1916. МАКАЛАЛАР ЖАНА КИТЕПТЕР

БЕЙШЕНОВ М. И ДР.: СОБЫТИЯ 1916 ГОДА: ВОЕННЫЙ АСПЕКТ

Публикуется по сборнику: Национально-освободительное восстание 1916 года в Кыргызстане и Центральной Азии. – Б.: «Турар», 2017. – стр. 215-643.

Для всех, кого заинтересует это издание в полном объеме, мы размещаем электронную версию сборника, которую Фонду Санжарбека Даниярова любезно предоставил Токтобек Мамбетович Рыскулов — член редакционной коллегии Сборника, канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой «ИКиЗВ» БГУ им. К. Карасаева.  СБОРНИК ПОЛНОСТЬЮ НА САЙТЕ

 Сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной «100-летию Национально-освободительного восстания 1916 года: историческая память и современное значение», которую 18-19 апреля 2016 г. провел Бишкекский гуманитарный университет им. К.Карасаева, вышел из печати летом 2017 года. Этот сборник содержит полные тексты 60 докладов, сделанных на пленарном заседании и в четырех секциях конференции. 

Внимательно изучив все доклады, представленные в Сборнике, мы решили отдельно опубликовать на нашем сайте в рамках проекта «1916 год» те из них, которые включают описания, по нашему мнению, важных и/или не описанных ранее аспектов событий 1916 года, вводят в оборот новые документы того времени или содержат оригинальные и научно обоснованные оценки тех событий.

Первым мы публикуем доклад группы авторов, хорошо известных всем, кто знаком с историографией событий 1916 года — М.Бейшенова, М.Суюнбаева, Д.Узбекова — «СОБЫТИЯ 1916 ГОДА: ВОЕННЫЙ АСПЕКТ«.

В наших публикациях мы неоднократно упоминали, в том числе и весьма критически, работы этих исследователей. В частности, суждения о роли «внешнего фактора» — так называемого «немецкого следа» — в провоцировании протестных событий в Семиречье, представляются нам не только не подкрепленными реальными фактами, но и … наивными, так как именно эту мифическую причину протестов киргизов еще в 1916 году усердно «культивировали, распространяли и навязывали» те самые исторические персонажи, которых в публикуемой сегодня работе те же авторы открыто и справедливо называют «военными преступниками». Этот вопрос детально рассмотрен нами в статье «Рождение, смерть и реанимация мифа о «германском следе в Туркестанских события».

В публикуемом докладе тоже есть некоторые оценки и высказывания, с которыми мы не можем согласиться и готовы аргументированно спорить. Но здесь и сейчас мы не хотим делать это, так как тех моментов, с которыми мы полностью солидарны, в данном докладе несравнимо больше. В частности, ранее никто и нигде, в том числе и в докладе А.Ф.Керенского или советских монографиях, так прямо и открыто не называл Семиреченское казачье войско — главным карателем «повстанцев», чьи действия сравнимы с самыми известными устроителями массовых убийств мирного населения в XX веке — младотурками-«башибузуками» и айнзацгруппами фашистской Германии.

Второй важный и новый аспект, которому авторы уделяют серьезное внимание, — это возможность квалификации действий военной администрации Семиреченской области и Туркестанского края как «военного преступления» или «преступления против человечности». Такое определение произошедшего представляется нам значительно более обоснованным, чем «геноцид».

В заключении хотим отметить, что в основном текст публикуется строго по первоисточнику, при подготовке к публикации были в тексте были исправлены только явные неточности:

1) заседание Государственной Думы, на которой был заслушан цитируемый авторами доклад А.Ф.Керенского, состоялся не 16 декабря 1916 года, как указывают авторы, а 13 декабря.

2) Для карательных операций в Семиреченской области военный губернатор сформировал не 5, а 7 отдельных сотен (3 запасных и 4 ополченческих).


Бейшенов М., к.ф.н., ветеран вооруженных сил; Суюнбаев М., академик РАЕН; Узбеков Д., к.п.н., ветеран спецслужб

СОБЫТИЯ 1916 ГОДА: ВОЕННЫЙ АСПЕКТ

27 мая 2015 года Президент Кыргызской Республики А.Атамбаев подписал Указ «О столетии трагических событий 1916 года». В документе отмечается, что «в течение длительного времени проводилась ошибочная политика замалчивания трагедии 1916 года».

Царский указ от 1916 года предписывал мобилизовать на тыловые работы из Туркестанского края 200 тысяч человек в возрасте от 19 до 43 лет. Ушлые местные правители 16-летних бедняков вписывали как 19-летних, а 50-летних – как 43-летних, чтобы выполнить разнарядку без привлечения своих родственников.

Указ вышел 25 июня – в священный для мусульман месяц Орозо / Рамазан, незадолго до уборки урожая, и в нарушение обязательства не брать местное население на войну, данное при их вхождении в состав Российской империи.

Для подавления бунта в Среднюю Азию направили 14,5 батальона, 33 казачьих сотни, имевших на вооружении 42 орудия и 69 пулеметов. Большая часть направлялась в Семиреченскую область. Кроме того, были вооружены 43% крестьян-переселенцев[1]. Это значит, что каждый переселенец, способный носить оружие, имел винтовку. Застрелить киргиза стало в порядке вещей.

В подавлении бунта 1916 года участвовали казачьи полки: 6 и 9-й Оренбургский казачий полк, 3-й Семиреченский казачий полк. По просьбе губернатора Семиреченского округа М.Фольбаума были дополнительно сформированы 7 казачьих сотен.

Некоторые кыргызские историки подавление бунта 1916 года предлагают считать геноцидом. Значение слова «геноцид» с греческого языка означает «делить по признакам расы, нации, религиозных взглядов, и целенаправленно истреблять»[2]. Согласно Всеобщей декларации прав человека, «никто не может быть осужден за преступление на основании деяния или за бездействия, которые во время их совершения не составляли преступления по международному праву»[3]. Так что инкриминировать «геноцид» как понятие, принятое ООН в 1947 году, к событиям 1916 года невозможно. Геноцид, с юридической точки зрения, по событиям столетней давности доказать будет невозможно, и это обратной силы не имеет. Но моральную ответственность Россия всё-таки должна взять на себя.

Карикатура на Николая Кровавого и приспешников (из просторов интернета).

Царское правительство давало прямые указания безжалостно подавлять, карать и уничтожать местное население, грабить и сжигать айылы. Эти указания прямым образом игнорировали статьи 46 и 47 Положения Гаагской конвенции 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны .

В своей известной думской речи 13 декабря 1916 г. А. Керенский подчеркивает: «Войскам приказано не давать врагу пощады… Это, вы думаете, действительно враги? Нет, господа, это поголовно и главным образом женское население киргизов, старики и дети… Их восстание было восстанием пассивным».

Согласно Гаагской конвенции 1907 года, со стороны Николая II и его военных министров, и губернаторов в отношении взбунтовавших 1916 г. совершено самое настоящее военное преступление.

А вот термины «преступления против человечества» и «военное преступление» считаются официально принятыми 24 мая 1915 г., в день издания совместной декларации стран Антанты, посвященной геноциду армян. В ней действия Османской империи характеризовались как «преступления против человечества и цивилизации».

Определения «преступления против человечности» и «военное преступление» также даны в Римском статуте и уставе международного военного трибунала (от 8 августа 1945 г.)[4]. Поэтому, согласно Гаагской конвенции 1907 года, со стороны Николая II и его военных министров, и губернаторов в отношении взбунтовавшихся в 1916 г. совершено самое настоящее военное преступление.

Военное преступление – по международному праву, исключительно серьезное нарушение законов и обычаев войны: убийство, истязание и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийство или истязание военнопленных; взятие и убийство заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение населенных пунктов; разорение; нападение на лиц, прекративших участие в военных действиях, и др.[5]

В Декларации от 24 мая 1915 года Великобритания, Франция и Россия впервые в истории признали массовые убийства армян преступлением против человечества.

Остановимся на рассмотрении некоторых статей «Положения о законах и обычаях сухопутной войны», принятой Гаагской конвенцией в 1907 году.

Во-первых, в главе I данного Положения «О том, кто признается воюющим» статья 2 гласит: «Население, при приближении неприятеля добровольно взявшееся за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, будет признаваться в качестве воюющего…». Значит, восставшие киргизы и остальная часть населения, принимавшая участие в бунте, согласно Гаагской конвенции, относится к воюющей стороне.

Во-вторых, статья 3 Положения утверждает: «В случае захвата неприятеля, как те и другие (воюющие стороны) пользуются правами военнопленных…». Поэтому кыргызы, подвергшиеся истреблению и уничтожению со стороны регулярных войск царской России в 1916 году и попавшие в плен, должны были быть отнесены к статусу военнопленных.

В-третьих, в статье 4 Положения «Военнопленные находятся во власти неприятельского Правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших в плен. С ними необходимо обращаться человеколюбиво…». А. Керенский отмечает: «В селении Луговом… отряд солдат оцепил вместе с несколькими русскими поселенцами громадную толпу киргизов и стал гнать их безоружных, выстрелами и нагайками к утесу, внизу которого была река, и сбросил туда этих людей… Главный результат комбинированных операций заключался в том, что все мятежники загнаны сейчас в такие горные районы, где вскоре вследствие голода и холода они в полной мере почувствуют последствия своего безумного восстания».

Судьбу попавших в плен или окруженных людей должно было решать правительство царской России, а не кучка военных, без суда и следствия расстреливающих кыргызов, которые не могли оказывать сопротивление.

В-четвертых, в статье 23 отмечается: «…Кроме ограничений, установленных особыми соглашениями, воспрещается: б) предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам неприятеля; в) убивать или ранить неприятеля, который, положив оружие или не имея более средств защищаться, «безусловно» сдался».

Из того же доклада А. Керенского: «Вот, например, в село Беловодск приводят около 500 киргизов из волости, где были составлены списки, для того, чтобы отправить их дальше в уездный город. Но местному русскому населению кажется ненужным охранять этих киргизов, и большая часть этих безоружных и добровольно находящихся среди русского населения киргизов палками и камнями уничтожается. Остальных ведут в уездный город Пишпек и там на глазах начальства в тот же день вечером на Соборной площади, под звуки музыки кинематографа… добиваются остальные. А в селе Луговом, где отряд солдат оцепил, вместе с местными русскими поселенцами, громадную толпу киргизов и стал гнать их, безоружных, выстрелами и нагайками к утесу, внизу которого была река, и сбросил туда этих людей… А в Токмаке, маленьком городке, начальник карательной экспедиции, посланной генералом Фольбаумом, ныне скончавшимся, и именующимся Соколов-Соколинский, для усмирения киргизов, с тем же приказом «уничтожать все аулы и все население», этот начальник карательной экспедиции, приехав в Токмак и в присутствии всей русской интеллигенции гордился тем, что он «блестяще» выполнил приказ своего начальника, и даже его молодцы, случайно или шутя, «заложников» мирной волости киргизов «потопили», переходя одну из речушек»[6] .

Эти варварские преступления со стороны карательных отрядов убеждают нас, что никакие нормы общечеловеческого характера, и тем более правила Гаагской конвенции 1907 г., не соблюдались.

Генерал-губернатор А.Н. Куропаткин 12 августа 1916 г. отдал приказ о создании временных военно-полевых судов с широкими полномочиями[7]. Многие из созданных судов даже не вели протоколов расстрела.

Согласно Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия… даже если действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.

Общее количество кыргызов на территории Российской империи составляло тогда около 800 тыс. человек. В северной части Кыргызстана проживало около 300 тысяч человек.. В общей сложности более 130 тысяч человек бежало в Китай с восточной стороны Чуйской долины дальше Токмока, Иссык-Куля, Кочкора, Жумгала, Нарына, Ат-Башы.

К.Усенбаев утверждал, что «…общее число участников восстания, убитых колонизаторами и погибших от голода, эпидемий в период деятельности Временного правительства достигло 20 тысяч человек. В результате жестокого подавления восстания и враждебного отношения правительства к повстанцам численность коренного населения северного Кыргызстана уменьшилась на 119 215 человек, или на 41,4%»[8].  Многие кыргызы после массового побега так и остались в Китае.

Жертв 1916 года по всему региону было в несколько раз больше, чем в ходе Катынского расстрела 1940 года польских граждан. Госдума России признала Катынский расстрел преступлением.

А. Шустов (РФ) утверждает, что в ходе бунта погибло около 3 тысяч русских поселенцев, было разрушено 30 сел. Общие потери кыргызов, включая косвенные, по современным оценкам, базирующимся на переписях населения, составили от 30 до 40 тысяч человек[9]. Из них от рук карателей погибло примерно 20-25 тысяч человек[10]. Некоторые из этих карателей имели награды – георгиевские кресты. В этом корни неприятия кыргызами георгиевской ленточки как символа победы 1945 года.

Особенно жесток был оплот колонизаторов в Семиречье – казаки, забывшие и предавшие свои тюркские корни. Имелись случаи, когда они поголовно уничтожали мужское население айылов холодным оружием. (В этом в том числе неприятие кыргызами казачества, которое любит размахивать своими шашками). Жестокость – как способ забыть предательство. Полукровки всегда отличались рвением. С таким же рвением в «Кровавое воскресенье» казаки рубили шашками, стегали нагайками и топтали лошадьми русских людей.

С точки зрения дореволюционного законодательства, это особое воинское сословие в Российской империи, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Часть казачьих войск возникла не исторически, а создавалась государством: Оренбургское войско, Сибирское, Семиреченское и др. Получается, Российская империя исчезла, а Семиреченское казачье войско осталось. Странно.

Не случайно в структуре населенных пунктов казачьи казармы располагались всегда в центре, чтобы «в случае каких-то смут… быть опорным пунктом». Поэтому у казаков складывались самые напряженные отношения с коренным населением. Неслучайно одним из редких общественных требований, выдвинутых в 1905 году пишпекцами, было требование о выводе из города расквартированной казачьей сотни. Кстати, некоторые деревянные казармы до сих пор сохранились на территории нынешней национальной гвардии Генерального штаба КР. Российская империя часто использовала казаков для карательных целей. Так было в июне 1879 года в Базар-Курганской волости Андижанского уезда, так было и в 1898 году, когда казаки жестоко расправились с андижанским восстанием, а осужденного акына Т.Сатылганова (смертную казнь заменили на каторгу) вместе с другими в кандалах и под казачьей охраной отправили в Сибирь. Так же они участвовали в подавлении революции 1905 года, в 1906 году жестоко подавили беспорядки в местности Акбаса Ошской области, в 1917 году боролись против большевиков[11] .

В начале XX века казаки превратились в «верных псов реакционного царизма». Они участвовали в подавлении революции 1905 года и в борьбе против большевиков в 1917 году. Сегодня сказали бы, что такое использование военных против собственного народа «антиконституционно». Это и тогда было нарушением сложившегося порядка: казаков до 1905 года мобилизовали только в случае войны с внешним врагом[12] .

Казаки – это военизированная форма, погоны, команды, шашки. По-существу, это незаконные военизированные формирования (НВФ)[13]. «НВФ» это – военизированная группа людей, организованная без соблюдения норм действующего законодательства, не подконтрольная законному правительству.

В докладе А. Керенского Государственной думе в декабре 1916 г. говорится: «Мы должны сказать, что вся вина за события падает исключительно на власть, совершившую недопустимое, невероятное беззаконие. Поэтому эти преступники должны понести возмездие, на совести которых десятки тысяч невинно убиенных…»[14]. Например, чрезвычайный полевой трибунал, состоявшийся в 1919 г. в Константинополе, заочно приговорил Талаат-пашу (министра внутренних дел) и Энвер-пашу (министр обороны) к смертной казни за военные преступления и за «унижение армянского населения…», и это соответствует законам и обычаям войны, как описано в инструкциях, дополняющих Гаагскую конвенцию от 1907 г.

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) признал бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича виновным в преступлениях против человечности во время конфликта в Боснии и Герцеговине. Хоть и заочное – но, все-таки, возмездие.

В статье «Межэтнические отношения 1916 г: до, тогда, потом, сейчас» отмечается: «Для кыргызов Николай II значит то же самое, что для евреев – Адольф Гитлер. Причисление русской православной церковью Николая Кровавого (названного так самим русским народом за «Кровавое воскресенье») к лику святых – более чем спорное действо. Чтобы символизировать «отречение от большевизма», палача возвели в ранг святого… Чтобы избавиться от одного мифа – создали другой. По этой логике и Талаат-пашу, и Энвер-пашу, если бы они были бы злодейски убиты большевиками, тоже следовало причислить к лику святых».

Устав Международного военного трибунала был составлен представителями стран антигитлеровской коалиции 8 августа 1945 года в Лондоне. Статья 6 Устава определяла преступления, подпадающие под юрисдикцию трибунала. К ним относились: преступления против мира (а), военные преступления (b), преступления против человечества (c), а именно: «Убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет» .

Так как военные преступления и преступления против человечества не имеют срока давности, то Николай II, Штюрмер В., Куропаткин А., М. Фольбаум – военные преступники.

Если в послевоенной Германии память о катастрофе стала точкой консенсуса, и нация объединилась вокруг лозунга «никогда больше», то в России память о трагедии – отрицающая или даже оправдывающая военные преступления.

Почему Россия не смогла и не хочет осознать катастрофу? В первую очередь, это множественность геноцидов в первой половине ХХ века: Первая мировая война, гражданская война, коллективизация, голодомор на Украине и в Казахстане, депортации народов, Большой террор 1937-1938 годов, Вторая мировая война – террор бил по самым разным этническим, профессиональным и территориальным группам.

Непонимание всегда дорого обходилось. Обошлось дорого и тогда – в виде басмаческого движения, которое длилось четверть века после 1916 года. Миллионы людей погибли из-за Николая II в бойнях вне и внутри страны. А святой мученик – он. РПЦ признает его мучеником – это позор для любой конфессии. Николай II был канонизирован в угоду политической конъюнктуре.

Его канонизировали, потому что нужно было святого Николая противопоставить антихристу Ленину-Сталину. Тем, кто это сделал, плевать на церковь, им важен сам козырь, который они получили из рук РПЦ. Особую пикантность канонизации придает то, что, во-первых, во главе РПЦ тогда стояли (и сейчас стоят) агенты КГБ. Во-вторых, за канонизацию ратовала меньшая, но активная часть паствы РПЦ. Она исходила из того, что убийство Николая II было ритуальным (неважно, что мнимым), организованным евреем Яковом Свердловым и исполненным евреем чекистом Янкелем Юровским.

Т.е. мотив канонизации вполне антисемитский… Указывая пальцем на проделки «сатаны» в лице «мирового еврейства», жертв расстрела проще объявить «святыми». Уже сам факт необходимости правительственной Комиссии в России заниматься такого типа исследованиями поражает и заставляет задуматься[15]. Выражение «русский царь Николай II Романов» звучит анекдотично. Посол Франции в России в 1915-1916 годах Морис Палеолог подсчитал, что Николай II по крови лишь на 1/128-ю является «русским»[16]. Царь был вовсе не Романовым, а Гольштейн-Готторпом. Т.е. российские граждане по антисемитским мотивам канонизировали немца в Русской православной церкви, главой которой является еврей Иисус Христос.

В Библии говорится: «Не сотвори себе кумира», заповеди Моисея (Исход, 20, 4). Это выражение употребляется в значении: не поклоняйся кому-либо, как идолу. Губы идола Николая II, как и положено, обильно смазаны кровью… И по кумирам вашим познаем вас.

Московский Патриархат полагает своей «канонической территорией» (термин был введён в оборот в 1989 году) территорию множества суверенных и независимых государств. В юрисдикцию РПЦ входит и территория КР… Зачем же эту экстерриториальность усугублять еще и канонизацией палача кыргызов? В Российской Федерации имеются 5 учебников истории России 20 – начала 21 века для 9 класса 2011-2013 гг. издания. Перечислим учебники по первому автору: Загладин Н.В., Данилов А.А., Киселев А.Ф., Измозик В.С., Шестаков В.А. В четырех из них есть про Ходынку, про Ленский расстрел. Про бунт 1916 года и его жертвы – ни слова.

В Ленском расстреле были убиты 250 человек. В событиях 1916 года пострадало примерно в 1000 раз больше. Но о них ни слова.

В пятом учебнике написано: «В 1916 году был объявлен призыв на тыловые работы «инородцев», в основном мусульман. Это привело в июле 1916 года к крупному восстанию в Казахстане (?!), подавленному с большим трудом». О других народах региона ни слова.

100 лет назад, когда Османская империя окончательно решала «армянский вопрос», европейские державы точно так же закрывали глаза на происходившее в Турции, руководствуясь сиюминутными геополитическими выгодами.

Если российские историки ничего не знают о событиях 1916 года – это непрофессионализм. Если знают и искажают – еще хуже. А ведь с 2015 года мы участвуем в построении общего евразийского пространства.

Если разделится царство само в себе, то не устоит то царство… Библия (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 25; Евангелие от Марка, гл. 3, ст. 24–25).

[1] А.Асанканов. История Кыргызстана. Учебник. – Бишкек, 2002 г.

[2] Политический словарь. М., 2005г. С.26

[3] Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г.. Ст.11, п.2 .

[4] См. там же.

[5] Военная энциклопедия. М., 1990 г.

[6] См. там же.

[7] М.Абдиров. Завоевание Казахстана царской Россией. Алма-Ата, 2000г. С. 19

[8] См. там же

[9] А. Шустов. Тревожный юбилей. М., Полит. KG, 2016.

[10] К.Мамбеталиев «1916 год: долг перед жертвами». Вечерний Бишкек 11.12.15 г.

[11] А.П.Ярков. Казаки в Кыргызстане. Бишкек: КРСУ, 2002. С.10 19 vm.ru/news/2015/06/ … /kazaki-neudavshijsya-russkij-frontir290526.htm 20 Межэтнические отношения 1916: до, тогда, потом, сейчас.

[12] vm.ru/news/2015/06/ … /kazaki-neudavshijsya-russkij-frontir-290526.htm

[13] Межэтнические отношения 1916: до, тогда, потом, сейчас. Суюнбаев М., Узбеков Д., http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:7117

[14] Стенограммы доклада А.Керенского на думских слушаниях от 13 декабря 1916 г.

[15] Раздел: Проверка версии о так называемом «ритуальном убийстве» семьи российского Императора Николая II и лиц из его окружения в 1918 году.

[16] Роберт Мэсси. Николай и Александр. М., 1990, с. 212 .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдиров М… Завоевание Казахстана царской Россией. Алма-Ата, 2000 г.
  2. А.Асанканов. История Кыргызстана. Учебник. Бишкек, 2002 г.
  3. Военная энциклопедия. М., 1990г.
  4. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948.
  5. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям… (Резолюция №2329.ХХIII Генеральная ассамблея от 26.11.1968года.
  6. Мамбеталиев К. «1916 год: долг перед жертвами». Вечерний Бишкек 11.12.15 г.
  7. Межэтнические отношения 1916: до, тогда, потом, сейчас. Суюнбаев М., Узбеков Д., http://kghistory . akipress.org/unews/un_post:7117.
  8. Политический словарь. М., 2005г.
  9. Раздел: Проверка версии о так называемом «ритуальном убийстве» семьи российского Императора Николая II и лиц из его окружения в 1918 году. 10. Роберт Мэсси. Николай и Александр. М., 1990 .
  10. Стенограммы доклада А. Керенского на думских слушаниях от 13 декабря 1916 г. А.Шерланов. Преступления против человечества. Проза. ru, 03.07.2014г.
  11. Стенограммы доклада А. Керенского на думских слушаниях от 13 декабря 1916 г.
  12. Суюнбаев М., Узбеков Д… Межэтнические отношения 1916 года: до, тогда, потом, сейчас. Бишкек, 2015.http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:7117
  13. Указ Президента КР от 25.05.2015 г.
  14. Шустов А. Тревожный юбилей. М., Полит. KG, 2016.
  15. Ярков А.П. Казаки в Кыргызстане. Бишкек: КРСУ, 2002.

Впервые опубликовано: «НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ 1916 ГОДА В КЫРГЫЗСТАНЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ» — Сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной «100-летию Национально-освободительного восстания 1916 года: историческая память и современное значение» () — «Турар». Бишкек – 2017. — стр.215-228


Автору
Бейшенов М., Суюнбаев М., Узбеков Д.

Пикир кошуу

Сиздин e-mail жарыяланбайт Милдеттүү талаалар белгиленген *