О ТВОРЧЕСТВЕ И ЛИЧНОСТИ

ЛИЛЯ ТУРУСБЕКОВА, РЕЖИССЕР И ЛИЧНОСТЬ

Рассказ дочери о Лиле Турусбековой. Годы жизни 1933 — 2001. Годы творчества 1956 — 1992


В Государственном Архиве кино- фото- и фоно документов сохранились удивительные кадры: 1951 г., город Фрунзе, железнодорожный вокзал, поезд Фрунзе-Москва, студенты уезжают на учебу в Москву, их провожают родные.  Среди отъезжающей молодежи и Лиля Турусбекова, поступившая на факультет режиссеров документального кино во ВГИКе. На мгновение крупный план высвечивает ее лицо: она счастливо улыбается. Это моя мама, кадры эти я впервые увидела примерно через 65 лет после того, как они были сняты на пленку…

Каждый любит свою маму и считает ее самым лучшим человеком на земле. Вот мой взгляд на то, почему рассказ о ней может быть интересен людям теперь, когда уже ее жизнь и творчество стали частью истории.

Лиля портрет с надписью
Лиля Турусбекова. Портрет с надписью: «Здравствуй, Санжарбек!»

С высоты прошедшего времени, видится, что в ее кадрах — яркая и обыденная, драматичная и созидательная, наполненная событиями жизнь республики за более, чем треть века. Уникальные кадры, составляя единое целое, запечатлели панораму жизни страны, культуру народа, частью которой была и она сама. Люди – герои фильмов режиссера Лили Турусбековой. Все это бесценный материал для историков, писателей и просто людей, которые хотят знать свою страну.

Будучи одним из первых профессиональных деятелей кино в республике, Лиля Турусбекова не работала одна. Вокруг нее были талантливые, выдающиеся личности, прославившие в эту эпоху наше искусство. Лиля Турусбекова снимала свои документальные ленты, когда кино Кыргызстана было на подъеме, стремительно росло профессиональное мастерство кинематографистов, и при этом не терялась самобытность, создавались замечательные фильмы выдающимися режиссерами. Все это время она была постоянным членом художественного совета киностудии и активно участвовала в критическом анализе творческого процесса.

Уверенно могу сказать, что она была человеком с безупречным вкусом, эстетическим чутьем.  Лиля Турусбекова была одним из тех людей, которые формировали культурную среду того времени, и планка была установлена очень высоко.

Говоря о культуре, я имею ввиду два аспекта. С одной стороны, это ее неучастие в интригах, слухах, сплетнях, в сочетании с доброжелательностью, глубоким уважением к коллегам, ко всем, в том числе и наименее заметным работникам студии, интерес к творчеству начинающих, к развитию профессиональных навыков. С другой стороны, это требовательность к эстетической составляющей произведений, отсев всего, что можно назвать безвкусицей, китчем, вульгаризацией искусства – того, что, к сожалению, сейчас цветет пышным цветом. И эту культурную составляющую ее жизни, я думаю, не следует оставлять без внимания в не меньшей степени, чем созданные ею бесценные кадры жизни страны.

Жусуп читает книгу детям
Жусуп читает книгу детям. Лиля — в светлом берете

У Лили необычное в Киргизии имя. Так назвал ее папа – Жусуп Турусбеков, выдающийся поэт и драматург, очень молодым погибший на фронте Великой Отечественной Войны. Жусуп, как его уважительно называют в народе, восхищался творчеством Владимира Маяковского и дал дочери имя в честь музы пролетарского поэта – Лили Брик. Лиле Турусбековой было всего лишь 8 лет, когда отца забрали на фронт, но незаурядная личность поэта, очень нежно относившегося к дочери, оказала влияние на всю ее последующую жизнь. Сохранились фотографии: маленькая Лиля с родителями, Лиля с отцом шагает по бульвару им Дзержинского (ныне бульвар Эркиндик), Лиля с отцом, братьями и другими детьми слушает, как он читает книгу детям во дворе.

Впечатления довоенного детства: одно из самых заметных культурных событий Киргизии – Первая Декада киргизского искусства в Москве в 1939 г, в которой участвовали   около 400 деятелей искусства республики. В центре мероприятия два произведения Жусупа: музыкальная драма «Ажал Ордуна» («Не смерть, а жизнь»), посвященная событиям 1916 года и опера “Айчүрөк”, в написании либретто которой участвовал Жусуп в творческом союзе с Жоомартом Боконбаевым и Кубанычбеком Маликовым. Отец берет дочку с собой в Москву, где 6-летняя Лиля общается с участниками декады, творческими работниками, многие из которых составили в дальнейшем славу и гордость страны. Так что, наверное, Лилин выбор профессии неслучаен…

Лиля была самостоятельной с детства: в голодные военные годы приносила домой двум младшим братьям свой паек хлеба, который выдавали в школе. Сохранилась запись интервью для радио, где мама уже через много лет после войны вместе со своей мамой рассказывают о поэте — отце и муже. История такая: перед мобилизацией на фронт Жусуп проходил военную подготовку, а уже перед самой отправкой его отпустили домой, попрощаться с семьей. Приходит, а на пороге сидят трое детей — одни, потому что его молодая жена, работавшая тогда в издательстве, как и все жители Фрунзе (Бишкека), после работы шла на строительство «стройки века» — Большого Чуйского канала. Он подошел к детям, погладил доченьку по голове, улыбнулся и сказал: «Совсем уже большая стала, смотришь за семьей». Это был последний раз, когда она его видела, он уже с фронта не вернулся…

Мама, Гүлсүн Молдахматова, правнучка знаменитого Байтика, была утонченной, воспитанной, невероятно скромной, даже альтруисткой. Например, не раз случалось, что, имея трех детей, воевавшего и погибшего мужа на фронте, пожалев бездомных, приводила их домой жить. Одна такая «гостья», сирота по имени Асия, впоследствии стала ее невесткой, женой Лилиного младшего брата. Многие годы вместе с семьей Турусбековых жила Дора Павловна, эвакуированная из России во время войны, кажется, из Ленинграда, не создавшая новую семью, но ставшая частью нашей семьи.

Лиля с подругами
С подругами. Лиля в в втором ряду в центре. Слева — Тамара Токомбаева. Справа — Жылдыз Жолдошева. В первом ряду слева — Дамира Баялинова Справа — Рита

В то же время уже маленькой девочкой Лиля была в окружении замечательных людей, которые составили литературный цвет первой половины 20-го века Кыргызстана. Многие из них были друзьями и товарищами отца, а кроме того, работа Гүлсүн в издательстве предполагала именно такой круг общения. На фотографиях тех лет Лиля, дочь поэта Жусупа Турусбекова, запечатлена вместе с Тамарой Токомбаевой, дочерью поэта Аалы Токомбаева, и с Дамирой Баялиновой, дочерью писателя Касымаалы Баялинова. А школьные подруги, и друзья студенческих лет, с которыми близкие отношения прошли через всю жизнь, оказались сами значительными личностями, все состоявшиеся люди (например, Дамира Чокоева, впоследствии много лет бывшая заместителем министра мясомолочной промышленности). Все они отмечают в своих воспоминаниях, что Лиля выделялась среди сверстников очень серьезным отношением к делу и огромной любовью к чтению.

кулешов
Лев Кулешов

Заложенные в детстве, в семье, интеллигентность, внутренняя культура, широта взглядов получили достойную огранку во ВГИКе, где Лиля училась в мастерской Льва Кулешова, о котором ученики впоследствии написали в предисловии к его книге «Искусство кино»: «Мы делаем картины, Кулешов сделал кинематографию». Он был одновременно и теоретиком кино, и практиком, новатором, впервые применил приемы монтажа, которые так и называют «эффект Кулешова».  Кулешов много лет преподавал во ВГИКе, был одним из его руководителей, заведовал кафедрой режиссуры и много писал — мемуары, учебные пособия, сценарии. Вместе с женой Александрой Хохловой, дочерью Сергея Боткина и внучкой Павла Третьякова, звездой немого кино, которая снималась и в его фильмах, выпустил несколько режиссерских мастерских. Среди тех, кто начинал у Кулешова, были выдающиеся режиссеры В. Пудовкин, Б. Барнет, М. Калатозов.

WFP2-KHOK01
Александра Хохлова

Первые выпускники ВГИКа из Киргизии: режиссер документального кино Лиля Турусбекова, кинооператоры Марлес Туратбеков и Кадыржан Кадыралиев, все вошли в историю. Дипломную работу – фильм «Серебряная вода» — Лиля сделала на киностудии Киргизфильм по сценарию И.Герштейна, тогда уже опытного кинематографиста, одного из первых творческих работников открывшейся в 1942 году киностудии.

Вернувшись в 1956 году после окончания ВГИКа, Лиля Турусбекова начала работу на киностудии «Киргизфильм», где приступила к регулярным съемкам киножурнала «Советская Киргизия», а редактором хроники был Мар Байжиев, теперь известный писатель, драматург и манасовед, а также и друг детства: отец его, знаменитый манасовед Ташим Байжиев, регулярно бывал в доме у Жусупа, они общались.  В те времена, киножурналы показывали перед началом художественных фильмов на каждом сеансе в кинотеатрах, их теперь заменила реклама, а тогда это были новости страны, дающие зрителю панораму наиболее важных событий.

Такова была судьба режиссера Лили Турусбековой: запечатлеть хронологию, жизнь страны в 65-ти выпусках киножурнала «Советская Киргизия» и в более чем 30-ти кинолентах о людях простых и известных, об их мечтах, чаяниях и труде, о культурном наследии, созданных их трудом, об атмосфере тех лет. И все это не бесстрастная фиксация изображения в кадре. Нет, на всем лежит печать уважения к героям, интерес к их духовному миру, раскрытому бережно и тактично рукой профессионала.

Вот потому-то с первых шагов на киностудии, когда Лиле было всего лет 25, ее все, даже ровесники, а кое-кто и старшего возраста, называли «эже», выражая уважение к ее образованности, серьезному отношению к делу, профессионализму. Этому обращению не препятствовали изящество и женственность молодого режиссера, естественность манер и доброжелательность характера.  Неуловимым образом Лиле удавалось установить в творческом общении с коллегами тонкую границу, не допускавшую фамильярности, в полной мере сохраняя тепло и непринужденность общения.

И уже с первых шагов на киностудии в ней проявились интерес к людям, к их созидательному труду, умение разглядеть творческое начало личности. Дебютантке поручено было создать ленту к 40-летию Советской власти о переменах в жизни киргизского народа. Лиля снимает киноочерк «Они родились на Тянь-Шане» (1958). Вместо традиционного перечисления экономических и культурных достижений республики, она строит весь фильм на рассказах о судьбах конкретных людей. Фильм, составленный из нескольких отдельных сюжетов, сохраняет внутреннее единство — композиционное, монтажное, жанровое: в биографии каждого героя выбрана особенность, которая становится развитием темы предшествующего рассказа и преддверием к рассказу последующему, а все вместе они составляют историю духовного роста людей республики. Кинокартина «Они родились на Тянь-Шане» Л. Турусбековой была в числе первых киргизских документальных лент, побывавших на экранах многих стран мира.

В 1961 режиссер Лиля Турусбекова сняла фильм «Великий эпос», автором сценария которого был Мар Байджиев, оператором Кадыржан Кадыралиев, композитором Таштан Эрматов, художником Сагын Ишенов, звукооператором Төлөмүш Океев, ассистентом режиссера Ракия Шаршенова, директором картины Иманкул Абдыкулов. Какая команда! Все эти люди стали гордостью кыргызского кино и частью истории. Фильм был снят после большой дискуссии, развернувшейся в республике, о значении эпоса Манас. В духе некоторых политических настроений того времени раздавались голоса против его сохранения. Фильм внес свою лепту в защиту грандиозного эпического наследия национальной культуры, являющегося ее необходимой и неотъемлемой частью.

В создании полнометражного документального фильма «Вслед за весной» участвовали Нуртай Борбиев, Манас Мусаев, Карим Абдыкулов, Валерий Виленский, Болот Шамшиев, Геннадий Базаров. Картина — обширный рассказ о достижениях Кыргызстана, о науке, о начале строительства Нарынского каскада, снятого впервые. При сдаче тогдашний легендарный министр культуры Кулипа Кондучалова отметила, что картина достойна участия в любом фестивале. Говорят, многим мастерам сегодняшнего дня, прославившим кыргызское кино, эта работа послужила толчком в последующем выборе профессии.

Люди – герои фильмов Лили Турусбековой. Теперь, с высоты прошедшего времени, видится, что эти уникальные кадры, составляя единое целое, запечатлели панораму жизни страны, культуру народа, частью которой и была она сама. Выдающиеся актеры Муратбек Рыскулов («Мастера Киргизского искусства») и Бакен Кыдыкеева («Причастность»), певица, исполнительница народных песен с уникальными природными данными, Мыскал Омурканова («Мыскал»), поэт, драматург и переводчик Алыкул Осмонов («Алыкул»), ученый-этнограф Клавдия Антипина с очень интересной судьбой, собирательница истории подлинного традиционного киргизского костюма, вовремя успевшая запечатлеть уходящее искусство народных мастериц, эстетику национальной одежды и вышивки кыргызов («Судьба»), изготовитель седел, Жылкычы Шершебаев, сохраняющий традиционный промысел («Чебер»), стали героями документальных  лент. Теперь, когда говорят о них, вспоминают, невозможно обойти стороной этот материал.

Все эти люди – наша история, эти кадры бесценны. Из интервью Лили Турусбековой, данного после съемок фильма «Мыскал»: «Темы всех этих картин перекликаются в своей сути — они о народных талантах. Меня вообще привлекают такие люди… Я считаю, мы, кинематографисты, должны использовать любую возможность снимать этих уникальных людей, иначе завтра уже будет поздно».

Особым в этом ряду является полнометражный фильм «Кошой-Таш» о талантливом организаторе Корчубеке Акназарове. Это фильм о созидании, об искреннем трудовом порыве разных людей, населяющих суровую землю Кочкорской долины, об умении руководителя мобилизовать силы народа, который сам строит лучшую жизнь.  «Фильм, воспевая труд, рождает гордость за человека. Строгий и эмоциональный, он подкупает и убеждает» — так характеризует фильм в своей книге «Кыргызское кино» известный киновед Каарман Ашимов (1999г, с 74)

Картина жизни страны предстает перед нами во всем многообразии, когда мы узнаем о студентке университета и ее подругах («Оглянись, Чолпон»), о молодой швее и учительнице (Твои подруги), о жизни мальчика в школе-интернате («Я и мои друзья») или видим глазами путешествующих деда и мальчика разные ее уголки («Рождение песни» — первый режиссер Ю.Герштейн). Можно смело сказать, что все эти фильмы о людях известных и людях простых, сделаны с любовью и уважением к героям, и несут в себе, как теперь сказали бы, «море позитива». В них нет приукрашенной действительности, приглаженных характеров или казенного отчета. Это документ эпохи, созданный оптимистом и тонким наблюдателем, разглядевшим важное, деятельное и искреннее в человеке.

В творчестве Лили, разумеется, нашли место и драматические эпизоды истории. В картине «Большевики Пишпека» — о непростых годах начала ХХ века, на территории Киргизии. Уже в независимом Кыргызстане снята картина «Воскресшие из праха» по свежим следам о событии, потрясшем всю страну. Было найдено массовое захоронение 137 человек, расстрелянных в годы сталинских репрессий, в числе которых – самые знаменитые политические деятели первых лет Советской власти. А лента не о сенсации. В ней устами родных повествуется об остром чувстве потери близких, из этих искренних рассказов вырисовываются портреты незаурядных личностей, патриотов совей страны, их живые и теплые образы.  Эти фильмы скорее о памяти и уроках истории, а не «чернуха», которой так увлекались в переломное время, как раз, когда снимался фильм.

Лиля с братом и сестрами Чокоевыми
Лиля с братом и сестрами Чокоевыми в Карагачевой роще на выходных

В этом ряду панорамные картины о стране — «Советский Киргизстан», «Твой день, Республика», снятые к юбилеям и уже по своему жанру призванные стать одой достижениям республики, стали добротным материалом о крупных проектах, значимых для страны, свидетельством времени, а не бравурным и формальным отчетом.

За кадром остается работа на киностудии, которую не видели мы, ее дети, но много слышали от коллег. Она была членом тарификационной комиссии, которая каждые 6 месяцев тарифицировала все “второе звено” на студии: ассистенты режиссера, оператора, гримеры, техники записи, техперсонал лаборатории, работники монтажного цеха. Лиля Турусбекова всегда объективно оценивала сотрудников студии, и это делала с большим уважением и вниманием к труду каждого работника. Прошло много лет, а до сих пор у людей осталось чувство благодарности за укрепление веры в справедливость. При том, что, по общему признанию, ей были присущи скромность, отсутствие стремления привлекать внимание к себе, она не боялась проявить принципиальность.

1962-MM-dd LT 79-14 syemki Toguz Toro
На съемках в Тогуз-Торо
с детьми для сайта
С дочками

Надо сказать, что профессия режиссера требует не только творческих поисков, но и умения мобилизовать съемочную группу из разных по темпераменту и складу людей, постоянных разъездов, преодоления бытовых неудобств, готовности взбираться на лошади на высокогорное жайлоо или подниматься на строительство плотины, а потом хорошо выглядеть… При этом документалисты не на виду у публики, народ узнает обычно в лицо тех, кто занят в художественном кино, а не в хронике. Но, надо сказать, Лиля выбрала профессию осознанно, “по любви”, и эта работа никогда не заслоняла ей семью, любимого мужа, детей, друзей и близких.

Все это существовало в ее жизни в гармонии и потому очень естественно воспринималось нами, как данность. И только теперь, по прошествии времени, мы понимаем, как ценна та атмосфера, которую она создавала вокруг себя…

Документальный фильм «ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА». О Лиле Турусбековой

Фильмография Лили Турусбековой

Фильм «ВОСКРЕСШИЕ ИЗ ПРАХА» 1992 — о тех, кто покоится на Ата-Бейите


Автор
Асель Даниярова

2 комментарии на “ЛИЛЯ ТУРУСБЕКОВА, РЕЖИССЕР И ЛИЧНОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *