти его первого директора Петра Кузьмича Юдахина Б.Данияров постоянно заведовал учебной частью, а после смерти директора в течение нескольких лет до перехода на другую работу в 1931 году был его директором. Свою трудовую деятельность он по существу полностью посвятил преподаванию и воспитанию первых молодых студентов из числа киргизской молодежи. Среди преподавателей в начале он был единственным киргизом, имеющим соответствующее образование. Его предметами были киргизский язык и литература. Из-за полного отсутствия учебных пособий на родном языке ему приходилось очень много работать над переработкой, имеющейся и доступной ему тюркоязычной литературы, использовать русскую классическую.

Б. Данияров был человеком очень трудолюбивым и много работал над повышением своей квалификации – на работе и дома. Я помню, на ряду с авторами русской классики хорошо знал художественные произведения казахских писателей: Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова, Сакена Сейфулина, Байимбета Майлина, Мукана Сабитова, Ильяса Жансугурова; узбекского писателя Абдуллы Кадырый Жулкумбая; татарских – Абдуллы Тукая, Галимжана Ибрагимова; таджикского — Садридина Айни и др. Кроме преподавательской и учебно-воспитательной работы в стенах техникума он духовно воспитывал учащихся – организовал различные кружки, руководил выпуском стенных газет, устраивал популярные лекции, поощрял студенческие самодеятельные кружковые постановки. Среди воспитанников – выпускников П.К Юдахина и Б.Даниярова первая плеяда киргизских писателей и поэтов: Касымалы Джантошев, Мукай Элебаев, Джума Джамгырчиев, Мамасалы Абдукаримов, Узакбай Абдукайымов, Касымбек Эшмамбетов, затем более молодые: Алыкул Осмонов, Куванычбек Маликов, Джоомарт Боконбаев, Мидин Алыбаев, Райкан Шукурбеков; крупные ученые и переводчики: Тазабек Саманчин, Зияш Бектенов, Ташим Байджиев, Суюнтбек Бектурсунов; журналисты: Саткын Сасыкбаев, Шайык Джамансариев; народные артисты ССР, композиторы: Абдулас Малдыбаев, Анвар Куттубаева; академик, доктор исторических наук Бегималы Джамгырчинов; народный художник  Гапар Айтиев.

Коллектив и руководители Кирпедтехникума с первых дней своей деятельности привлекали к учебе в техникуме не только юношей, но и желающих учиться девушек-киргизок. Среди первых немногочисленных студенток были Айшакан Карасаева (Тюменбаева), Аккагаз Азыкова (Арабаева), Уултай Ботбаева, Нуриля Эшмамбетова, Нияскан Солтоноева, Гульниса Мамбетова и др. О их плодотворной учебе и чистой жизни особо заботился Б. Данияров. Общежитие девушек он обычно размещал рядом со своей квартирой. Он был как бы их общим приемным отцом-опекуном. Впоследствии эти студентки стали первыми киргизскими женщинами-интеллигентами, видными работниками народного образования и культуры. Своим слушателям он стремился дать кроме глубоких академических знаний также и духовное богатство.

Б. Данияров не замыкался только на учебно-воспитательной работе, а как глубоко эрудированная и разносторонне образованная личность активно участвовал в культурно-просветительных мероприятиях. Еще когда Б. Данияров был студентом КазКиринпроса, его назначили заместителем Кара-Киргизской научной комиссии при Туркестанском Народном комиссариате просвещения. Председателем ее был известный киргизский просветитель Ишеналы Арабаев. Активно участвуя в работе этой комиссии, Б.Данияров составил Руководство, состоящее из 30-ти пунктов (оно было напечатано в газете «Эркин-Тоо» 25 сентября 1925 года, №66). Цель этого Руководства-инструкции заключалась в сборе устного народного творчества – начиная с великих эпосов до народных обрядов, обычаев, притчей и др. Результатом плодотворной работы тех и последующих лет стала публикация части этих материалов в разные годы (большая же их часть до сих пор хранится в архивах Национальной Академии наук).

Б. Данияров также активно участвовал в составлении методических записок, школьных программ, переводил и составлял учебники для начальной школы. В начале двадцатых годов учебников для начальных классов киргизских школ фактически не было. Он впервые выпустил целых шесть названий, которые, конечно, в свое время сыграли огромную положительную роль в обучении детей. По сути он дал начало планомерному выпуску школьных учебников в только что образованной молодой республике. Нередко выступал в республиканской прессе по актуальным вопросам того времени.

В 1928 году по инициативе известного в Киргизии ученого, талантливого поэта Касыма Тыныстанова и Б. Даниярова из Москвы в город Фрунзе был приглашен известный профессор композитор Затаевич. Со всех районов республики в столицу были приглашены известные комузчи. Цель мероприятия состояла в том, чтобы записать от комузистов кюи на ноты. Б.Данияров пригласил из Чон-Кемина своего айыльного земляка –  знаменитого комузчи Мураталы Куренкеева. В течение месяца профессором Затаевичем были сделаны нотные записи всех произведений Мураталы Куренкеева. В качестве переводчика Данияров прикрепил к Затаевичу своего родного племянника Туленбая (моего брата. – К.О.). Записи кюи Мураталы Куренкеева в данное время составляют часть золотого фонда киргизской музыкальной культуры Киргизии, многие из них используются в оркестровых произведениях наших композиторов. В том же 1928 году, когда композитор Затаевич еще находился в городе Пишпеке, из Кетмень-Тюбинской долины прибыл знаменитый акын-демократ Токтогул Сатылганов. Затаевич записал и его произведения.

В один из дней, чтобы ознакомить студентов педтехникума со знамени­тыми музыкальными шедеврами акына Токтогула, Базаркул по личной инициативе освободил свою двухкомнатную квартиру. Любознательные студенты разместились в комнатах и вокруг комнат, и в коридорах. К вечеру прибыл приглашенный Токтогул, и начался его знаменитый концерт, продолжавшийся всю ночь. Конечно, впечатления об том концерте у присутствовавших на нем слушателей надолго остались в памяти. Участники того концерта, ныне здравствующие уважаемые аксакалы: писатель Мамасалы Абдукаримов, ученый-педагог Зияш Бектенов, писатель и журналист Саткын Сасыкбаев, ветеран труда, заслуженный педагог, ныне пенсионер Джукеш Мамбеталиев – то, может быть, помнят они тот достопримечательный, даже исторический вечер?

В процессе различных культурно-просветительных работ искренним, в высшей степени доверенным человеком, единомышленником в короткой жизни был для Б. Даниярова знаменитый талантливый поэт и ученый профессор К.Тыныстанов. Впервые познакомившись в стенах Ташкентского института просвещения, они до последних дней жизни сотрудничали на благо развития национальной культуры. Многие вопросы языкознания, литературы, фольклора, истории они часто обсуждали в домашней обстановке. Они оба очень дополняли друга: их объединяли идейная убежденность, уважительные взаимоотношения друг с другом на всю жизнь.

В 1926 году в городе Баку под председательством профессора Адамалы-Оглы проходила тюркологическая конференция по вопросу замены арабского шрифта на латинский. Делегатами этой конференции были К.Тыныстанов, Б.Данияров. Они же в дальнейшем активно внедряли новый алфавит. В 1925 году в Центральном издательстве народов СССР в Москве на арабском шрифте вышел первый сборник стихов и поэмы К. Тыныстанова. Предисловие к нему написал и редактировал Б.Данияров. В своей небольшой статье он дает прекрасную характеристику содержания сборника, надеется в дальнейшем прочесть еще много новых достойных творений от молодого поэта.

По этому поводу в конце минувшего года в интервью газете «Вечерний Фрунзе» (№244 (3949) за 16 декабря 1989 г.) подполковник КГБ А.Токтогулов говорит: «В 1925 г. в Москве вышел сборник стихов К.Тыныстанова. В своем предисловии к этой книге Б.Данияров, член Киргизской комиссии по образованию, безвинно пострадавший в 1937-1939 годах, особо подчеркнул блестящие литературные дарования молодого поэта и выразил уверенность, что Тыныстанов станет одним из зачинателей зарождающейся профессиональной киргизской литературы. Сбылись слова Даниярова». Эти два соратника представляли собой высокообразованных и высококультурных личностей.

Но по личным качествам, по характеру между ними была резкая разница. К.Тыныстанов в жизни был очень открытый, общительный, веселый, с великим юмором и редчайшим остроумием. Даже у малознакомых людей он сразу завоевывал симпатии. Б.Данияров имел несколько иной характер: был глубоко серьезным, малоразговорчивым, очень честным, объективным человеком. Он не любил праздный образ жизни. Был великим тружеником, по своему глубокому интеллектуальному развитию и образованности, он среди интеллигенции того времени пользовался непререкаемым авторитетом.

Многоуважаемый профессор Карасаев вспоминает: ″3накомые студенты, молодые и старшие люди, занимающие более высокие государственные посты в правительстве и учреждениях, когда к нему обращались по любым вопросам, не звали его настоящим именем Базаркул, а именовали уважительно-почтительно «Базаке». Потому что для всех он был отличным педагогом, объективным, честным и очень справедливым человеком. Он никому не отказывал в последней помощи, кто в нем нуждался. Всегда готов был давать добрые и умные советы. Дорогой агай «Базаке» наряду с многочисленными общественными деятелями, учителями, работавшими во всех уголках Киргизии, своей преданной воспитательной работой оказал огромное влияние на формирование и рост талантов – акынов, писателей, деятелей культуры киргизского народа: Мукая Элебаева, Касымалы Джантошева, Тазабека Саманчина, Ташима Байджиева, Джоомарта Бокомбаева, Узакбая Абдукайимова, Мамасалы Абдукаримова, Абдыласа Малдыбаева, художника Гапара Айтиева и др. Уважаемый Базаке в истории киргизского народа должен занять достойное место.

Базаркул нередко встречался в своей квартире с земляками – известным историком Белеком Солтоновым, писателем Касымалы Баялиновым и с просветителем Ишеналы Арабаевым. Когда они собирались вместе, то забирались в отдельные комнаты и там долго вели беседы. Иногда к ним присоединялся К.Тыныстанов. Бывало, что в его квартире собирались семьи советско-партийных работников: Осмонкул Алиев, Торекул Айтматов, Эркинбек Эсенеманов. Эти встречи обычно происходили через их жен. Все они были женаты на близких подругах-татарках, они их и сближали. Эти встречи проходили в дружной обстановке, без гуляния с выпивками.

Базаркул Данияров много помогал, большое благотворное влияние оказал своим сородичам и близким родным. Когда он был еще студентом Казинпроса в Ташкенте, он однажды приехал на летние каникулы в свой аил и поинтересовался у аильчан, нет ли желающих учиться из числа молодежи. Тогда ему посоветовали юношей спросить у подростков, будущих знаменитей акына Аалы Токомбаева, Рыскула Тургунбекова. В эту поездку он увез их с собой в город Ташкент. Там он их устроил учиться и долгое время опекал. Впоследствии из их детей вышли научные работники, инженера, известные художники, архитекторы.

У Базаркула Даниярова своих детей не было, поэтому он воспитывал детей своего многодетного родного брата Бакира Даниярова, тоже репрессированного в 1931 году. Он помог им овладеть высшим образованием. Среди них вышли потом врачи, учителя, инженеры, деятели искусств, научные, партийные советские работники, несколько кандидатов наук и один академик, обладатели медалей и орденов разных степеней.

В историю зарождения и развития народного образования и культуры Киргизии Базаркул Данияров в свое время внес весомый вклад. Но, к сожалению, до настоящего времени о его жизни и деятельности нет никаких печатных материалов, за исключением названной выше статьи З.Бектенова.

В недавно изданном капитальном труде по истории развития педагогики в Киргизии (Антология педагогической мысли в Киргизии. – М.: Педагогика, 1988.) имя Б.Даниярова не упоминается, хотя он являлся одним из первых активных организаторов школьного и высшего образования республики.  Досадная забывчивость ученых-педагогов! Жизнь Б.Даниярова безвинно оборвалась в результате сталинских репрессий. Посмертно он был реабилитирован в 1959 году.

 

 


Автор
Насыр Данияров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *