ДНЕВНИК КОНКУРСА

УРОКИ ПЕРВОГО УЧИТЕЛЯ. УРОК ВТОРОЙ. НАШИ УЧИТЕЛЯ В ВЕК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Продолжаю делиться уроками ПЕРВОГО УЧИТЕЛЯ. Пишу о проблемах, которые считаю острыми, приоритетными, требующими немедленных действий.

Учитель 21 века — без интернета, без компьютеров, без достаточного количества учебников, без книг, без газет и журналов, без радио, без театров и музеев…


p1030882Каким образом школьные учителя получают необходимую им информацию? Откуда могут они почерпнуть сведения о мировых новостях в сфере образования, лекционные материалы, аналитические статьи, последние известия о том, что происходит в мире, в стране, в их местности.  Как происходит обмен информацией между ними, внутри системы образования?

Можно смело утверждать, что учителя в сельской местности НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ИНТЕРНЕТ, да и вообще не пользуются компьютером. Компьютеры имеются практически в каждой школе, конечно, в недостаточном количестве, но хотя бы один или два есть везде. Их применяют в основном в качестве печатной машинки, на которой работает секретарь директора школы. Возможно, в некоторых школах учителя-предметники старших классов имеют доступ к компьютеру, но и они в большинстве своем не используют его в повседневной жизни и не имеют практики работы с интернетом. Это я могу смело утверждать на основе собственного личного опыта.

Так, например, я сделала попытку разослать через интернет директорам школ письма о конкурсе сельских учителей начальных классов «Первый учитель», который в этом году  проводила от имени своего «Фонда Санжарбека Даниярова» в 5-ый раз. Для этого я обратилась к руководителям РайОО с просьбой прислать электронные адреса директоров школ.  Должна сказать, что списки директоров с электронными адресами удалось таким методом собрать из большей части сельских районов. Однако на сообщения, отправленные по этим адресам,  в 100% случаев пришел электронный ответ о том, что данный адрес не функционирует. Какая мысль напрашивается? Прежде всего, учителя не только не пользуются электронной почтой для собственных нужд, но и не обмениваются сообщениями по службе. Руководители образования ничего не присылают в школу по электронной почте, и никаких ответов оттуда не ждут. А вероятно, и сами интернетом не пользуются. Самый оперативный ресурс обмена информацией не задействован…

При этом часть участников конкурса, – учителей начальных классов, все же прислала сочинения на конкурс по электронной почте. Однако в подавляющем большинстве таких случаев выяснялось,  что автор обратился к родственнику или знакомому за помощью в наборе текста, а потом к другому человеку за отправкой по электронной почте.

Интересно (и огорчительно), что практически все сочинения из ограниченного числа набранных на компьютере участниками конкурса самостоятельно, были вынужденно исключены из соревнования по причине наличия в них плагиата из просторов интернета. Выходит, стоит кому-то из педагогов опробовать интернет, как тут же он становится источником «заимствования» чужих работ… А ведь мы говорим о тех, кто воспитывает наше будущее…

Вся остальная масса сочинений была выслана на конкурс либо по обычной почте, либо с оказией (то есть, вручена односельчанину, который ехал по делам в город Бишкек), и написаны эти работы были от руки, не напечатаны (в скобках замечу, что по условиям конкурса это допускалось, хотя и усложняло организационную работу, например, требовалось сканирование и удаление лишней информации, поскольку на проверку членам жюри сочинения отправлялись без имени или координат участника, а с кодом, это также удлиняло время на проверку на плагиат, а также затрудняло чтение сочинений членами жюри с учетом почерка автора).

Но и тут есть «подвохи». Как-то раз на конкурс была прислана пара писем вообще без адреса, только: «Город Бишкек, Фонд Санжарбека Даниярова». Иначе говоря, как Ванька Жуков из Чеховского рассказа написал: «На деревню дедушке»! К слову, письма все же были получены, потому что работники почты проверили адрес регистрации фонда, сделали наклейку с юридическим адресом и доставили… О чем этот случай свидетельствует, помимо достойного отношения к обязанностям работников почтового отделения? Некоторые учителя не имеют практики пользования почтой, не только электронной, но и традиционной.

Может быть, все же учителя выписывают газеты и журналы в печатном виде? Назовите мне такие издания, и я буду рада узнать о них. К сожалению, в Кыргызстане в настоящий момент по педагогическому профилю известна только одна газета КУТБИЛИМ, орган Министерства образования и науки.  Школы выписывают номера, благодаря чему эту газету некоторые педагоги читают или хотя бы просматривают в кабинете руководителя. Хорошо, что есть вот такое «информационное окошечко»… Но в свободной продаже ее нет, а домой ее тоже мало кто выписывает.

Может быть, учителя выписывают непрофильные газеты и журналы? Нет у меня статистики на этот счет, но никто из системы образования, с кем мне доводилось говорить, этого не делает. А я этим вопросом целенаправленно интересовалась, потому что мне нужно было донести учителям начальных классов информацию о конкурсе.

Покрыта ли вся территория страны FM-радио? Да и есть ли радиоканал, целенаправленно освещающий вопросы образования в стране? Широким слоям населения он неизвестен.

Остается только телевидение, просветительская и образовательная роль которого сомнительна, во всяком случае, в моих глазах.

Видимо, практически единственным каналом обмена информацией, по крайней мере, профессионального характера, остаются курсы повышения квалификации учителей…

Итак, мы вошли в 21 век, век высоких технологий! Учителя не знают интернета, почти не читают газет, журналов и книг, у них недостаточно учебников и пособий, и все это на фоне катастрофического снижения читательской активности населения, падения книгопечатания, исчезновения книжных магазинов, критической нехватки учебников у школьников. В относительно небольшой по территории и населению стране невозможно оперативно донести информацию до тех, чья профессия включает и донесение информации до поколения будущего!

Можем ли мы охватить информатизацией наших учителей в ближайшие пару-тройку лет? Что вы думаете?

< ЧИТАТЬ: УРОК ПЕРВЫЙ


Автор
Асель Даниярова

2 комментарии на “УРОКИ ПЕРВОГО УЧИТЕЛЯ. УРОК ВТОРОЙ. НАШИ УЧИТЕЛЯ В ВЕК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  1. ужасно, но всё описанное вами совпадает и с моим опытом.
    спасибо за Ваше подвижничество.

    1. Спасибо за комментарий. Вопрос в том, как изменить ситуацию. Что можем сделать мы, чтобы изменить ее к лучшему? Страна у нас небольшая, вполне реально сделать движение вперед в части информатизации страны, в облегчении обмена опытом и знаниями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *